Литература
«Одиссеи Альберта Галимова»
Двор в соседнем доме был просторным, там можно было вдоволь побегать, поиграть, а вот двор нашего дома был совсем небольшим, в нем росло одно-единственное дерево. Зато какое – посаженный моим дедом каштан! В городе каштанов тогда не было, только в зоопарке – еще один, и я гордился, что такое редкое дерево растет именно в нашем дворе.
Альберт Галимов в рубрике Альбины Абсалямовой «Прогулки со звездой»
Дорогие места детства, исчезнувший город… Сегодня мы ищем его тени с человеком, знакомым всем в казанской творческой среде. Альберт ГАЛИМОВ – замечательный художник и не менее талантливый врач-травматолог, заведующий отделением травматологии в городской поликлинике №7.
… Двухэтажный дом по адресу Пушкина, 14, где я родился и вырос, был простроен еще моим прапрадедом – Федором Васильевичем Бурковым. О нем я знаю немного: был он инженером-геодезистом, принимал участие в строительстве Черноярского пассажа. В семейном архиве сохранилось лишь одна его фотография, на которой он одет в форму инженерных войск. Сохранился и значок с фуражки прадеда: скрещенные лопатка и топорик...
Сегодня на месте нашего дома расположен построенный не так давно офисный центр… Моя двоюродная сестра рассказывает, что иногда бывает там в кафе на втором этаже и смотрит на стоящее напротив здание бывшего музыкального факультета как бы из окна нашей квартиры. Но мне не хочется туда подниматься…
Дом на углу Горького и Пушкина имел номер 16, наш был четырнадцатым, а рядом располагался двенадцатый, так называемый «дом с аркой». Так и говорили – пойдем играть под арку. Двор в соседнем доме был просторным, там можно было вдоволь побегать, поиграть, а вот двор нашего дома был совсем небольшим, в нем росло одно-единственное дерево. Зато какое – посаженный моим дедом каштан! В городе каштанов тогда не было, только в зоопарке – еще один, и я гордился, что такое редкое дерево растет именно в нашем дворе.
До революции дом принадлежал нашей семье. Потом началось уплотнение... Нам оставили лишь часть второго этажа. Сначала – три комнаты, а потом, когда в конце 37-го арестовали и по обвинению в высказываниях против Советской власти расстреляли на Черном озере мою прабабушку, комнат у нашей семьи осталось только две.
Что рассказать о моей прабабушке? Она окончила Мариинскую гимназию, была очень образованным человеком, работала на телеграфе... Их было четверо – брат Николай (о нем я знаю мало), Вера, Ольга и Сергей. Не так давно произошел интересный случай: на Арском кладбище одна женщина оставила записку, мол, кто ходит на эту могилу, мой телефон такой, позвоните. Оказалось, что ее прадед и моя прабабушка были брат с сестрой. Так мы нашлись спустя четыре поколения…
Вера Федоровна и моя прабабушка Ольга были погодками. Вера была ученицей Фешина, пожалуй, она – самый известный человек в нашей семье. Своей прабабушкой я считал именно ее, я ее хорошо помню, она умерла, когда мне было 8 лет. Жила она на улице Калинина вместе с мужем – известным врачом Константином Никитиным, совсем рядом с домом, где жил Велимир Хлебников. Этот дом тоже снесли...
Вера Федоровна приходила к нам по праздникам. Делали пельмени всей семьей. У нас был огромный дубовый стол, мне казалось, что под ним может поместиться целый стадион. Выкладывали на клеенку тесто, муку… Иногда и мне давали сделать что-нибудь из теста: птичку, мышку... Это было здорово.
… А в доме у нас было так. Заходишь, поднимаешься по большой деревянной лестнице. Лестница крепкая, с дубовыми перилами, без признаков каких-либо повреждений. Сейчас уже не вспомню: сколько там было ступенек? 14, 16?.. Открываешь обитую дерматином дверь, попадаешь в квартиру. Прямо в коридоре – плита, у которой всегда стоит бабушка. Как таковой кухни нет, и для того, чтобы раздеться, бабушку нужно обойти… С другой стороны – печка, на моей памяти – уже газовая. Бывало, прибежишь с мороза, прижмешь к ней руки – хорошо! А бабушка ворчит – куда, мол, с порога, весь мокрый…
На первом этаже жили две татарские семьи – Тимершины и Гариповы. В обеих семьях росли мальчишки, оба Эдики. Один меня на год старше, другой на год младше. Гуляли мы вместе.
Обычно ходили в Ленинский садик. Дорогу переходили без всяких светофоров, хотя движение на улице Пушкина было насыщенным: и трамвай, и троллейбусы, и машины… Чем занимались? На пустыре за музфаком играли в футбол, причем состав играющих был небольшим. Несмотря на то, что особых хулиганских разборок в те годы не было, деление по зонам обитания уже начало зарождаться. Безумные масштабы оно приобрело позже, но и тогда мы не решались ходить в некоторые места, например, на улицу Тельмана, там было враждебно… А вот на «Динамку» ходить было можно, там собирались «свои».
В Ленинском садике росли шампиньоны. Возможно, они растут там и сейчас, но сегодня никому не придет в голову собирать грибы в городе. Тогда же это было в порядке вещей. Видишь бугорок и трещинки, обводишь пальцем и находишь гриб... Я регулярно приносил домой пакетик шампиньонов. На выходе получалось не больше двух столовых ложек жареных грибов, но я их с удовольствием съедал.
У лестницы, которая ведет к Университету, стоял памятник Ленину, один из первых в стране. А под горой был ветхий домик, в котором жили дворники. Такие домики тогда имелись в каждом парке... Однажды, будучи еще дошкольниками, мы с Эдиками отправились туда полазить. Ребята залезли на гору и стали бросать на крышу домика пустую банку. А я ходил внизу и переворачивал валявшиеся рядом старые доски, под которыми кишели червяки, уховертки, мокрицы. Мне было очень интересно. А Эдики кидали банку, и она с грохотом скатывалась вниз. Вдруг слышу, кричат: «Бежим, сейчас кто-нибудь выйдет!» А я не побежал, рассуждая: я же ничего не кидаю, хожу просто так, чего мне бояться?
И тут из дома выбегает парень (тогда он показался мне очень большим, хотя, наверное, был подростком), хватает меня и говорит, что сейчас отведет в милицию! Кое-как удалось уговорить его отпустить меня…
А ребята ждут поодаль, там, где сейчас памятник Бутлерову, спрашивают: «Что же ты не убежал?» Отвечаю: «Так я же ничего не делал…» Они в ответ: «Эх ты, дурак…» Так я понял, что, даже если ты ничего не делал, лучше убежать. Это стало для меня большим уроком.
На «Динамке» в футбол играли уже серьезно. Собирались пацаны со всего района, вроде бы свои, но все равно дрались… Залезали на стадион через дырку в заборе. Иногда в футбол играли взрослые, полупрофессиональные команды. В такие дни на трибуны уже не пускали, да и официальный вход был по билетам. Но если пролезть через дырку и спрятаться за воротами, уже, как правило, не трогали. Долгие годы мне казалось, что игру и нужно смотреть так, из- за ворот. Уже потом, с появлением в доме ТВ, долго не мог привыкнуть, что ракурс совсем другой…
Табло на «Динамке» не было. Бывало, лежим, спрятавшись за воротами, тихо смотрим. К вратарю, когда он не занят, подходит какой-то мужик, спрашивает:
– Привет, ну какой счет?
– Такой-то, проигрываем.
– А как забили-то тебе?
– Ну, один с пенальти, другой со штрафного… Ну, все, атака, идите!
Вот такие у меня первые представления о футболе: смотрю из-за ворот, и вратарь все знает…
Иногда на «Динамо» приходили детские тренеры. Они садились на трибуну и смотрели, кто как играет. Тех, кто мог набить мяч пятьдесят раз, приглашали прийти в детскую футбольную секцию. Но мой рекорд был лишь двадцать. В основном я стоял на воротах…
В шесть лет я начал ходить в изостудию в Дом пионеров им. Алиша. Занимались 2-3 раза в неделю. В гардеробе были таблички – «авиамодельный кружок», «танцы», а у нас всего три больших буквы – ИЗО. Мне было обидно, что нас называют так кратко…
Изостудию тогда возглавлял художник Вячеслав Михайлович Лысков, не так давно из Штатов приезжала его дочь, тоже художница, делала его персональную выставку, в которой участвовали и выпускники изостудии: Татьяна Голубцова, Саша Новиков, я…
Я застал его совсем чуть-чуть, он умер рано, в сорок с чем-то лет: стало плохо в трамвае… Но все равно я его очень хорошо помню.
Уровень преподавания в изостудии был очень высоким. Нам преподавали перспективу, цвет, мы занимались керамикой, на линолеуме вырезали гравюры… Преподавание было совершенно разносторонним, уровня средних классов «художки», куда я и пошел учиться позже. Помню, как однажды Вячеслав Михайлович спросил меня: «А какие у тебя художники любимые?» Я ответил: «Шишкин». Он говорит: «А почему он тебе нравится?» «Красивые сосны». «А ты не заметил, что они как на фотографии?» Ну что я могу ответить? Сижу, молчу. Он продолжает: «А ты не обращал внимание, что на закате сосны бывают красные и на рассвете, и даже лошадь может быть красной, хотя она белая?» Я тихо отвечаю: «Заметил...» Так он пытался научить меня основам импрессионизма… Много раз потом я вспоминал этот разговор.
Учился я в 18 школе. Ходил туда сам, через Лядской садик. Моим одноклассником и близким другом был Артур Мустафин – сын замечательного поэта Виля Салаховича Мустафина. Сначала они жили на Зур Урам, а потом переехали на Искру. Но на Галактионова у Артура жила «тетя Чича», Чачка Салаховна – родная сестра Виля Салаховича. Сегодня она живет на улице Татарстан. Иногда Артур оставался у нее, и тогда из школы мы шли вместе. «Как пойдем? – спрашивал меня Артур. – Просто так или «по одиссеям»?» «Одиссеи» – это снеговые горы, которые вырастали на обочинах дорог после чистки снега. Это поэтичное название придумал Артур. Идти «по одиссеям» было большим удовольствием. Проваливаешься по пояс, по колено, приходишь домой весь мокрый, но счастливый.
С математикой у меня было не очень. А в двенадцатом доме, под аркой, жил пенсионер дядя Рафгат, бывший учитель математики. Мама договорилась с ним о дополнительных занятиях для меня. Дядя Рафгат непрерывно курил, не выпускал папиросу изо рта. Впрочем, к табачному дыму я привык, мой дед тоже курил, хотя и не дымил по всей квартире: зимой он садился у печки, открывал железную заслонку, сидел вплотную и выдыхал прямо в печь, а мощная тяга сразу все уносила. Летом дед курил во дворе…
Занятия математикой проходили очень интересно. Учитель быстро решал мне домашнее задание, а потом говорил: «Ты же художник, давай нарисуй мне зайца, лошадь, петуха. И всегда приговаривал – как здорово, что ты умеешь рисовать! А я вот не умею…» Очень хорошо помню, что у него на стене висел большой лист ватмана, на котором был изображен жокей на лошади, перепрыгивающей через барьер. Причем изображен так, как бывает на уроках рисования, схематично. Видимо, это он в свое время пытался рисовать… Наверное, мечтал стать художником, но у него не вышло, и ему было интересно, как такой маленький мальчик, как я, может так хорошо рисовать…
Помню замечательный хлебный магазин на углу улиц Пушкина и Галактионова, куда мы с мальчишками забегали за кукурузными палочками. Палочки продавались в картонных коробках, у которых мы быстро отрывали верх и тут же съедали содержимое. После того, как поиграешь в хоккей часа три подряд, очень хотелось есть… Несмотря на то, что в магазине продавались и пирожные, и ромовые бабы, и сам хлеб, внимания на это все мы не обращали. А вот кукурузные палочки были своеобразным фетишем…
Теги: художник
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев