-
«Начни игру» в Казани Сегодня в столице республики стартовал финал проекта «Начни игру» президентской платформы «Россия – страна возможностей».
-
Луганские школьники сдадут ЕГЭ в Татарстане 50 выпускников, прибывших в Татарстан из Луганской народной республики, готовятся к сдаче ЕГЭ в республике с дальнейшим поступлением в вузы России.
-
«Ибн Фадлан» для «Пушкинской карты» Татарстанский документально-художественный фильм «Ибн Фадлан», вышедший в начале марта в широкий прокат, включен в перечень программы «Пушкинская карта».
-
Архитектор татарского театра В Национальной художественной галерее «Хазинэ» откроется выставка в честь Петра Сперанского – театрального художника, монументалиста, архитектора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника ТАССР.
-
Большой брат следит за тобой! Наверное, это правильные слова для определения грантовой молодежной политики в Татарстане: минмол, Росмолодежь и прочие кураторы-идеологи охотно выделяют деньги молодым да ранним, но и строго следят, как молодые да ранние эти деньги расходуют.
-
ТУКАЙ, ДОШЕДШИЙ ДО БЕРЛИНА Как тигры воюем – нам бремя не бремя, Как кони трудимся мы в мирное время
-
АНАТОЛИЙ ЛУППОВ: «Мне повезло: я больше смеюсь, чем плачу» В этом году Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова отмечает 75-летие. К счастью, мы имеем возможность общаться с людьми, которые стали свидетелями и творцами истории главного музыкального вуза республики.
-
Количество борцов увеличивается... Победители и призеры соревнований были награждены медалями и грамотами соответствующих степеней и денежными призами спонсора соревнований.
-
Тик -Ток – это не про деградацию Подробнее: http://idel-tat.ru/news/vremya/tik-tok-eto-ne-pro-degradatsiyu
Алексей Остудин. Рецепт невесомости
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Я вышел из детства, в чём был, ты меня не рожала –
я выскользнул искрой в трубу из ночного пожара!
Гудящее пламя казанских проулков и скверов
вылизывало, будто сука, нас – сирых и серых.
Я вышел за квасом с бидоном в июльское утро
во двор, где на лавках – портвейн, а в кустах – камасутра.
Где пеной пивной поднялись тополиные кроны
и старый фокстрот подавился иглой патефонной!
Я вышел в открытый киоск с сигаретами «Космос»,
где люк на асфальте и глюк состыкованы косо.
Где шишел и мышел, копейки сшибающий хроник…
Где, Дороти, твой, сволочей убивающий домик.
Там вечный ремонт и о стены шершавые гулко
котом загулявшим скребётся монтажная люлька.
Дворовый Шумахер с руками в порезах и цыпках
играет джаз-рок на горячей трубе мотоцикла.
Невольники чести, сражались в оврагах, как психи –
разменные карты «козла», «петуха» и «зассыхи»…
Я вышел из детства, а был запечатан в колоде,
но детство само до сих пор из меня не выходит!
СТУДЕНТКА
В троллейбусе доехали не скоро,
она в шершавых стёклах золотых
протаивала пальцами узоры
щекотные, как буквы для слепых.
Бежали через двор, большой и зябкий,
когда из сумки выскользнула вдруг
жестянка леденцов – такая взятка,
чтоб из общаги выкурить подруг.
Обкусывали с варежек ледышки,
мигал на подоконнике утюг.
Такая вот любовная интрижка,
а не роман какой-нибудь виктюк.
СТИПЕНДИЯ
Козырёк подъезда обходя,
молод и по-прежнему лукав,
закрываешься портфелем от дождя,
в лужу ускакав на каблуках.
Паниковский, вздрюченный, слепой,
всё-таки к окошечку пролез:
надоело жрать яйцо со скорлупой,
запивая чаем «Геркулес».
Снова «Дружба» с пеной из пивной,
по Лесной на Пушкина летя –
это мы с дождём освоили давно,
метод непрерывного литья.
Только так и держишься тайком...
заглянув в общаге под кровать:
обнаружен чёрный ящик с коньяком –
не спеши его расшифровать.
ЧЕРЁМУХОВЫЕ ХОЛОДА
И. Абдуллину
Кто ночью, натрескавшись в пыльных кустах,
освоил Вселенную в узких местах,
опять упакован в плаценту,
с гвоздикой кометы по центру –
ему левой кистью раскрашивать лень
цветы, но совсем распустилась сирень –
не слушает старших, а справа
черёмухи зреет отрава,
товарищ с Луны – ещё тот антидот,
расскажет по крошке ржаной бутерброд,
держа, как губную гармошку,
и дуя в него понарошку:
когда, наконец, запоют соловьи
расправив над миром созвездья свои,
от чувства винила не спится –
дымится заевшая пицца…
Под утро не вспомнишь, что было потом,
вдруг ливень по окнам ударил кнутом –
столовка и старая дева,
где пиво и то – с подогревом.
РЕЦЕПТ НЕВЕСОМОСТИ
Тимуру Алдошину
На старом пепелище нету прока
лакать текилу – только горе мыкать.
Мне ближе укусить тебя за локоть,
когда мы на паях не вяжем лыка.
Я твой соратник в деле хлопотливом
пытаться левитировать в колодце.
От тяжести избавит водка с пивом –
тут важно точно выставить пропорцию.
Без закуси всё будет шито-крыто,
стакан гранёный – пропуск в ноосферу
заточенному в космос неофиту,
инкогнито покинувшему терру.
Два пальца – аварийный сброс балласта.
Страдая от нехватки кислорода,
повяжешь «стелз», как пионерский галстук,
и выйдешь, как Леонов, из народа.
ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ
Исчерпано дыхание – клюв в клюв,
теперь, на виражах теряя перья,
щебечешь, по ошибке заглянув:
простите, я ушиблась этой дверью.
А то остришь, так пальцы режет нить,
и, невдомёк – откуда эта злоба.
Тебе я постараюсь уступить,
но мы тогда неправы будем оба.
Хоть облака, как слизни на стекле,
расслаблены над нами и пологи,
давно в пернатой жизни не секрет,
как ближнего обуть и – сделать ноги.
С улыбкой заиграешься в Гюго,
пока на серпантине в Карло-Монте
водитель не пристёгнут, а его
автомобиль нуждается в Вермонте.
В эпоху электронных сигарет
надеемся, по-разному невинны,
любить зубную пасту «фторчермет»
и отбивную в форме Украины.
ЛЕСТНИЦА В НЕБО
С осанкой прямой монгольфьера
дождусь ли терпеньем струны,
когда голубая Венера
закатится в лунку луны,
последний любитель с балкона
высматривать утром до слёз
сквозь чёрный бинокль махаона
морзянку холодных стрекоз.
Сложилась карьеры стремянка.
Пирке – это капелька лишь,
в душе не зажившая ранка.
На сердце подкидыш-голыш.
Стрельнуть бы на стройке карбида,
наделать гремучих бобин.
Закончились «Джоплин» и «Битлз»,
на донышке – «Лед Цеппелин».
Кто знает, в чью память заброшен
по-прежнему жить с кондачка,
сквозь небо гребу огорошенно
в байдарке сухого стручка.
ПОКОЛЕНИЕ
Даже дворники смотрят влюблённо –
не чатланин, зачётный пацак,
нахватавшийся звёзд из бульона,
выхожу, сукин сын – весь WhatsApp,
путь кремнистый блестит, как бетонка,
только миг, за него и держись,
нос похож на зародыш цыплёнка
из журнала «Наука и жизнь».
Ко всему, что возможно исправить,
сам давно оборвал провода,
обновить бы короткую память –
надоело сгорать со стыда.
Иногда пробивает на жалость
к тем, кого оболгал WikiLeaks,
мы попкорном, как кони, заржались,
кокаколой под нимб упились.
Пусть светило, и больше не блещет –
не спешим уходить на покой,
хоть ломаемся чаще, чем вещи,
и гарантии нет никакой.
АЛГА*
Вдохновенье настанет, но прежде
электричеством даст по рукам:
расписавший нефритовый стержень
попадёт не впросак, а в канкан!
Чем избыточней тем – тем противней:
ты один, в окружённой среде,
контргайкой зажат на штативе,
а вокруг – бедуины в беде.
Надоело скрипеть парусами
на зубах или хлопать дверьми!
Только мир заводной вместе с нами,
не поймёт, куда катимся ми...
Что там зиждется – тлен или завязь,
тишина, или снова пальба –
разберёшься, на небо взбираясь
по кудрявому стеблю боба.
Не грядёт ли кабацкая драка:
то заноет скула, то – поддых....
Бог не выдаст по полной, однако,
задолжает сто грамм боевых.
Обернётся правителем шизик,
брызнет солнце в кромешную ночь –
ничего нет причудливей жизни,
даже то, что представить невмочь.
Алга * (тат.) – только вперёд
КАДА НИ ПАВИЗЁТ
Ловлю себя за миг до роковой ошибки,
за рваный воротник:
скатиться не рискнул с горы, с болгарской «Шипкой»
в зубах, и жив, старик.
Подъём страны, в пылу летят огня обрывки
и, страшно невесом,
ловлю себя за миг до ломомпозагривку,
достав сквозь чуткий сон.
Но медным тазом вдруг Вселенная накрылась,
с крылатым в небесах
ослабла связь, видать, испытывая милость,
взял больше впопыхах.
Так пёс репейный хвост свой не догонит, прыткий –
сел на него и сник.
ловлю себя за миг до следующей попытки
поймать себя за миг.
ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ
Воспаление свежей наколки –
отражаются звёзды руки.
Бурлаки-вурдалаки из Волги
тянут жилы и пьют из реки.
Перегар сотворения мира.
Млечный пот прирастает к плечам.
Им служить бы командой буксира,
чтоб не выть, а гудеть по ночам.
Скрип уключин создателя вкрадчив,
нате вам, что потом – разберусь.
До сих пор ни покоя, ни складчин,
хоть построена в складчину Русь.
Может, чёрт не по чину помянут –
чешут репы волхвы на Дону?
Мышка с дедушкой тянут-потянут.
Вот и я свою лямку тяну.
ВОЗРАСТ
Но другого Олинька помнила соколика
Даже Станиславскому не верю я,
лицедеям свойственно, наверно,
щекотать уснувшую артерию
эхом заблудившегося нерва,
даже – журналистам независимым
от всего, что подло и ущербно –
если доигрались до фортиссимо,
стало быть, управятся с крещендо,
я же – рядовой сотрудник города,
воровская сыть его и пена,
седина упрямо лезет в бороду,
бес – в Рембо, но это у Верлена,
поскорей сырком закусишь плавленым,
выпив водки, с привкусом резины –
недосуг мне выглядеть подавленным,
словно помидор со дна корзины.
ЗАТЯЖНОЙ ПРЫЖОК
Вселенная черна и голодна,
мы, падая, ей подаём на бедность.
И вот опять на дне её одна
моя инструментальная валентность.
Я жду начала света, я – в конце:
в сознании – ни сна, ни промежутка.
От стронция давно в моём свинце
Израиль мозга и Катар желудка.
Пока следил, с мешками на груди –
отвалится вставная челюсть люка –
уже того, кто плакал впереди,
благословил пинком инструктор-злюка.
Лети по вертикали стилем брасс –
внизу земля, её сплошная Мекка,
где все друг друга съели много раз
и сплетены из этих же молекул.
СВОЁ
Нос ботинка из чёртовой кожи
чертит круг над пустой головой –
это я, будто ангел, на лонже
пролетаю в глуши цирковой,
невесом в облаках из попкорна.
Но сегодня, программкой шурша,
сам сижу, испугавшись притворно,
а под купол взлетает душа.
Бьёт прожектор, как шприц под лопатку,
воют волки оркестру назло.
Если ты в этой жизни подсадка,
кто оценит твоё ремесло?
Понимаешь, пронырлив, как стронций,
совольерник беззубых зверей –
недостаточно здешнего солнца
для зарядки твоих батарей.
Жизнь тряхнёт и поставит на место
наблюдателем из-за кулис,
где ковёрный, впадающий в детство,
умирает от смеха на бис!
НЕСВАРЕНИЕ МИРА
Создан мир из картонных коробок,
где и ты паковаться изволь –
выдающийся, как подбородок,
упоительный, как алкоголь.
Набирая цвета понемногу,
за тобой подтянулись след в след –
куст сирени на босую ногу
и на скорую руку рассвет.
Как часы, переводишь дыханье
над блуждающим нервом свечи.
Смерч, такая пружина в диване,
нагибай – и до неба скачи,
но объём не вмещается в плоскость,
значит, снова система крива.
Зеленеет берёза от злости
и качает права-мурава.
Почему, как расстёгнут ошейник,
контролёру на всё наплевать –
отвечающий за освещенье,
бросил свечку и лезет в кровать?
Выбирая другую основу,
на потеху друзьям-босякам,
надеваешь свой фартук фартовый
в день, когда пал последний секам.
В ИТОГЕ
В глазах стрекозы воздух теребят,
прессует солнце корку апельсина.
Нечистой силе верится в тебя,
поэтому где только не носило,
чтоб выяснилось в юности тупой –
любой порядок гладит против шерсти.
Любимая, не бойся, я с тобой,
хотя мы никогда не будем вместе.
За душу, не ушедшую в печать,
обложит матом облачность литая.
Пришла пора цыплят пересчитать –
но осень так упорно не считает,
проводит жёлтым ногтем по уму
и высадит у мусорного Баха.
По-русски новый дворник ни му-му,
одна печаль – кастрюля и собака.
Мы, словно ртуть, гуляем по кривой –
кому сказать, мол градусник стряхни нам?
Травиться будем осенью – листвой,
что с веток осыпается стрихнином.
Над головою птица ореол
за воротник закладывает галсы.
А я архива так и не завёл –
пытался, только ключик потерялся.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа