Чаянная радость, или Без булдырабыз!
В Казани случилась чаянная радость, которую православный люд России ждал много лет. «Столица Татарстана и наше славное отечество обрели одну из своих главных духовных святынь», — так охарактеризовал грандиозное событие Президент Татарстана Рустам Минниханов, выступая на торжественной церемонии освящения собора Казанской иконы Божией Матери.
В Казани случилась чаянная радость, которую православный люд России ждал много лет. «Столица Татарстана и наше славное отечество обрели одну из своих главных духовных святынь», — так охарактеризовал грандиозное событие Президент Татарстана Рустам Минниханов, выступая на торжественной церемонии освящения собора Казанской иконы Божией Матери.
«Она –Мать. Она поможет»
У нее оставалась одна надежда. Так всегда бывает, когда все рушится, когда никто не может помочь, когда жизнь сжимается в тугой комок безнадеги и отчаяния. Когда уже и выть не хочется, потому что нет ни сил, ни веры в то, что от вытья станет легче.
У Галины Федоровны умирал 20-летний сын. Умирал от редкой формы онкологии, которую в 90-х просто не умели лечить. Юноша за два года прошел через восемь тяжеленных операций, не приносивших облегчения или, тем более, выздоровления: опухоль, как спрут, потихоньку оплетала все внутренние органы и позвоночник. Дима постепенно становился инвалидом, причем лежачим. В 20 лет. С дикими болями, о которых знают только онкобольные.
Галина Федоровна за два года перестала сходить с ума от непонимания, беспомощности, метания по больницам и «лучшим врачам». Она приспособилась жить рядом с умирающим сыном, все еще не веря, что ее мальчик умрет. Вопрос «за что?» уже стал неактуальным. Страх, что красавец, который должен был стать военным вертолетчиком, останется парализованным, давно прошел – лишь бы жил.
Пройдя через врачей и всякие религиозные секты, которых в начале 90-х развелось как неморенных тараканов (а от отчаяния бросаешься к любому, кто пообещает помочь), несчастная мать закономерно пришла в церковь.
Галина Федоровна выросла, как и все советские люди, в атеистической среде, хотя ее дед и был священником в Нижегородской области. О церкви знала лишь то, что «там красиво и таинственно». И, придя за этой обещающей таинственностью в церковь на Арском кладбище Казани, она в растерянности оглядывалась, не зная, что и кому нужно говорить, как нужно молиться.
К ней подошла служительница в храме. Выслушав историю, посоветовала молиться Богородице, потому что «она- Мать, она поймет и поможет».
Римма Габдулхаковна теряла невестку. Некогда сильная женщина, всю жизнь ухаживающая за мужем-инвалидом, построившая дом, посадившая сад и родившая сына, вдруг стала сгорать. От проклятого рака.
Невестка была русская, и Римма Габдулхаковна решила, что и просить за нее у Бога нужно в православном храме.
Она пришла в Крестовоздвиженскую церковь к той самой иконе, к которой едут паломники чуть ли ни со всего света – за чудом, которое спасет, которое поможет, которое непременно случится, раз добрались до самой Казанской иконы Божией Матери.
Римма Габдулхаковна ходила к этой иконе каждые три дня, ставила свечки, разговаривала с ней по-простому. А потом рассказывала невестке, прикованной к постели, что Богоматерь в ответ на ее рассказы улыбнулась, а значит, все у них теперь будет хорошо. «Она - женщина, она поможет.»
Хрущовки вместо храма
Казань в ХХI веке вернула себе то, что потеряла в веке ХХ – собор Казанской иконы Божией Матери. А ведь с XVI века этот собор являлся одним из самых знаменитых в России.
«8 июля 1579 года произошло знаменательное событие — обретение Казанской иконы Божией Матери. Девятилетняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген. О находке сообщили царю Ивану IV, который повелел воздвигнуть на месте обретения иконы церковь и ограду для организации девичьего монастыря. Деревянный храм простоял 26 лет. В 1595 году на месте деревянного храма был заложен каменный собор, который простоял 200 лет. Фрагменты фундамента первого каменного храма были обнаружены в ходе раскопок и экспонированы в Пещерном храме. В 1791 году выдающийся русский архитектор, основоположник русского классицизма Иван Старов разработал проект храма по указу Екатерины II. Однако после кончины императрицы стройка была приостановлена. В 1798 году произошла торжественная закладка первого камня будущего собора в присутствии императора Павла I. Собор строился 10 лет и был освящен в 1808 году. В 1913 году после посещения собора великой княгиней Елизаветой Федоровной не приспособленное для посещения прихожанами подземелье под храмом — то самое место обретения Казанской иконы Божией Матери — углубили и организовали там Пещерный храм», — напоминает теперь уже известную историю одна из республиканских газет.
А вот в 1932 году собор просто исчез с лица казанской земли: он был взорван, как было взорвано в то время большинство православных храмов по всей новой стране Советов.
Затем в соборе (вернее, в том, что от него осталось) по какой-то злой иронии судьбы организовали «табачку» – табачную фабрику, снабжавшую дешевым куревом полстраны.
Вокруг «табачки» понастроили хрущевок, и их обитатели и думать забыли, на какой земле пытаются стать счастливыми. Казалось, что все незыблемо, что все уже навсегда. Жизнь была размеренной, понятной, бедной и голодной – не до храмов каких-то, когда приходится решать, сколько граммов колбасы в месяц положено по талонам.
Но ведь ничего не бывает навсегда.
Все началось с иконы
Сейчас немного подзабылась история, которая в начале века потрясла не только казанцев, но и всех россиян. Потрясла потому, что заставила поверить, что чудо – возможно. И это чудо сотворило руководство Татарстана.
2004 год. Страну раздирают межнациональные и религиозные конфликты, брат пошел на брата с затуманенными мозгами, почерневшими душами – все ненавидели всех.
И в этот период в центре многострадальной России, в мусульманской республике ее руководство прикладывает колоссальные усилия, чтобы в Казань, домой, вернулась православная икона!
По словам Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева, бывшего в ту пору Президентом Татарстана, мысль о возвращении гордости Казани зрела давно, а окончательно сформировалась в канун празднования 1000-летия Казани.
«Явление особо почитаемой в христианском мире иконы Божией Матери именно на нашей земле, в Казани, всегда было предметом особой гордости. Думаю, желание восстановления храма, основанного на месте обретения этой чудотворной иконы, присутствовало всегда. Но, как я часто говорю, не было у нашего народа возможности для этого. Как известно, в конце 1990-х годов мы начали подготовку празднования 1000-летия Казани. И в это время, благодаря усилиям моего советника по политическим вопросам Рафаэля Хакимова, мы вышли на след одного из списков иконы конца ХVIII века. Естественно, мы изучили всю предысторию и узнали, что в Ватикане не подлинная икона, а список, но, как говорят верующие, намоленный список», - рассказал Минтимер Шаймиев в интервью ТРК «Татарстан-Новый Век».
С какими трудностями пришлось столкнуться при попытке вернуть икону домой, знает он, в то время глава республики, и те, кто пытался убедить знаменитых ватиканских иезуитов отдать то, что им не принадлежит.
«Безусловно, для Иоанна Павла II (в то время Папа Римский – прим. ред.) было непросто принять решение о возвращении списка иконы, потому что отношения между католической и православной церквями непростые. Мы поняли, что Папа Римский, по-видимому, надеялся путем передачи иконы их как-то смягчить. Нам стало известно, что он, действительно, хотел лично вернуть Казанскую икону Божией Матери на место ее явления. Но не сложилось… 30 августа 2004 года икона была официально передана Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Затем Патриарх Алексий II привез ее в Казань к 1000-летию столицы. Икона была помещена в Крестовоздвиженскую церковь. При передаче иконы Алексий II заметил, что было бы хорошо, если бы возвращение списка знаменитой иконы стало добрым поводом для возрождения Казанского Богородицкого монастыря на том месте, где мир и обрел Казанскую икону Божией Матери. С тех пор эта мысль не покидала нас», – напоминает Минтимер Шарипович тот временной отрезок, с которого и начался долгий, порой мучительный, но праведный путь по воссозданию знаменитого казанского собора.
Собору-быть!
В 2015 году Президент Татарстана Рустам Минниханов сделал не просто широкий, а судьбоносный жест. В День народного единства он подписал указ о воссоздании в Казани собора Казанской иконы Божией Матери и строительстве Болгарской исламской академии.
Возвращение святынь на древнюю татарскую землю – это не просто возрождение культурного наследия. Это прямое доказательство того, что в Татарстане испокон веков мирно живут представители разных народов и, что сегодня особо актуально, представители разных конфессий.
«Надо отметить, что это решение было нацелено не только на возрождение прошлого исторического наследия, что также очень важно, но и на укрепление межконфессионального и межнационального согласия в республике. Вот в этом главное значение возрождения собора для Татарстана. Вам известно, что это одна из самых актуальных проблем современности, которая все больше занимает умы правителей и граждан многих государств мира. Мы сейчас видим, что воссоздание Собора Казанской иконы и деятельность уже построенной Болгарской исламской академии весьма положительно сказываются на межрелигиозном и межнациональном согласии в нашей республике», – подчеркнул Минтимер Шаймиев.
2016 год стал не только стартовым для восстановления собора. Этот год оказался, по мнению Шаймиева, самым сложным во всей истории воссоздания памятника.
Огромная площадь, которую нужно было скрупулезно исследовать, оценить масштаб бедствия, понять, какими способами все это реконструировать, от чего придется отказаться, что можно восстановить из руин…
После оценки приступили к грязной, но необходимой работе: 2.5 тыс. кв. м расчищали от слоев, которые образовались после того исторического взрыва собора в 1932 году.
Снова изыскательские работы – и шок: под руинами в нижней, подпольной части обнаружили разрушенный уникальный Пещерный храм!
В республике принимают тяжелое по затратам, но такое благородное решение – восстановить собор полностью, с его нижней и верхней частью. И это решение сегодня могут оценить и те, кому собор, по вере, нужен как воздух, и те, кто понимает его культурную и духовную ценность. «По всей стране церкви с Пещерными храмами – это большая редкость, поэтому мы решили возродить его. Археологи прекрасно поработали: провели исследования на площади более 250 кв. м и зафиксировали руины собора 1595 года постройки. Они представляли собой белокаменный фундамент на известковом растворе шириной до 3 м. И мы начали реставрацию Пещерного храма, усилили его конструкции и фундаменты, накрыли Пещерный храм железобетонной плитой, начали возводить стены Верхнего храма», - вспоминает Минтимер Шаймиев.
При реконструкции Пещерного храма, который был построен и освящен позже верхнего храма, в 1913 году, к 300-летию дома Романовых, были найдены могилы – более 200 захоронений. Их перезахоронили на территории Богородицкого монастыря по всем православным канонам, с поминальным крестом на могиле. Археологи не только не смогли установить, кем были эти усопшие, но и выдвинули предположение, что их похоронили раньше строительства первого храма в XVI веке.
Кстати, здесь, в Пещерном храме Рождества пресвятой Богородицы (а именно так называется это священное место), теперь находится современный список с подлинной чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Икона помещена на место своего обретения в 1579 году.
Перед теми, кому доверили восстановление такого значимого для всей России храма, стояла просто-таки грандиозная задача: не только восстановить исторический облик собора, но и сделать его современным, чтобы храм не был просто памятником, а был функциональным: службы в храме должны вестись по всем религиозным канонам.
«Главное отличие восстановленного собора от исторического в том, что он оборудован современными инженерными системами для прихожан. Как известно, раньше храм был «холодным», поэтому при разработке проектно-сметной документации перед нами стояла непростая задача разместить в здании современные инженерные системы, которых не было раньше: вентиляцию, отопление, освещение — предусмотреть и рассчитать все это было необходимо в первую очередь, службы в храме проходили круглый год», — пояснил главный инженер проекта Вячеслав Нилов.
«Она же живая!»
Так воскликнул реставратор из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. акад. И. Э. Грабаря Адольф Овчинников, увидевший икону, которую ему доставили на экспертизу. Список этой иконы находился в одном из свияжских храмов, и он же стал аналогом для восполнения места обретения подлинной чудотворной иконы Божией Матери: Собор Казанской иконы Божией Матери не может быть без своей главной святыни.
Список чудотворной иконы экспонировали еще в 2016 году на тематической выставке в Москве, посвященной началу работ по воссозданию Собора Казанской иконы Божией Матери. Экспертизу и атрибуцию этой иконы проводили в тех самых знаменитых мастерских Грабаря.
А сделала этот список свияжский мастер Ирина Нефедьева. По словам главного хранителя фонда древнерусской живописи ГМИИ РТ Веры Немтиновой, которая и рассказала об эмоциях реставратора при виде иконы, живость появляется тогда, когда мастер слышит Бога. «Живость появляется тогда, когда художнику удается воплотить не только идею, а услышать Бога. Это очень важно, потому что иконопись несколько иная: там не столько нужно создать художественное произведение, сколько создать образ, который человек восчувствовал», — подчеркнула Вера Немтинова.
Итак, чудотворную икону в воссозданном соборе Казани заменит современная копия Казанской иконы Божией Матери последней четверти XVI века. Предоставил список знаменитый иконы Государственный музей изобразительных искусств Татарстана.
И этот день настал!
21 июля 2021 года в столице древней Казани Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел торжественный чин освящения собора Казанской иконы Божией Матери.
В этот день новоявленный храм принял высоких гостей всех конфессий. И простых прихожан, причем тоже разных конфессий: увидеть чудо XXI века в Татарстан приехали паломники из разных уголков России.
В своих обращениях к Богородице православные в этот день благодарили за чаянную радость не только Небеса, но и тех, кто эту радость сделал реальной.
Как бы банально, примитивно и даже скучно ни звучало, но, благодаря личному участию Минтимера Шаймиева, Рустама Минниханова, Татьяны Ларионовой (заместитель Председателя Госсовета РТ, исполнительный директор республиканского фонда «Возрождение»), Камиля Исхакова (мэр Казани в период возвращения списка чудотворной иконы), Рафаэля Хакимова (советник Президента, вице-президент Академии наук Татарстана) и сотен граждан – настоящих граждан своей страны, Казань вернула себе редкой красоты собор. Памятник истории, культуры, духовничества.
«Невозможно не сказать о замечательной роли властей Татарстана. Я хотел бы с благодарностью отметить и Минтимера Шариповича Шаймиева, и Рустама Нургалиевича Минниханова, и всех тех, кто с ними вместе трудился для того, чтобы построить этот замечательный собор. Ваши имена внесены не только в историю Казани и России, но и в историю Русской Православной церкви, потому что вашими трудами и вашим содействием не только построен этот собор, но и создана замечательная модель взаимодействия, братского сотрудничества, соработничества православных и мусульман», – заявил на торжественной церемонии освещения собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Президент Татарстана Рустам Минниханов, который по праву был одним из главных гостей на этом празднике, подчеркнул, что события, в которых республике посчастливилось участвовать, имеют поистине историческое значение.
«Ровно пять лет назад мы во главе со святейшим Патриархом Кириллом заложили первый камень в основание воссоздаваемого храма. И вот сегодня в этом величественном соборе в присутствии патриарха и высоких гостей вновь совершается божественная литургия. Столица Татарстана и наше славное отечество обрели одну из своих главных духовных святынь. Это яркий пример восстановления исторической справедливости, наглядное воплощение проводимого в стране и республике курса на укрепление межрелигиозного и межнационального сотрудничества», — подчеркнул Рустам Минниханов.
«Надеюсь, при поддержке федеральных властей, Московский Патриархии и бизнеса нам удастся воссоздать весь исторический комплекс Казанского Богородицкого монастыря, вновь превратив его в центр всероссийского и международного паломничества», — резюмировал Президент.
Воссоздание знаменитого православного собора и возрождение мусульманских святынь древнего Болгара для татарстанцев – долг памяти и счастья, отметил Президент Татарстана.
Случайности не случайны
Это подметил Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев.
Именно Шаймиев, выступая на торжественной церемонии освещения воссозданного собора, заметил: совпадение мусульманского праздника Курбан-байрам и явления Казанской иконы Божией матери очень символично.
«Все решения, которые были приняты ранее и принимаются сейчас, проводятся с учетом интересов имеющихся конфессий в республике. Вот это объединяет всех нас. И это объединение происходит не на словах, а в душах людей. Так мы должны обретать духовность во всю мощь. Работы еще очень много. Коль такой процесс в стране идет — оздоровление душ, мы должны приложить все усилия, что от нас зависят. Без булдырабыз, как у нас люди говорят. Мы сможем добиться многого, когда мы едины», — подчеркнул Минтимер Шаймиев.
Теперь перед властями республики очередная высота – воссоздать весь Богородицкий монастырь, который когда-то был местом притяжения православных со всей огромной России. Пусть будет так и сегодня. Ведь мы - без булдырабыз.
P.S.
Галина Федоровна и Римма Габдулхаковна потеряли своих родных. Но в горе женщины не потеряли себя, потому что с ними до сих пор – Божия Матерь, которая приветливо смотрит с Казанской иконы.
Чудес с их родными в обывательском смысле не случилось. Галина Федоровна считает, что ее «сынок своими страданиями привел мать к Богу».
Римма Габдулхаковна уверена, что ее разговоры с Казанской иконой Божией Матери не только облегчили последние дни невестки, но и позволили той уйти в душевном покое.
А еще обе женщины верят, что их родные и, правда, сейчас в лучшем мире, потому что за ними присматривает Та, которой они молятся и по сей день.
Теперь уже в воссозданном соборе Казанской иконы Божией Матери.
Теперь уже в воссозданном соборе Казанской иконы Божией Матери.
Теги: Минниханов Шаймиев собор восстановленный
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев