Логотип Идель
Литература

Наталия Михеева. «Владимир Корчагин: Писать о красоте»

«У пожилых принято порицать молодое поколение, – говорил он, – а я люблю молодых. Любил их, ещё будучи преподавателем КГУ, ещё больше люблю сейчас, когда стал писателем. И не только потому, что молодые составляют большую часть аудитории на моих встречах с читателями, задают мне наиболее умные вопросы. Я люблю нынешнюю молодежь за её раскованность, неординарность мышления и умение постоять за свои убеждения».

Видного казанского писателя-фантаста Владимира Владимировича Корчагина знали и любили по всей стране.

 

Он родился 14 октября 1924 года в семье плотника. В 14 лет пришёл на завод, где проработал всю войну, без отрыва от производства закончил вечернюю школу, геологический факультет Казанского государственного университета. Защитил кандидатскую диссертацию, получил звание доцента и до 1986 года работал на кафедре минералогии университета, занимаясь научной работой и воспитывая будущих геологов. Он много работал со студентами в поле, в экспедициях, хорошо изучил горные богатства страны, особенно Урала и Сибири. Именно в экспедициях перед ним раскрылся мир, полный загадочных тайн, совершенной красоты, и ему захотелось рассказать об этом людям.

 

Так в 1961 году родилась приключенческая лирическая повесть «Тайна реки Злых Духов», которая стала бестселлером 60-х годов. Повесть была с восторгом принята не только читателями: прекрасный отзыв автор получил от московского писателя Ивана Ефремова. 

 

За удачным дебютом последовали новые замечательные повести и романы: «Путь к перевалу», «Астийский эдельвейс», «Конец легенды», «Именем человечества», «Узники страха», «Подкидыш» и другие.

 

Владимир Владимирович был членом Союза писателей РТ, с 1986 года работал литературным консультантом секции русской литературы и руководил творческой мастерской Союза писателей РТ.  Заслуженный работник культуры Республики Татарстан (2000). В этом же году он стал первым лауреатом премии имени Г. Державина за повесть «Подкидыш».

 

В 2011 году вышла его новая книга «Две жизни». Её выхода он ждал семь лет, очень переживал, боялся, что рукопись может затеряться (второго экземпляра у него не было, т.к. он всегда сам печатал на машинке в единственном экземпляре, а черновики уничтожал).

 

– Нельзя этого делать, – горячо убеждала его я, – посмотрите на черновики Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого: они и через двести лет дороги и нужны потомкам.

– Ну что ты, – засмеялся он, – остаются мои книги, пусть потомки читают их и этого достаточно.

– А если будут создавать музей, нужны будут рукописи. Умоляю, не уничтожайте, оставляйте черновики.

– Какой музей? Кто будет создавать? – у него поднялось настроение.

– Я буду. 

– Хорошо, – согласился он, снисходительно улыбаясь, – оставлю несколько листочков.

 

Я постоянно интересовалась, не звонили ли ему из издательства по поводу книги «Две жизни», на что он с грустью отвечал: «Я уже смирился, что её потеряли…». Я решила, что так это дело оставлять нельзя и поговорила с Нонной Николаевной Орешиной. Она посоветовала съездить в издательство и выяснить всё на месте, а если нужна будет её помощь, она согласна ехать со мной. Книга лежала в издательстве и в результате предпринятых действий вскоре вышла в свет – достойная и прекрасно оформленная.

 

Владимир Корчагин был душевным собеседником. С ним можно было беседовать на различные темы часами.

«У пожилых принято порицать молодое поколение, – говорил он, – а я люблю молодых. Любил их, ещё будучи преподавателем КГУ, ещё больше люблю сейчас, когда стал писателем. И не только потому, что молодые составляют большую часть аудитории на моих встречах с читателями, задают мне наиболее умные вопросы. Я люблю нынешнюю молодежь за её раскованность, неординарность мышления и умение постоять за свои убеждения».

 

            Он говорил: «Писатель – это не профессия и не даже не род занятий. Писатель – это особое состояние. Ко мне оно пришло очень рано, значительно раньше, чем я стал писать. Пришло вместе с осознанием того, что красота – природы, человека, человеческих отношений – должна стать главным содержанием нашей жизни. Вот об этом мне и захотелось сказать людям. Так появилась моя первая книга «Тайна реки Злых Духов» – книга о красоте мира, минералов и нехоженых таёжных дебрей. В сюжетах почти всех моих произведений присутствует элемент фантастики. Но в сюжетную канву я часто вплетаю события, имевшие место в моей жизни. Поэтому каждому герою соответствует реально существующий прототип. Счастлив ли я? Да, я счастлив: мои книги неизменно встречают восторженный приём у читателей, меня засыпают письмами с благодарностями, мои книги были трижды признаны книгами года…»

 

Книги Владимира Корчагина искали ответы на вопросы о происхождении жизни, об истоках человеческого разума, о возможной связи земной цивилизации с цивилизациями других миров. Он жил в вымышленном мире, писал о вымышленных героях – мужественных, честных, порядочных, верных, любящих. Он и сам был таким…

 

Мало кто знает, но у Владимира Корчагина осталась рукопись его последней книги, которую он не успел опубликовать. Однажды во время разговора о творчестве он подошёл к своему столу, принёс мне бумаги и сказал: «А я закончил новую повесть». Я с трепетом держала в руках объёмную стопку бумаг, впервые видя книгу любимого знаменитого писателя в рукописном виде. 

 

«Нужно срочно отпечатать на компьютере и отвезти в издательство», – сказала я, он ответил, что это невозможно, так как он не выходит из дома. «Я сама отвезу, пусть ваш внук сделает электронный вариант рукописи». На что его дочь сказала, что они пытались отпечатать, но почерк совершенно нечитаемый, очень мелко написано, почти сплошной линией (видимо, он очень торопился успеть закончить повесть).

 

Я уговорила Владимира Владимировича дать мне рукопись, уверяя, что я постараюсь всё разобрать, расшифровать и вернуть ему в напечатанном виде. Но эта миссия оказалась для меня невыполнима. Первые страницы с большим трудом я разобрала и переписала, но дальше расшифровать было совершенно невозможно. Работать и разбирать нужно было рядом с писателем, но он жил в Дербышках, а я на Горках, и постоянно ездить к нему не было возможности. Его друг, писатель Александр Архипов торопил вернуть рукопись, и я была вынуждена это сделать, не доведя работу до конца… Мне больно об этом думать, я очень виню себя за это. Но я верю, что это можно исправить. Если дочь Владимира Владимировича доверит мне рукопись, нужно будет очень постараться и напечатать эту повесть, и мы узнаем, о чём же думал писатель за год до своего ухода. Догадываюсь, что мысли были далеко не оптимистические. Он жаловался, что глаза плохо видят, стало трудно работать. «Но пока я работаю, я живу», – утверждал он.

 

Когда в 2004 году его отправили на заслуженный отдых, он сильно переживал и постоянно твердил: как это могло случиться, почему его убрали, ведь он был полон сил и энергии, на больничный не ходил, здоровье было крепкое, жил полной жизнью, работал над новой книгой… «А теперь жизнь моя кончена, меня забыли, никуда не приглашают, как будто вычеркнули из жизни… Сижу целыми днями один. Дочь на работе, внук на учёбе, жену похоронил… Слова сказать не с кем… Телевизор не смотрю – не только плохо вижу, но и слышать стал хуже…»

 

Что можно было ответить на эти справедливые жалобы? Только попытаться как-то успокоить его, уверить, что мы его помним, любим, ценим. Хотя он, скорее всего, и не верил мне, потому что не было никаких подтверждений этой любви…

 

В 2012 году здоровье писателя заметно ухудшилось. И 26 декабря 2012 года он ушёл от нас на 88-ом году жизни. Ушёл человек удивительной скромности, доброты, интеллигентности, тактичности, писатель с истинно русской душой и русским характером. Но его книги обязательно будут читать потомки.   

 

Теги: проза статья

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев