Логотип Идель
Литература

Эдуард Учаров. «Варясь в собственном соку, начинающий автор будет допускать всё те же ошибки»

Казанский поэт, руководитель литературного кафе «Калитка» Центральной библиотеки о роли литобъединений

Проблема, с которой сталкивается молодой автор – это проблема роста технической составляющей (версификация) и творческого роста (мысль, поэтическое мироощущение, угол поэтического зрения). То есть без «пинков» извне, варясь в собственном соку, начинающий автор будет допускать всё те же системные ошибки в техническом плане, и не будет расти или будет расти намного медленнее творчески.

 

Классические лито в своём расцвете, с авторитетными литераторами во главе, где побуквенно обсуждали тексты, где происходило, в том числе, и неформальное общение маститых авторов и новичков, обе эти проблемы решали. Происходил важный процесс накопления, обмена и передачи поэтического, литературного опыта – от старшего поколения к младшему.

 

Но. Появился интернет. Возникли поэтические сайты. Некоторые из них взяли на себя не только функцию творческого общения, но и обучения начинающих. Я тому живой пример. Свои первые стишки я публиковал на нескольких поэтических порталах, где меня нещадно били за ошибки и допущенные огрехи: стилистические, пунктуационные, грамматические и версификационные, объясняли, что такое рифма, соблюдение размера, советовали, каких современных поэтов почитать и многое другое. Получается, это было то же самое лито, только виртуальное.

 

Литературные объединения – важная школа, творческая лаборатория для начинающих авторов. Другой вопрос, в каком формате они теперь должны существовать. На сегодняшний день я уверен в качестве разбора текстов в двух казанских литобъединениях: имени Марка Зарецкого при музее Горького (руководитель Борис Вайнер) и в лито имени Виля Мустафина в музее Константина Васильева (руководитель Филипп Пираев).

 

Поймал себя на мысли, что не знаю 20-25-летних казанских поэтов. Чуть постарше знаю, а вот 20-летних – нет. Именно – сложившихся поэтов с талантливыми текстами. Наверняка такие есть. Но где они обитают? В интернете? В соцсетях с собственными пабликами ВКонтакте? Без серьёзной школы литобъединений такую поэзию вряд ли можно назвать профессиональной. Но феномен «сетевой поэзии» существует. Сетевые, не очень профессиональные авторы даже умудряются гастролировать по городам и, что очень интересно, собирать людей на платные вечера. Тогда как на бесплатные вечера очень талантливых поэтов приходят в основном единицы, увы. Это, конечно, вопрос о подготовленности среднестатистической публики к серьёзной поэзии и вопрос подачи (актёрских навыков, харизмы) литературного материала. Надо помнить, что литература – прежде всего текст. Она оценивается в первую очередь глазами.

 

Я думаю, что проза, если мы говорим о её крупных формах, – дело зрелости. Молодость – это в большинстве случаев лирика. Щенячий восторг от жизни, смерти, времени, себя, короткие и яркие выхватывания моментов. Бурлящий калейдоскоп явлений, предметов, собственных эмоций. Большая проза – фундаментальные, мировоззренческие вещи. Житейский опыт. Философские концепции. Мне кажется, именно поэтому практически все известные писатели поначалу в молодости писали стихи, а потом переходили к прозе. В обоих случаях – без вдохновения, без таланта, без мастерства – ничего не добьёшься. Наверное, проза требует большей усидчивости, большего времени, но не энергии.

 

Теги: литература литературные объединения

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев