ЗВУЧИТ ЕГО МУЗЫКА
7 июля этого года исполнилось бы 100 лет со дня рождения одного из мастеров татарской советской песни, выдающегося композитора Энвера Бакирова, многогранная творческая деятельность которого сыграла основополагающую роль в становлении и развитии татарского музыкального искусства.
7 июля этого года исполнилось бы 100 лет со дня рождения одного из мастеров татарской советской песни, выдающегося композитора Энвера Бакирова, многогранная творческая деятельность которого сыграла основополагающую роль в становлении и развитии татарского музыкального искусства.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Энвер Закирович Бакиров родился 7 июля 1920 года в Казани в многодетной семье служащих, а детство провёл в селе Альдермыш Высокогорского района. Музыка окружает будущего композитора с малых лет: талантом к различным музыкальным инструментам обладают все члены семьи Бакировых. Они создают свой семейный ансамбль и радуют выступлениями односельчан, а их участие в заключительном концерте республиканского смотра художественной самодеятельности отмечается грамотой и получает отклик в печати.
Молодому композитору посчастливилось учиться у самых видных музыкантов того времени: в 1932 г. его замечает основоположник детского музыкального образования в республике Рувим Поляков, в 1934 г. в музыкальном училище он занимается в классе скрипки Ильяса Аухадеева и берет первые уроки по композиции у Юрия Виноградова, с 1946 по 1952 гг. композитор обучается в Казанской консерватории в классе композиции Альберта Лемана, ещё студентом Бакирова принимает на работу в оркестр театра им. Г. Камала один из основоположников татарской профессиональной музыки Салих Сайдашев.
«ВОТ ТЕПЕРЬ Я ТЕБЯ ЛЮБИТЬ БУДУ»
Военной службе Энвер Бакиров отдал около семи лет жизни. С 1940 по 1946 гг. он служит в Красной армии, откуда увольняется в звании гвардии лейтенанта. В 1942 г. композитор оканчивает Ульяновское Гвардейское танковое командное училище им. В.И. Ленина. Не попав на фронт в связи с нехваткой преподавательского состава, всю войну обучает танкистов 15 августа 1945 года композитор женится на Фирдаус Болгарской – дочери известных артистов Хамита Кульмамета и Гульсум Болгарской. Они познакомились в театральной студии. Добиться расположения девушки у молодого композитора получилось не сразу. «Мама для своего возраста была очень высокой и красивой девушкой, а папа – маленьким и худеньким. Она не обращала на него внимания, и он всё время пытался завоевать её любовь. Когда мама увидела папу, который поступил в танковое училище и надел форму, сказала: вот теперь я тебя любить буду», – рассказывает их дочь Гульнар Энверовна Шатравина. Семейная пара прожила вместе 56 лет, воспитав четверых замечательных детей.
НЕ ПЕСНИ, А РОМАНСЫ
Энвера Бакирова по праву называют подлинным мастером песенного жанра. В 1937 г., ещё будучи 17-летним студентом, он пишет своё произведение «Иртәнге серенада» – «Утренняя серенада» на стихи поэта Хай Вахита. Оно полюбилось слушателям и принесло популярность после исполнения певцом Ниязом Даутовым. Эта песня звучит также в инструментальном исполнении и не теряет своей актуальности и сегодня.
Композитор создал свыше 200 песен. Эти мелодичные произведения люди пели с огромным удовольствием и называли даже не песнями, а романсами. Он работал в разных жанрах. Особенно выразительными в творчестве композитора стали лирические песни, среди которых можно выделить такие, как «Кыр казлары киткәндә» – «Когда улетали дикие гуси» (Рашит Гарай), «Китте бит ярты йөрәк» – «Ушло ведь полсердца» (Шариф Биккол), «Кемгә сөйлим» – «Кому говорю» (Фатих Карим), «Әйткән идең» – «Говорила ты» (Хасан Туфан), «Әгәр белгән булсам» – «Если б знал я» (Шариф Биккол).
ЭНВЕР БАКИРОВ (1920-2001 гг.) – советский и российский композитор, скрипач, педагог, Заслуженный деятель искусств ТАССР (1969 г.) и РСФСР (1981 г.), лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая (1973 г.), Народный артист РТ (1993 г.), член Союза композиторов СССР (с 1953 г.). Руководитель коллективов художественной самодеятельности в Казани, Мензелинске и Набережных Челнах (1946-52 гг.), редактор музыкального вещания, инструктор Татарского обкома КПСС (1952-54 гг.), преподаватель теоретических предметов в Казанском музучилище (1951- 56 гг.), завлит ТАГТ оперы и балета им. М. Джалиля (1956-57 гг.), работник детских музыкальных школ Казани и Елабуги (1957-70 гг.), преподаватель музфака Казанского пединститута (1968-70 гг.). Награждён медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 годов» (1946 г.), «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-45 годов» (1966 г.), Почетными грамотами РТ и Казани, а также другими правительственными наградами
К последней из них с особой любовью относятся родные композитора: это семейная песня, слова которой всегда переделывали по случаю различных торжеств и устраивали нечто похожее на капустники, она звучала практически на всех свадьбах внуков композитора.
Известная песня под названием «Мәк чәчәге» – «Цветок мака» написана на основе подлинной истории, произошедшей с композитором в Мензелинске, где ставился один из спектаклей, музыка к которому была написана Бакировым. Он жил в частном доме главного режиссёра постановки и, решив помочь хозяевам расчистить участок от сорняков, случайно выкопал многолетний мак, который бережно растила хозяйка. Вернувшись вечером и обнаружив потерю, она села и заплакала. В Казани он рассказывает о произошедшем поэту Альберту Абдуллину, и вместе они создают эту песню, которая даёт название очередному сборнику произведений композитора.
С ней связана и история появления песни музыканта Марса Макарова. Композитор с группой исполнителей гастролировал по республике. Выступали они на полевых станах. Певцы же, выезжавшие с ним, были уже в возрасте, и им было сложно исполнять песню, написанную в широком диапазоне. Макаров предложил упростить мелодию, однако Энвер Закирович не согласился на это и предложил ему издать «упрощенный вариант» под своим именем. Песня чаще исполняется в интерпретации Марса Макарова. Одно из самых значимых и известных произведений Бакирова – балет по мотивам сказок Габдуллы Тукая «Алтын тарак (Золотой гребень)» (1957 г.), в новой редакции – «Су анасы» – «Водяная» (1971 г.), за который в 1973 г. творческий коллектив создателей данной постановки был удостоен Госпремии им. Г. Тукая. «Мы пошли на премьеру папиного балета. Меня как будто прибило к креслу, я сидела и думала: неужели все это написал мой папа? В тот момент пришло осознание, что он, действительно, великий человек. Мы даже в семье его называли «Гениальный композитор великого татарского народа» – это всегда была наша присказка», – говорит Гульнар Энверовна.
Канву большинства своих композиций для спектаклей и балетов Энвер Бакиров создавал дома. «У него на столе всегда стояли тонко заточенные карандаши и лежали листы бумаги, был даже разлинованный блокнот. Иногда проснешься, откроешь глаза, а он сидит и выводит с помощью точек какие-то нотки. Песни его первым делом должна была послушать мама. Она могла покритиковать, и он тут же что-то переделывал», – вспоминает дочь. В те периоды, когда работа требовала особенной сосредоточенности, а наличие большого количества человек в доме не позволяло спокойно сесть и поработать, Бакиров уезжал на месяц в деревню или в Дом творчества композиторов в посёлке Старая Руза, где ему выделяли дом с пианино.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Энвер Закирович был уверен: для того чтобы получить хорошее развитие, ребенок обязательно должен заниматься музыкой, знать хотя бы её азы. Несмотря на всю свою занятость, он также успевал вести и активную просветительскую деятельность: писал учебно-методические пособия по музыке на татарском языке, ездил по городам и районам Татарстана как руководитель самодеятельных коллективов и преподаватель музыки, открывал музыкальные школы и музеи, читал лекции, проводил творческие встречи, писал песни на детские стихотворения. Именно Энвер Бакиров стал организатором традиционных выступлений тысячного хора любителей песни на ежегодном празднике «Сабантуй» в Набережных Челнах.
ГЛАВНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ КОМПОЗИТОРА
Гульнар Энверовна встретила меня на пороге летнего дома в Зеленодольском районе. Этот дом построен настоящим мастером еще в 1966 году, а Энвер Закирович лично участвовал в его строительстве как подручный. С тех пор этот дом всегда служил надежным пристанищем для всех членов большой семьи Бакировых: для каждого здесь есть пусть и небольшая, но отдельная, собственная комната.
Главным увлечением композитора было садоводство. До сих пор дают плоды яблони и вишневые деревья, посаженные композитором. Он отличался хозяйственностью, которую старался прививать и своим детям. Чай семья пила исключительно из большого медного самовара, который отец семейства раздувал сапогом, кипятил и ставил на стол. После чаепития он вручал осколки красного кирпича детям: этими осколками они уже к обеду должны были начистить самовар.
«Утро, часов 5. Ты еще спишь и вдруг слышишь звук. Выглядываешь в окно и видишь папу в соломенной шляпе, шортах, с мотыгой в руках. Раньше у дома не было таких дорожек, как сейчас, всё зарастало травой, и он убирал её к нашему выходу. Вместе с тем папа был очень требовательным. Мог сказать мне: «Кызым, у тебя такие музыкальные пальчики, подергай-ка усики у клубники, поубирай сорняки!» Утром нарвёт пучок полыни и сделает из неё веник к тому моменту, когда ты проснешься. Твоя обязанность – подмести весь дом именно полынью и для запаха, и для того, чтобы не было насекомых», – рассказывает Гульнар Энверовна.
ОТЕЦ И ДЕДУШКА
По работе композитор часто бывал и в Москве, но даже там никогда не забывал о жене и детях, привозил в коробках и больших чемоданах игрушки, мандарины, московские конфеты, одежду. Однажды после одной из таких командировок Бакирова его жена и дочь стали обладательницами «шикарных» на то время туфель, и пусть на два размера больше, чем просили: это на шерстяной носок, чтобы не мерзли ноги!
Энвер Закирович оставил после себя целую династию: четверо детей и восемь внуков, а сейчас у него уже подрастают и правнуки. «О папе у меня только приятные и добрые воспоминания. Он дал мне имя при рождении и, когда мне исполнился год, написал песню «Камил ёлкага килде» – «Камиль пришёл на ёлку», но о существовании этой песни я узнал только, когда оцифровывал архивные записи отца. В нашей семье было принято обращаться к родным «әтием», «әнием», «әбәбәм», «әнәнәм» и т.п. Меня удивляло, почему мои сверстники обращаются к своим родителям «әти», «әни». Почти всем в своей жизни я обязан отцу. Он привил мне любовь к татарской и классической музыке. Научил меня самостоятельности, доводить дело до конца. Если что-то не получалось, заставлял думать. И учил он не словами, а личным примером. В этом проблема многих «воспитателей», которые говорят одно, а на деле поступают по-другому. Дети это прекрасно видят и поступают так, как поступали их родители в аналогичных ситуациях. Например, в 1966 году он поручил мне и моему двоюродному брату сделать электропроводку во вновь построенном доме. Я тогда закончил седьмой класс, а братишка – первый. Папы с нами не было. Он уезжал утром и возвращался только вечером, привозя еду и необходимые материалы. Мы работали под напряжением! Но я очень гордился доверием отца и соблюдал правила безопасности. Что такое ток, я познал ещё в детском саду, когда дома пытался включить елочную гирлянду. Благо, что делал я это одной рукой, но «шибануло» меня прилично, и я помню об этом всю свою жизнь. Тогда же папа мне объяснил, что нельзя двумя руками «лезть к электричеству», что это смертельно опасно. Хотя в то время я мало понимал, что такое смерть. Когда через много лет по требованию пожарных я переделывал эту проводку, то пришёл в ужас. Отсутствие достаточных знаний и опыта, стремление экономить дорогостоящие материалы привели к тому, что в местах соединений была чернота. Это могло в любой момент привести к пожару. Слава Аллаху, этого не случилось. Ещё в начале 1960-х годов у нас была дача на Казанке под горой около 15-ой городской больницы. Туда мы втроём, брат Равиль, я и папа, добирались на велосипедах с улицы Павлюхина. У всех на головах были соломенные шляпы, купленные папой. Довольно забавно это смотрелось со стороны, но мы гордо их носили. На этой даче не было никаких удобств, готовили на керосинке. Она загорелась и огонь перекинулся на дверь. Папа быстро сдёрнул с кровати ватное одеяло и накрыл им пламя, чем меня сильно удивил. Пожар был побеждён! А папа объяснил, что главное – это прекратить доступ кислорода к огню! Это я запомнил на всю оставшуюся жизнь», – рассказывает о детстве третий сын композитора Камиль Бакиров.
Трепетное отношение у композитора было и к внукам. «Моему сыну Алешке было около 4 лет, когда мы приехали из Германии. Мама напекла пирогов, был полный стол, в один день – одно, в другой – другое. Сидим, завтракаем всей семьей. Папа спрашивает у него: «Улым, ты чего такой грустный?» «Я хочу сардельку...», – говорит тот. Папа без слов поднялся, оделся и куда-то ушёл. Его не было часа два. Оказалось, что всё это время он искал эти сардельки по министерским столовым, нашёл и принёс их, потому что его внук, который приехал к нему в гости, захотел эту сардельку!» – с улыбкой вспоминает Гульнар Энверовна.
Заслуженный работник культуры РТ, пианист, органист, преподаватель, она не могла не пойти по стопам отца и не получить профессиональное музыкальное образование. В детстве девочка не воспринимала себя дочерью великого человека: «Меня называли “дочь Бакирова” еще со школьных времен. В училище смотрели и не понимали, что это я такая простая, почему не поднимаю наверх голову, когда прохожу, а у меня даже и мысли такой не было, мы были очень простыми».
Энвер Закирович всегда поддерживал дочь во всех её начинаниях. В консерватории татарскую музыку девушке преподавала Юлдуз Исанбет, отличавшаяся строгостью и требовательным отношением к своему предмету. «Собираюсь на зачёт, папа спрашивает: «Куда идешь, кызым?» Я ответила, что иду сдавать зачёт, на что он говорит: «Не сдашь, ты не знаешь татарскую музыку». На зачёте Юлдуз Накиевна велела спеть мне песни Хайруллина, Музафарова, Загидуллина и сказала прийти тогда, когда выучу их. Папа, узнав, что я не сдала, притаскивает мне большую кипу нот разных композиторов, какие только у него были. Я засела, потому что надо было сдать, и выучила по три песни каждого. Прихожу, а она говорит: «Сыграй Бакирова». Я сыграла, а она попросила спеть его песни на татарском. Я знала их, но петь по-татарски не могла», – признается Гульнар Энверовна.
По её словам, реабилитироваться перед отцом она смогла на вечере его памяти в Союзе композиторов РТ, спев песню «Әниемнең җылы кочагы» – «Тёплые объятия моей мамы», заменив в ней слово «мама» на «папа»:
«А кто в непогоду
Хранил меня от ветров,
Прижимал к груди –
Кто ещё?
Кто, лаская, растил меня,
Кто дал мне жизненную силу?
Это тёплые объятия моего папы».
Энвер Закирович Бакиров ушёл из жизни 10 августа 2001 года в возрасте 81 года, посвятив всю свою жизнь служению музыке и татарскому народу.
Имя Энвера Бакирова носят две детские музыкальные школы: №6 (г. Казань) и №1 (г. Елабуга). Последняя была построена и открыта по инициативе самого Бакирова еще в 1958 г. Продолжая традиции отца, Гульнар Шатравина руководила музыкальной школой №6, силами преподавателей и учащихся данной школы в этом году в концертном зале им. Сайдашева состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Бакирова. Много лет назад здесь же прошёл концерт в честь его 80-летия – последний, на котором присутствовал он сам. «Папа сидел со всей семьей в ложе между двух сыновей. К тому времени он уже не разговаривал, но я смотрел на него и видел: он понимает, что всё это посвящено ему и звучит именно его музыка», – вспоминает сын композитора. «Очень радует, что папину музыку знают и, самое главное, преподносят в совершенно новых вариантах. Нам часто пишут с просьбами прислать ноты даже из Израиля, Германии, Америки», – говорит Гульнар Энверовна.
Теги: время, культура, журнал "Идель" история, тасср, писатели, татарская литература
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев