Логотип Идель
Литература

"Я чувствую историческую вину за смерть Цветаевой": Интервью с Владимиром Лесовым

В конце октября, в год столетия комсомола, в Казани проходил I Открытый Республиканский молодёжный фестиваль-конкурс «Орлята учатся летать». В нём приняли участие более тысячи человек не только из Татарстана, но и десятка городов России. Волнующим, неординарным событием первого дня стало исполнение в концертном зале театра «Экият» героической кантаты «Краснодон» детским сводным духовым оркестром «Балакиревцы России», завоевавшим в итоге Гран-при. Композитор и руководитель – военный дирижёр Геннадий Лукин, автор слов – московский поэт Владимир Лесовой. Нам удалось побеседовать с Владимиром Сергеевичем до начала выступления – и не только о кантате.

В конце октября, в год столетия комсомола, в Казани проходил I Открытый Республиканский молодёжный фестиваль-конкурс «Орлята учатся летать». В нём приняли участие более тысячи человек не только из Татарстана, но и десятка городов России. Волнующим, неординарным событием первого дня стало исполнение в концертном зале театра «Экият» героической кантаты «Краснодон» детским сводным духовым оркестром «Балакиревцы России», завоевавшим в итоге Гран-при. Композитор и руководитель – военный дирижёр Геннадий Лукин, автор слов – московский поэт Владимир Лесовой. Нам удалось побеседовать с Владимиром Сергеевичем до начала выступления – и не только о кантате.

 

 

 

Владимир Сергеевич Лесовой родился 18 января 1948 года на Украине. Окончил МГИМО. Посещал литературную студию «Зелёная лампа» при журнале «Юность», которой руководил Борис Полевой. Член Союза писателей России, автор десяти книг прозы и поэзии, выходивших в разное время, в т.ч. «Ночной прыжок», «Серебряные струны», «Поющая стрела», «Цвет маттиолы». Лауреат литературной премии имени Чехова, Лауреат первой степени Межрегионального фестиваля военно-патриотической песни «Победа остаётся молодой» (май 2017), обладатель Гран-при Московского фестиваля искусств «Вдохновение», Золотой Есенинской медали «За верность традициям русской культуры и литературы» и Лермонтовской медали «Недаром помнит вся Россия...»

 

 

 

«Да, клятва не нарушается. Но вот ещё что хочу вам сказать, товарищи потомки: порядочные люди клянутся всего один раз, и только подлецы и предатели по нескольку…» (Из героической кантаты «Краснодон»)

 

 

 

 

– Владимир Сергеевич, я нашла Вас сегодня в полутёмном зале театра «Экият». Вы смотрели на сцену, где шла репетиция детского духового оркестра…

 

– Я сидел в зале и не просто смотрел, я переживал – в который раз! – действо кантаты «Краснодон». Это героическая кантата для семерых чтецов, поэта, вокалистов и оркестра. Музыку написал замечательный московский композитор Геннадий Лукин – на мою поэму, которая также называется «Краснодон».

 

 

 

 

Она изначально была написана как будущая кантата, когда я писал поэму, музыка звучала в моей душе. Там есть авторские ремарки, например: «Песня Соловьёва-Седого» – та самая, с советской поры, ещё не забытая песня молодогвардейцев. Или финальная ремарка: «Под звуки музыки «Идёт война народная, священная война…». Всё это я уже предусмотрел для будущего композитора, неизвестного мне тогда Геннадия Лукина, которому были переданы все литературные указания – как у Алексея Толстого в его драмах или у Гоголя, когда он советовал актёрам, как нужно играть, в каких костюмах выходить. Вот такое чудо произошло в юбилейный год столетия комсомола и подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», которой исполнилось 75 лет.

 

 

 

 

В Казани – наш очередной заезд. Это не просто оркестр – это сводный духовой оркестр детских музыкальных школ России: здесь присутствуют города Казань, Москва, Смоленск, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Петрозаводск, Краснодон, Луганск. Я сидел в зале и в очередной раз думал: как это всё правдиво, как искренне… Ребята не актёры, они не играют, они проживают, они чувствуют! Полное совпадение возраста молодогвардейцев и нынешних исполнителей! Мы были во многих городах – Москве, Тольятти, Смоленске.

 

 

 

 

Я видел, как люди выходили из зала преображёнными. И мне вспомнился Гумилёв, который делил людей на тех, кто был в Африке, видел львов и жирафов, и тех, кто в Африке никогда не был. И я теперь делю людей на тех, кто слушал «Краснодон», и тех, кому ещё не удалось услышать. У меня мечта: всех своих друзей провести через «Краснодон». Потому что многое уже начинает забываться, «Молодую гвардию» Фадеева исключили из школьной программы.

Ещё одно чудо, связанное с кантатой: 8 сентября она прозвучала в государственной академической филармонии города Донецка. Это как раз совпало с девятью днями вознесения на небеса Александра Захарченко, руководителя Донецкой народной республики, убиенного, как говорится, на поле брани.

 

– Я знаю, что Вы привезли в Казань книги в подарок. Одна из них – мой сборник «Аве Марина», переизданный Вами в Москве на личные средства. Как, почему это случилось?

 

– Вы знаете, это тоже из разряда чудес. Я люблю Марину Цветаеву, всю её перечитал. Мало того – я дружил с её сестрой Анастасией Ивановной Цветаевой, много раз бывал у неё дома. Мы общались, у нас, можно сказать, была любовь. Анастасии Ивановне было 97 лет, она подписывала мне книги Марины Цветаевой. На одной из них такие слова: «Если бы в ту минуту в Елабуге кто-то был с ней рядом, то этого бы не произошло…» Я до сих пор чувствую какую-то историческую вину. Такое же ощущение вины, как с Пушкиным. Если бы я был в то время, то я не дал бы ему поехать на Чёрную речку. Ведь кареты Пушкина и Натали проехали рядом друг с другом: Натали возвращалась из гостей, а он ехал на свою последнюю дуэль. Она его не заметила, была близорука… Какие бывают в истории несуразности… Вы бы тоже, Галина Ивановна, этого не допустили. Ясно, что Пушкин не дожил бы до наших дней, но до сих пор ощущение потери…

 

 

 

 

Я увидел Вашу книжку, она очень красиво оформлена, чудесно подобраны авторы, поэты XX XXI века о Марине Цветаевой. В самом названии кроется глубинный смысл, восходящий к латинскому глаголу «приветствовать». Со словами «Аве Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!» гладиаторы выходили на арену. Книжка настолько меня поразила, что развернула в противоположную сторону. У меня были другие литературные планы, в том числе и поэма «Краснодон», которой я сейчас живу, много её исполнений, презентаций, триумфальное шествие по России. Но книга повернула меня в сторону Цветаевой, я издал в Москве в издательстве «Здравие» аналог казанского издания – в основанной мной в двухтысячном году серии «Золотая лампада». Мало того – я задумал свою книгу, со своим составлением, тоже посвящённую Цветаевой. Ещё не придумал название. Возможно, это будет «Прости нас, Марина» или «Цветаевская сага». Чем дальше я погружаюсь в эту тему, тем больше самого разного материала охватывает меня со всех сторон. И я уже вижу, что в книгу войдут не только поэты. Я обнаружил уникальные дневники сына Цветаевой Георгия и дочери Ариадны, и благодарен Марине Ивановне не только за её литературный подвиг, но и за то, что она воспитала двух прекрасных писателей. Хочу включить в книгу отрывки из этих дневников…

Поэму «Краснодон» и другие свои издания, а также Ваш сборник «Аве Марина» я привёз в дар Центральной библиотеке Казани.

 

Беседовала Галина Булатова

 

Теги: героическая кантата краснодон детский духовой оркестр марина цветаева

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев