«СЕРДЦЕБИЕНИЕ СЧАСТЛИВОЙ ВСТРЕЧИ…»
Чёрный пудель на белом снегу… Поводок волочится по следу. Эта милая сердцу свобода, Эта мнимая дерзко свобода, Ощутимая лишь на бегу До поры под глухим небосводом…
Из книги «Меж светом и тьмой» (Казань, 2000)
* * *
А всё ли диалектике подвластно?! –
Почти что риторический вопрос…
Отец мой трижды при советской власти
Письму учился и всегда – всерьёз.
Но по-арабски он писал недолго, –
В язык родной латиницу ввели
И, наконец, кириллицу, – в итоге
Он в грамоте, как судно на мели
Вдруг оказался, сбитый трижды с толку.
И к старости водил отец мой ручкой
К стыду – но своему ль?! – как недоучка.
Движенье – обратимо, да и только!..
* * *
Чёрный пудель на белом снегу…
Поводок волочится по следу.
Эта милая сердцу свобода,
Эта мнимая дерзко свобода,
Ощутимая лишь на бегу
До поры под глухим небосводом…
Наступи – и споткнёшься об этот
Поводок, что с тобою всегда, –
Как подспудная в жизни беда…
* * *
Станции Дельта
Какой восторг! – под стук колёс
Смотреть в окно с вагонной полки
И не смущаться своих слёз –
Повинен ветер в них и только!..
Однажды в год, однажды в год
На родину увозит поезд,
Где детство преданное ждёт,
Меня уже моложе вдвое…
Меж нами время пролегло
И вполстраны легло пространство,
Но ты всё ближе, край родной,
Дороже в сутолоке странствий.
И сердцу всякий раз сильней
И замирать, и волноваться
При виде стрелки и огней
Одной из скромных малых станций.
МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ МОТИВ
Сиди одна в пустой квартире,
Смотри в окно на лунный круг.
Не сотвори себе кумира,
Не сотворишь и ложных мук.
Не сотвори себе кумира,
Избавь себя от ложных грёз,
Избавь себя в подлунном мире
От бед шальных, никчёмных слёз.
Живи и радуйся, покуда
Жизнь относительно добра.
Тверди, что нет добра без худа
И нету худа без добра…
ВЫМОРОЧНОЕ
На смерть интеллигента
Старенькие стеллажи ломятся от книг.
Подоконник завален журналами.
В пятьдесят беззубый старик
Лежит, не отмечен анналами
Равнодушной истории.
Фининспектор придёт
Описать назавтра имущество.
Он в реестры сухие внесёт
Всё до нитки суровой в сущности.
И обшарпанный катафалк
Отвезёт старика в Самосырово.
Глупо: первый инфаркт
Ставит точку глухую и сирую.
Коль родных нет, – друзьям
Не дозволено взять и книжонки
В память…
Списано в хлам
И отправлено в комиссионку…
Был надеждами жив
И при жизни он верил в участье.
Утонуло во лжи
Узаконенной мнимое счастье.
Воет вьюга, как волк,
Меж кладбищенских холмиков белых.
Нам, живым, взять бы в толк,
Да кому из оставшихся дело
До того, чтобы внять:
Из космической гулкой пустыни
Вопрошающий взгляд
Обращён к нашим душам отныне…
* * *
Памяти Фаиза Зулькарная
Наступила пора потерь.
Наступила пора утрат.
За тобою на фото дверь –
Ты как будто стоял у врат…
В середине лета врата,
В середине жизни они…
Почему твоя жизнь взята? –
Лишь души остались огни…
Ожидает нас вечный дом –
Но зачем перед этим – взлёт?
Мы не вслед за тобой уйдём,
За тобой повторим полёт…
В свой конец –
даже сам не верь.
В нашем деле –
ты жив стократ!
Почему же пора потерь,
Почему же пора утрат?..
* * *
Я, придумавшая Тебя,
с голосом, дарящим Спасение,
с глазами,
в которых Свет,
я, придумавшая Тебя,
наверное, не права…
Я, не спросившая у тебя,
можно ли тебя придумывать,
с голосом, дарящим Спасение,
с глазами,
в которых свет,
я, придумавшая Тебя,
наверное, не права.
Но если мне так хорошо,
придумавшей Тебя,
с голосом, дарящим Спасение,
с глазами, в которых свет, –
может быть, я права?!
* * *
В молчании твоём – такие тайны,
В молчании твоём – такие бездны,
Что кружится невольно голова.
Стихи к ним ключ. Ночами их читаю.
Мне боль души твоей теперь известна.
И дорога. Дороже, чем слова…
О ЧУВСТВЕ
Можно ли потерять
то, чего не было?
Но запах арбуза может быть в зимний день,
и спиленное дерево
может распустить листья,
осенью могут
расцвести яблони.
Можно ли потерять
то, чего не было?
Но если душа болит –
значит, это было?..
СЫНУ
Как долго не вянут твои незабудки!..
Уже миновали десятые сутки,
Как ты, уезжая, мне их подарил.
Букет опустевшие дни озарил
Чистейшей и нежной голубизною.
Сыновние чувства остались со мною
В глазах незабудок, которые ночью
Ресниц-лепестков не смыкают и точно
Мой сон берегут от тревожных видений…
Единственный мой, ты – моё продолженье,
В душе у тебя да навеки пребудет
Свет скромных твоих полевых незабудок!..
МОНОЛОГ ПЕРЕВОДЧИКА
Работа, работа, работа…
Ни края у ней, ни конца.
Жалею, что в сутках всего-то
По двадцать четыре часа.
Как бег марафонский до пота,
До радужных пятен в глазах,
Как пуще неволи охота,
Работа на риск свой и страх.
Всю душу свою в переводы
Вложить без остатка, гореть
Во имя проклятой работы
С одною лишь мыслью: «Успеть,
Колдуя над словом и звуком,
Подстрочники дать без оков!»
О, бремя пожизненной муки…
О, счастье оживших стихов!
* * *
Когда болезнью срок отпущен небольшой,
Когда безжалостно грубы её приметы,
Всё кажется вокруг нелепой чепухой,
И лихорадочно ты думаешь, но тщетно
О смысле бренного земного бытия.
И майский лес живой, и птиц разноголосье,
И гладь воды, и одуванчик возле пня
Подстерегают, словно сонмище вопросов,
И в этом кажущемся вечным мире ты
Сомнамбулой уже блуждаешь обречённо, –
Неумолимо приближая миг черты,
Струится время и размеренно, и сонно.
Но как уйти без слёз, без жалоб и обид,
Судьбу душой, пусть в чём-то грешной, принимая,
Когда её из дней далёких бередит
Сердцебиение счастливой встречи в мае…
Теги: время, культура, журнал "Идель" литература, творчество
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев