Литература
Равиль Бухараев. Ханский водомёт. Отрывок из повести
И как вообще я решился на письменное занятье? Отчего не писал к вам и прежде? Признаюсь: оттого лишь, что, как тот желторотый юнец, каким – не забыли ли вы? – и я был когда-то, наивно лелеял я чаяния, что вот сам возвращусь и предстану перед вами – увенчанный лаврами мастера, вознагражденный за страстотерпье и труд.
Нет, не искра Божья, но искренность, подобная скудной, но и благодатной тени в сверкающий солнцем итальянский полдень – вот все, что уделено мне от поэзии – от не присущего живой жизни совершенства, в коем самое низкое возмущение чувств представляется правдой, да еще порою и царственной. Более того – понимаю, что вашему утонченному вкусу более приличествует чтение на серебрянозвонкой латыни, а не на сем пестром языке северного простонародья, которого пока еще не облагородил, подобно флорентийскому наречию, никакой миланский петрарка...
Но, при всей неотесанности, родная речь греет мне душу, а посему – не более ли пригодно оно для родственной исповеди? Примите же это письмо, сие посильное мне изложение приключившегося со мною, как нечто пусть и не притязающее на восхищенье и волшебную новизну, но все же мнящее заслужить ваше благословенное внимание – не красотою слога, так хотя бы лишь выстраданным во многих отчаяньях чистосердечьем…
Посредственному таланту подобает усердие и смирение, и если первому обучен я с младых ногтей с избытком, то второму научаюсь ныне все более. Да и мнится мне, что все меньше становится в нашем столь рано огрубевшем веке людей, равно обладающих мудростью зрелости, изяществом слога и расчетливой прозорливостью инженерного дара. Мир и торжествующая в нем земная власть, поощряющая ради суетных выгод отдельных ремесленников, презирает кропотливый труд остальных. Всякий князь имеет изобретательного любимца – да не на всех зодчих хватает в мире князей…
Не дерзаю я смутить вашу чистую память ничем – менее всего даже и легкою тенью воспоминаний о нашей последней встрече накануне моего второго отбытия в гиперборейские странствия, обернувшие впоследствии столь многими страданиями. С юношества помолвленный с вами, не возвратил ли я вам тогда, снесясь с обстоятельствами, слова, данного родителем вашим моему дяде и опекуну Пьетро Ломбардо? Но моя ли вина, что все помню я наше – о, в самой невинности своей вдохновенное щебетанье в вашем родительском доме – тогда, в глупой и незапамятной юности?
И как вообще я решился на письменное занятье? Отчего не писал к вам и прежде? Признаюсь: оттого лишь, что, как тот желторотый юнец, каким – не забыли ли вы? – и я был когда-то, наивно лелеял я чаяния, что вот сам возвращусь и предстану перед вами – увенчанный лаврами мастера, вознагражденный за страстотерпье и труд. Не смейтесь же надо мною. Таково мирское тщеславье, что и матерому мужу смущает разум, увлекая в сумрак гордыни! О труде сем – о зодчестве на краю ойкумены, надеюсь, поведаю ниже, если, конечно, на это достанет дерзостной скудости моих чернильных умений...
В чем же суть мастерства, о мадонна? Скажу как ремесленник: суть мастерства – в осмысленье приема. Ведь гармония в ремесленном деле живописца и зодчего есть осознанье пределов и надобности ограничений, в которых любая задача вмещается как бы в подобье окна, являющего одиночному взгляду картину всего мирозданья. Так, тайна прямой перспективы содержится в некоей точке схождения линий, паралелльных вблизи, в удалении же сопряженных, и дальний предмет является нам в соразмерности малым, по сравнению с ближним предметом. Такова, согласно законным расчетам, оптика зрительной правды, указующей, что все, что нам мнится отдельным и несопряженным, на деле не может когда-то не слиться в единую сущность – там, в рассчитанной точке схожденья.
Любое земное сырье достойно почтенья, и сноровка местных строителей в обращении с деревом вызывает порой восхищенье превосходным уменьем и выдумкой, – да и всякое честное ремесло должно же взывать к уваженью. Древесная плоть в изобилии здесь произрастающих северных пиний податлива и прихотлива: мастера-московиты одним топором воздвигают для местных нобилей дворцы и хоромы, каковые теплы и даже пригожи, но тленны, - о, как они тленны, мадонна Беттина!
Из более крепкого дуба, при надлежащей обработке выстаивающего, как известно, веками, здесь строят лишь только колодцы и защитные стены для княжеских замков, подобные тем, какие увидели мы, я и мой достославный учитель, по моем первичном приезде в эти пределы. Ныне же дубовые крепостные фортеции замещаются высокими стенами каменной кладки по образу фортификаций Ломбардии и Романьи, и труд этот столь велик и упорен, что в завершенье своем явит миру поистине мощную крепость.
Дух безмерных и страшных пространств воплощается в камне с огромным размахом, ибо в этих надменных краях не знают ни в чем ни предела, ни меры...
Теги: современная проза проза
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев