Литература
«Счастье – идти своим путём». Интервью с лауреатом Международной литературной премии «ДИАС» Еленой Крюковой
Летом этого года Казань встречала лауреатов Первой Международной литературной премии «ДИАС» имени писателя и философа Диаса Назиховича Валеева. Интервью с Еленой Крюковой (Нижний Новгород)
ЕЛЕНА КРЮКОВА: «СЧАСТЬЕ – ИДТИ СВОИМ ПУТЁМ»
Летом этого года Казань встречала лауреатов Первой Международной литературной премии «ДИАС» имени писателя и философа Диаса Назиховича Валеева, личности крупной, незаурядной, масштабной. Диас Валеев был заметной творческой величиной второй половины ХХ века, однако его имя достойно полноценного, громкого возвращения в современный культурный процесс. Многие помнят драматурга Валеева, пьесы которого шли, с одной стороны, с успехом во многих городах тогдашнего Советского Союза, а с другой стороны, вызывали сопротивление тех, кто зорко следил за художником – куда идёт, не оступился бы, не отошёл бы в сторону от предписанной идеологии... Но мало кто знает, что Диас Валеев был ещё и незаурядным философом, культурологом, мыслителем, прокладывавшим новые дороги в ноосфере.
Поэтому появление новой премии «ДИАС» на литературных просторах России и мира необходимо и бесценно. ДИАС – здесь аббревиатура: Дело, Имя, Абсолют, Судьба.
Лауреаты приехали в Казань из разных уголков планеты. Прибыла к нам и писатель из Нижнего Новгорода Елена Крюкова. Она стала лауреатом в номинации «Абсолют» с прозой «Я тебя никогда не забуду». Символично, что в рассказе автор обращается к проблеме взаимодействия и взаимопонимания культур – в сцене, когда внутри иерусалимского храма Гроба Господня зажигается Благодатный Огонь...
Елена, Вы верующий человек? Верите ли Вы, что весь мир будет спасён Богом, несмотря на то, планета опасно балансирует на краю пропасти, на дне которой – небытие?
Верю. Потому что – верую. Однажды в юности случился разговор мой с моим дедом, Михаилом Ерёминым. Для многих литераторов и сейчас это имя много весит: дед был профессором Литинститута, учителем Николая Рубцова и Юрия Кузнецова, работал в худсовете театра на Таганке, дружил с Любимовым, Высоцким, Еланской... Разговор непростой. Говорили мы об Апокалипсисе. О фресках великих художников на тему Страшного Суда. О его разнообразных толкованиях. И дед вдруг сказал: «Ты знаешь, во всём мире есть, быть может, пять, шесть великих молельщиков, и вот они ничего не делают, только молятся... и работой этого духа, бесконечной, поднебесной, весь наш мир и спасён! И будет спасён, если такие молитвенники на земле останутся, не изникнут...»
Вот и я тоже верю в этих неведомых современных святых, сильных духом и сердцем подвижников, подобных Серафиму Саровскому, Нилу Сорскому, Евфросинии Полоцкой… Дух силён и светел, и нам многим непонятно, как это работает! Но ведь работает же!
Правда, атеист надо мной посмеётся. Но смеётся тот, кто смеётся последним.
Дай Бог нам всем смеяться только от радости, от веселья, и – не в последний раз.
Как Вы узнали о премии «ДИАС»? Как решили участвовать в ней?
Интернет вездесущ... Но живой мир, живые события едва ли не волшебнее. На фестивале «Петербургские мосты» в июне этого года я встретилась с поэтом из Казани Алексеем Остудиным. Читала стихи Эдуарда Учарова, Лилии Газизовой... Но для Нижнего, хоть мы и рядом, соседи по великой Волге, Казань литературная – такая терра инкогнита! Я захотела узнать о Казани больше. Скачивала и читала журнал «Идель» – и вдруг на том же сайте – узнаю о премии. На странице конкурса – портрет Диаса Валеева. Горящие глаза, красивое, красивейшее лицо... О, спаситель Интернет, где тексты?! Хочу читать этого человека!
Читаю – и открываю для себя огромной силы Художника. Мыслителя. Необычного. Страстного. Смелого...
Диас Валеев – друг Виктора Астафьева, а у меня муж – художник Владимир Фуфачёв – из Сибири, из Красноярска... Знакомлюсь с условиями премии и понимаю: это моё! Я должна показаться в этом пространстве! Меня тут поймут, примут! Так и случилось, к счастью. Это судьба.
Сошлись звёзды, и живописные в том числе: в ноябре прошлого года Володя стал лауреатом премии имени Николая Фешина Российской Академии художеств. В галерее «Хазинэ» мы стояли на торжестве, на открытии арт-проекта «Красные ворота»… В этом году ученики Владимира по студии печатной графики, и он сам, прошли отбор на Международную Биеннале графики «Всадник», и тоже в Казани! Осенью нас ждут на открытии Биеннале! Видите, начинается казанская полоса в нашей жизни...
Чем Вам запомнилась премия «ДИАС»? Было ли что-то значительное, что вас потрясло, запомнилось вам? Вы ведь лауреат ряда знаковых премий, и российских, и международных...
В первую очередь – людьми! Казанские поэты Галина Булатова, устроитель, организатор премии, и Эдуард Учаров, руководитель казанского литкафе «Калитка» Центральной библиотеки, где вручалась награда, кроме литературного таланта, обладают несомненной человеческой харизмой. От Галины просто исходят в пространство токи любви и участия. С ней рядом хорошо и светло. Премия – это почётно, это красиво, но красота человека, его духовный и душевный дар, его способность дарить себя в общении – вот где драгоценность! Галина и Эдуард – такие люди. Поэтому они – главное моё открытие. И главный приз.
И, разумеется, авторы, лауреаты! Воистину из всех градов и весей. Богатая география! Запомнилась Марина Полунина – прозаик и поэт из Москвы. Какие она читала стихи! Поэт Ирина Коротеева из Ростова-на-Дону – принесла дыхание донских степей, запахи полыни и степных цветов, ароматы Юга, Азова... Я невероятно рада, что среди лауреатов (в номинации «Имя») – наш автор из Нижнего Новгорода, поэт Андрей Дмитриев, на конкурсе он показал рассказ, а на торжестве читал свои великолепные стихи. Да не один, а в ансамбле с супругой, талантливым поэтом Натальей Емельяновой. Эта семейная пара – два поющих волжских ангела...
Словом, уникальность каждого авторского голоса, которому предоставили полную свободу звучать – вот это и запомнилось, более того, вдохновило, наполнило силой. И я устыдилась: как же это Нижний Новгород не знает Казань! Казань поэтическую, прозаическую, художественную, театральную... В столице Татарстана столько культурных движений, в последнее время город стал расцветать, обретать большую культурную значимость. Надо эту ситуацию поправить. В Нижнем – журнал «Нижний Новгород», у вас – «Идель», предлагаю дружить журналами! А также премиями, концертами, спектаклями, арт-проектами.
Елена, говоря о других авторах, Вы подчёркиваете: прозаик и поэт, пишет прозу, но читает свои стихи. А Вы сами как ощущаете себя? Кто Вы больше – прозаик или поэт?
Я – плывущая по двум рекам. Со стихами не расстаюсь никогда. А с прозой моя крепкая любовь такова, что я в ней стала художником крупной формы. Мне нужны большие пространства, много простора, ширь, многолюдность, контрастные герои, векторы разных ситуаций – под одним высоким куполом. Я фресковик. Это значит – мне суждён роман! Романы и пишу уже много лет. Была бы музыкантом, писала бы симфонии, оперы; живописцем – висела бы под куполом в люльке и малевала росписи. От давней «Юродивой» до последнего романа «Хоспис» – такая долгая дорога! Но я, как Эдит Пиаф, ни о чём не жалею. Работы последнего времени – «Солдат и Царь», «Рай», «Евразия», «Побег», «Земля», «Беллона», «Хоспис» – это каждый раз неизведанная дорога: что за поворотом? Что в небесах? Земля полна страданий. Но и радость плещет волной – горячая, Божья, непобедимая. Любая ненависть, любая злоба и любой обман меркнут перед чистой радостью. Ибо любовь – феномен рождения, Рождества, а не смерти.
Мне не важно, стихами или прозой я напишу свою фреску. Книги стихотворений у меня тоже большими фресками рождаются. «Меч Гэсэра», «Коммуналка», «Овидиева тетрадь», «Литургия сумасшедших», «Реквием для отца среди ненаписанных картин», «Русское Евангелие», «Кхаджурахо», «XENIA», «Страсти по Магдалине» – всё это фрески. В прошлом году летом был написан «Военный реквием». В этом году – книга стихов «Вера».
Параллельно я в июле закончила роман «Иерусалим». Уже два месяца я безвылазно сижу в новой вещи. В своей громадной фреске... в многочисленных эскизах к ней...
В современной литературе выжить непросто. Как Вы вписываетесь в литературный процесс? Кто вам близок из ныне пишущих авторов? Как Вы справляетесь с проблемой: где издать книгу и как сделать так, чтобы о ней узнали?
Я не стараюсь никуда вписаться. Поэтому, может быть, я маргинал, а не знаменитость. Все хотят пиара, сумасшедших тиражей, денег, фильмов, спектаклей по книгам и всего прочего, что позволяет книге жить широко и с размахом. Я хочу только... свободы. Оставьте мне – меня! Больше ни о чём не прошу. И я эту свободу заимела, мне её дал Бог, взамен взяв всё вышеперечисленное. Я пишу, что хочу. Я не вхожу в тусовки, тем более, не продаюсь даже не за деньги – за идею. Я не копирую никого и не иду следом за тем, кто славен и силён. Не несу его блестящий шлейф. Я делаю новую книгу – и издаю её у издателя, который не делает мне бешеные тиражи, зато позволяет моему художнику сделать оригинальную, уникальную обложку. Маленький тираж – и вот со мной моя книга. Я посылаю её на премии, я везу её на свои концерты и спектакли. Люди покупают её после спектакля... и всё, они уже знают обо мне, а дальше – благословенный Интернет...
У меня много любимых из нынешних авторов, много пристрастий! Я люблю Кормака Маккарти и Джона Кутзее, Питера Хега и Михаила Тарковского, Михаила Шишкина и Эльфриду Елинек. Я люблю бесподобную классику: о. Павла Флоренского, Фёдора Достоевского, Томаса Манна. Я музыкант, и мне нравится полифония, богатое и сложное многоголосие, но если простая, непритязательная вещь пронзительна до боли и прекрасна, как солнце, я распахиваю ей сердце и покоряюсь ей.
Концерты, спектакли? Вы работаете с филармонией? С какой-то театральной труппой?
Нет! Филармония – это я! И театр – это я! Короче, я Людовик Четырнадцатый, всё понятно... Я обращаю свои книги в спектакли. Моноспектакль – в таком формате на сцене существуют с 2012 года мои книги: «Ксения» (по роману «Юродивая»), «Беллона», «Земля», «Русское Евангелие», «Солдат и Царь», «Русский Париж» и другие. Особенно любят люди спектакль «Старые фотографии» – это семейный роман, время действия 1930-е, 1940-е, 1950-е годы. Буду делать его в Доме книги в Дзержинске – камерный зал на сто мест не вмещает зрителей, приходят и двести, и триста человек... Не в количестве публики дело! В зале могут сидеть и пять человек – и я буду работать так, как если бы я выступала в Карнеги-холле.
Мои концерты – это свободное бытиё трёх искусств: я читаю стихи, я пою свои песни, я исполняю музыку композиторов, что наиболее верно ложится на смыслы концертного действия. Так я живу на сцене, и сцена даёт мне силы жить. Конечно, у меня уже есть своя публика, которая часто ахает: «Лена, тебе бы другие масштабы! Огромные залы, большую публику, телевизор, чтобы тебя знали!» Если бы внезапно возникли люди, которые предложили бы мне все эти чудеса, я бы не отказалась. Но я безмерно благодарна жизни и за то, что имею здесь и сейчас. Как говорит мой муж: «Делай своё дело, и увидишь, что будет».
Он не оригинален, это же слова сэра Ланселота: «Делай что должен, и будь что будет».
Это завет мой и всех, кто встаёт на собственный, единственный и любимый путь.
Счастье – идти своим путём.
Это, кажется, называется – судьба.
Дело, Имя, Абсолют, Судьба... ДИАС...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев