Литература
Марат Сафаров. В переулках близ Сретенки
Запутанное ожерелье уютных московских переулков. Северная часть исторической Москвы… Неизбежен ход времени и смена поколений. Когда-то по московским улицам ходил-спешил татарский мальчик, юноша, начинающий литератор. Разные маршруты были у него, но один – основной, определивший жизнь. Москва 1920-х годов.
(в сокращении)
Абдурахман Абсалямов
Запутанное ожерелье уютных московских переулков. Северная часть исторической Москвы…
Неизбежен ход времени и смена поколений. Когда-то по московским улицам ходил-спешил татарский мальчик, юноша, начинающий литератор. Разные маршруты были у него, но один – основной, определивший жизнь. Москва 1920-х годов.
Стоит в Ащеуловом переулке примечательный дом № 9 постройки 1904 года, спроектированный архитектором И.В. Михайловским на основе здания XVIII века. До революции дом являлся доходным, а впоследствии был разделён на коммунальные квартиры. Здесь жила семья Абсалямовых – недавних выходцев из деревни Старое Аллагулово Пензенской губернии.
От многолюдной Сретенки до восточных кварталов Замоскворечья и сейчас не близка дорога, а в старой Москве надо было на извозчике или трамвае пересечь весь центр города; по мосту перебраться в ещё сохранявшие купеческий уклад Пятницкую, Новокузнецкую, Большую Татарскую. Сколько времени уходило на этот каждодневный путь из дома до классов Дома Асадуллаева? Так прошло детство Абдурахмана Абсалямова. И хотя будущий классик татарской литературы родился в небольшой мишарской деревне, истоки его большой литературной судьбы скрыты в московских домах и переулках.
Дом в Ащеуловом переулке
Цитата из повести его современника Амирхана Еники «Вөҗдан» («Совесть», 1968): «...все специалисты по каракулю были мишарями, специально приглашённые из окрестностей Москвы и Ленинграда... Маматов, Байтираков, Ишмаметов, Ширинский – фамилии, которые уже подсознательно вызывают уважение».
Это мир, где прошло детство Абдурахмана Абсалямова, и все перечисленные фамилии ему были известны и близки.
Жили татарские меховщики в разных частях города. Сафа Абсалямов – близ Сретенки. Нури Ширинский – в Новоалексеевском, неподалёку от Ростокинского комбината. Фатих Акбулатов – в 1-м Басманном переулке. Однако они часто встречались и после работы, общались и их семьи.
Совсем недавно показывал я зрителям вечера в библиотеке Дома Асадуллаева ветхую групповую фотографию начала 30-х гг., где в разных углах снимка запечатлены отец будущего писателя Сафа Умерович Абсалямов и мой прадед Нури Ширинский – опытные московские меховщики с богатым дореволюционным опытом, пытавшиеся выжить в новые шумные времена.
Фото не идиллическое, а страшное. В центре его одна из фигур обезглавлена: из прочного картона старательно вырезана голова человека, предавшего в 1937 году своих товарищей по Ростокинскому меховому комбинату. Вырезал сын одного из репрессированных, вот таким образом пытавшийся заглушить горечь потери… И Нури Ширинский, и Сафа Абсалямов, и Акбулатов, Сакаев, Ишмаметов, Байков – земляки, друзья, честные люди, для них и их семей рубежом жизни стал 1937 год.
Но были и другие московские воспоминания, согревавшие всю жизнь писателя. Детство, учителя, которых Абдурахман Абсалямов помнил и которым посвятил свой прозрачный, лиричный роман «Зелёный берег».
Именно в татарской общине Москвы 1920-х-1930-х гг., в исторических стенах Дома Асадуллаева Абдурахман Абсалямов сформировался как литератор. На его глазах складывалась татарская советская культура. В 1923-1929 гг. Абсалямов учился в татарской школе им. Нариманова в доме Асадуллаева, где директором была первая женщина-математик из татар, выпускница Сорбонны Сара Шакулова.
Последних свидетелей татарской Москвы этой эпохи удалось застать. Как известно, Абсалямов посещал молодёжный литературный кружок при татарской библиотеке в Доме Асадуллаева, которым руководил Муса Джалиль. Участница этого литературного кружка, легендарный мемуарист Рауза Кастрова (1911-2012) вспоминала об особой неформальной и творческой атмосфере, которую создавал Муса Джалиль, о его стремлении обучить начинающих авторов богатству татарского литературного языка, ведь большинство из них составляли мишари или касимовские татары. В этом кружке занимался и земляк Абсалямова, уроженец татарской деревни Усть-Рахмановка Пензенской губернии – поэт Ахмет Симаев (1915-1944). Как известно, Ахмет Симаев в годы войны станет соратником Джалиля по антифашистской деятельности и будет казнён с ним в Берлине в один день – 25 августа 1944 года.
Из воспоминаний Абдурахмана Абсалямова:
«Мы были молоды и чуть-чуть наивны. Нам всем хотелось писать стихи и обязательно, как Такташ. Он был уроженцем наших мест, и мы им гордились. Мы говорили на своём, мишарском диалекте, отличающемся от казанского говора и, конечно, от литературного татарского языка. Такташ же писал почти «по-нашему», и это, как нам казалось, получалось здорово. По своей наивности мы не думали, что большой и талантливый поэт очень умело использовал диалект, не нарушая литературные нормы. Мы от души повторяли отдельные свои мишарские слова и не отдавали себе отчёта, что для настоящей поэзии мало простого умения удачно рифмовать слова. К нашему счастью, руководитель кружка поэт Муса Джалиль был очень внимательным к настоящим писателям и много сил тратил на наше воспитание...»
И Литературный институт, где первым татарским студентом стал Абдурахман Абсалямов, и долгий фронт, и его послевоенные казанские десятилетия, овеянные литературной славой и народной любовью, и переполненные залы по всему Татарстану, где демонстрировался сериал, снятый по роману «Белые цветы», – всё это часть нашей культуры, как и документальная книга Альбины Абсалямовой «Никогда не угаснет. История жизни и творчества писателя Абдурахмана Абсалямова, рассказанная его внучкой», наполненная бережно собранными воспоминаниями, редкими фото, ставшая одной из моих настольных книг.
Для меня литературный мир Абдурахмана Абсалямова особый. Его герои, сюжеты, тонкие мудрые диалоги, имя, знакомое мне и вне литературной истории, и в тёплых семейных преданиях. Недавно мне довелось побывать в казанском кабинете Абсалямова, увидеть стол, за которым родились романы-символы татарской литературы. Но это уже другой сюжет.
Фото из архива автора и Альбины Абсалямовой
Теги: проза история
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев