Национальный колорит – для татар?
Союз художников Татарстана ведет большую работу по популяризации татарской культуры, истории, традиций татарского народа. Практически каждый автор, являющийся членом Союза, обязательно обращается к этой трогательной теме в своем творчестве. По мнению председателя СХ Альберта Шиабиева, популяризация татарской культуры сегодня - это и зов души, и назревшая необходимость: будущие поколения не должны стать Иванами, не помнящими родства.
Союз художников Татарстана ведет большую работу по популяризации татарской культуры, истории, традиций татарского народа. Практически каждый автор, являющийся членом Союза, обязательно обращается к этой трогательной теме в своем творчестве. По мнению председателя СХ Альберта Шиабиева, популяризация татарской культуры сегодня - это и зов души, и назревшая необходимость: будущие поколения не должны стать Иванами, не помнящими родства.
«Зов крови»
Николай Боровской - первый вице-президент, председатель московского отделения Союза художников России, народный художник РФ, член Президиума Академии художеств России, побывав в декабре прошлого года в Москве на выставке татарстанских художников, заметил: «Открываю эту выставку и сразу вижу, что экспозиция приехала из Татарстана. Эти картины сразу «выдают» казанскую художественную школу, сюжеты полотен отражают жизнь республики, ее древнюю культуру и историю и, главное, любовь художника к своей земле».
Альберт Шиабиев согласен со своим коллегой: татарстанских мастеров отличает от собратьев по цеху из других регионов какое-то особе пристрастие к республике, ее жителям, многослойной культуре. В конце концов, к ее просторам, на которых на протяжении более тысячи лет закручивалась такая лихая история татар, которая до сих пор является источником подлинного вдохновения мастеров живописи.
Николай Боровской считает, что сегодня национальные мотивы в современной региональной живописи стали отчего-то не популярны. В то время как Татарстан остается неким островком, где практически каждый художник (независимо от национальности) искренне проникнут «духом предков, по-настоящему любит историю родной земли, знает и уважает ее традиции».
Пожалуй, самое ценное в таком пристрастии к родной культуре – «зов крови». Национальный колорит. Та самая «вишенка на торте», которая обязательно присутствует в творчестве татарстанских художников.
«Безусловно, без настоящей любви к своему – народу, языку, культуре - ничего не получится. Будешь ты рисовать, положим, в Монголии. И ничего у тебя не выйдет, если ты не пропитан духом этой страны, если не знаешь, а главное, не чувствуешь народ со всеми его победами и промахами, с достижениями и проблемами. Если так и не поймешь по-настоящему его историю. Безусловно, то, что создают наши художники, идет от самых корней. Пусть это будет называться зов крови. Если художник, не важно какой национальности, живет в Татарстане, он просто не сможет уйти от этой темы - все настолько пропитаны нашей богатой историей и культурой», - уверен Альберт Шиабиев.
Впрочем, в Татарстане это направление – татарские мотивы в живописи – не оставляют в покое принципиально. Причина – смотри выше: будущие поколения не должны стать Иванами, не помнящими родства.
Татарский Аркаим
В один из самых примечательных городов Татарстана – Билярск – художники любят приезжать, пожалуй, более всего. Это историческое место Союз художников РТ облюбовал для своих многочисленных пленэров, которые собирают мастеров со всей России.
И, конечно, в знаменитом месте силы гостям рассказывают легенды, которые вот уже на протяжении нескольких веков бережно хранят татарстанцы.
Самая любимая в народе легенда - о Двенадцати девушках.
В приснопамятные времена, неподалёку от нынешней Девичьей горы, располагался город Марджан, в котором жил некий Тырышмал Хужа. Было у горожанина двенадцать дочерей. Они славились своей красотой, и огромное количество потенциальных женихов добивались красавиц. Но все были отвергнуты – девушки ждали того самого, единственного.
И вот озлобленные женихи не просто решили отомстить надменным красавицам – собрались они в большое войско и направились к дому Тырышмал Хужа.
Сам город сожгли дотла, а старика и его дочерей увезли на то место, где сейчас стоит гора Хужалар-тавы. У горы они заставили пленниц платками носить землю и ссыпать в одну кучу. «Когда гора достигла своей нынешней высоты, женихи объявили, что собираются на её вершине закопать несчастных двенадцать дев и их отца. В тот же миг превратились сёстры в яркие звёзды и вознеслись на небо, а Тырышмал, прыгнув с крутого склона горы, стал родником. Ключ этот в наши дни зовут Святым, а воду в нём считают целебной.», - говорится в одном из путеводителей по Билярску.
Эту и другие легенды татарстанские художники рассказывают своим коллегам, привезя их в местный Аркаим – Билярск. Именно так называет этот город и заместитель председателя Союза художников РТ, народный художник Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств РТ Мударис Мингазов. В татарстанском Союзе художников он отвечает за организацию и проведение различных пленэров, пользующихся большой популярностью у российских художников. Популярность эта объясняется, помимо прочего, еще и тем, что принимающая сторона с такой любовью, с такими подробностями рассказывает историю родной земли, что гости в том же Билярске начинают слышать историю.
«В один из наших пленэров в Билярске, который многие из нас считают мощным местом силы, наши друзья вдруг услышали саму историю. Билярск ведь это наш, татарстанский, Аркаим. Здесь любой начинает проникаться его великой и печальной историей столицы Волжской Булгарии. И вот как-то наши гости сказали, что здесь даже воздух пропитан духом предков, а по ночам как будто слышится отдаленный топот и ржание лошадей. Конечно, мы рассказывали им знаменитые легенды, которые просто душу выворачивают. И впечатления от них просятся на холст. Мы своих гостей всегда возим по святым местам Татарстана. Были неоднократно в Болгаре, Чистополе, где, кстати, сохранились могилы 14 века, и они находятся в отличном состоянии – за ними очень ухаживают. Но особой любовью художников пользуется именно Билярск. У этого места просто непередаваемая аура, на грани с мистикой», - рассказал Мударис Мухетдинович.
Мингазов, естественно, из тех художников, кто свое творчество не мыслит без татарского колорита.
Он вообще уверен, что пристрастие к татарским мотивам объясняется воспитанием. «Мы так воспитаны - в уважении к своему народу, к своим предкам, к отцу - матери. И, значит, к своим традициям! Мы с малых лет живем так живем. И, безусловно, формируясь под влиянием самобытной культуры, особого мировоззрения, человек впитывает все это с детства, живет в этой особой атмосфере и, конечно, отражает свой внутренний мир в творчестве. Это очень естественный процесс», - считает Мударис Мухетдинович.
Он пишет не только легенды Билярска. В его творческом багаже портреты, интерьеры деревенских домов, перенесенные на полотно житейские истории. И всегда в картинах – элементы татарской культуры, быта. Вроде, мелочь - в виде полотенца, «Платочек матери», деревенская самодельная посуда-утварь, наличники… Но все эти мелкие детали непременно рассказывают о татарской семье.
Еще одно увлечение Мудариса Мингазова – татарский орнамент. Целые выставки были посвящены этому, отдельно стоящему, виду изобразительного искусства.
В пресс-релизе к одной из выставок Мингазова отмечено: «работы художника являются своего рода обращением к татарскому народу о необходимости сохранения национального мироощущения и духовности. Автор использует орнамент как ключ к пониманию национальных архетипов». Так и есть. Для Мингазова такие понятия, как корни народа, национальный код, сохранения традиций, дань уважения своему народу – не просто красивые слова, а суть его большого творческого пути. Он чтит, хранит и популяризирует все это так, как может – через живопись.
Татарский орнамент – это не просто красиво оформленные символы, лютики-цветочки. Это образ целого тюркского мира, это целая система мусульманской традиции. И это – страсть Мингазова. В его орнаментах наиболее часто встречается образ Древа, который у многих народов является символом Родины, своего рода, тех самых корней, отрываться от которых нельзя.
А искусствоведы в картинах Мудариса Мингазова увидели и еще один значимый аспект – татарский орнамент из декоративного элемента становится смысловым сюжетом картины.
А самая любимая работа Мудариса Мингазова – «Мама в белом платке». И объяснять причины такого пристрастия в данном случае нет смысла.
Первый в Татарстане
Самый известный в Татарстане и России каллиграф, возродивший традиции искусства создания шамаилей – художник, лауреат Тукаевской премии Накип Наккаш (Исмагилов). Он - первый, кто в республике начал возрождать древнюю традицию каллиграфии.
Сегодня Мастер не только создает картины, выполненные в древних традициях арабской графики, которой татары пользовались до 1928 года. Он создает семейный герб – тугру для известных, состоявшихся татарстанцев, для молодоженов в качестве подарка, для всех, кто искренне заинтересован в сохранении традиций. Семейных в том числе. Он создал цикл каллиграфических работ по произведениям Габдуллы Тукая, за что и был удостоен в 2016 году Государственной премии РТ. Он сделал эскизы к оформлению мозаикой мечетей в Нижнекамске, Казани, Лениногорске и татарских деревнях.
Нажип Наккаш – живая легенда в татарском сложном и тонком искусстве каллиграфии. Для него каллиграфия – не занятие для души. Это – страсть, которой он отдается со студенческих времен.
Именно тогда юный Накип увлекся арабским миром со всеми его тайнами и глубинами. Увлекся до такой степени, что в университете, где обучался профессии филолога, в качестве иностранного языка выбрал именно арабский. Что и определило жизнь будущего каллиграфа.
«После горбачевской перестройки у нас появилась возможность вернуться к исламу и татарской древней культуре. И с тех пор я пропагандирую Коран, хадисы о морали, а вдохновляет меня на работу поэзия. Татарские поэты-суфии, но в первую очередь Тукай. У него в произведениях я обнаружил пересказанные в рифме хадисы, которые теперь переношу в своей каллиграфии. Я хочу все это показать народу, так как многие, к сожалению, до сих пор не знают ни творчество Тукая, ни сами хадисы», - так видит свою миссию Мастер Нажип Наккаш.
Кстати, техника каллиграфии и шамаилей Наккаша тоже эксклюзивна. Художник создает свои работы на обратной стороне стекла, что делает из визуально объемными и «говорящими».
Эту технику Мастер также возродил из древности. В далекие времена шамаили таким образом – письмо на обратной стороне стекла - создавали только турки, позаимствовав технику у итальянцев, придумавших и внедривших в жизнь знаменитые витражи.
Сегодня Нажип Наккаш работает над большим циклом, рассказывающем о выдающихся татарских деятелях, о тех, кто создавал славную историю древнего Татарстана.
Без коня и жизнь не та!
Так может сказать о своем творчестве – да, пожалуй, и о своей жизни – еще один известный художник из Татарстана.
Финат Набиуллин, чьи работы неразрывно связаны с татарской культурой и чисто татарской тематикой, «в творчество пришел с темой лошади». Так говорит сам художник. Он является не просто страстным поклонником этого гордого животного – он пропагандирует особую породу лошадей, которую официально признали только в 2018 году. Она так и называется – «Татарская порода».
«Все мои предки держали лошадей, я вырос в седле. Это животное всегда вдохновляло творческих людей своей особой красотой и грацией. Я не просто люблю лошадей - они занимают особое место в моем творчестве. И своей известностью я тоже обязан лошади – она привела меня в Париж», - рассказывает Финат Ядгарович.
Случилось это в 2003 году. Сначала мастер участвовал в выставке, которая открылась в Москве и на которой были представлены художники из Татарстана. В этой экспозиции работы Набиуллины заметили и пригласили стать участником важного культурного мероприятия - Дней России во Франции. И вот там-то, в Париже, пропитанном духом вольнолюбивых гениев, лошади Набиуллина нашли своих почитателей: картины с татарской лошадью пользовались большой популярностью у посетителей французской экспозиции и по ее окончанию ушли на ПМЖ в дома французов.
Вообще Финат Ядгарович уверен: лошади – бренд татар, который нужно усиленно пропагандировать.
Впрочем, одними лошадями творчество Фината Набиуллина не ограничивается. Он так же, как и его коллеги, увлечен древними татарскими легендами и татарским орнаментом, он так же, как они, пишет Билярск, он создает картины по мотивам татарского фольклора, пишет на заказ пейзажи и татарские деревни…
Есть у Набиуллина история и о том, как однажды впечатленный его работами голландец купил сразу пять картин художника. Пять! Чего никогда не позволяют себе земляки Фината Ядгаровича. Он согласен с мнением Нажипа Наккаша, печально заметившего: «У татар низкая культура приобретения картин. Да и на выставки они ходят мало и редко».
Потому и уезжают оригинальные полотна, созданные татарами для татар, за рубеж...Ну, тоже неплохо: картины просвещают Европу о татарских традициях, культуре, быте.
Сейчас Финат Ядгарович увлечен историей. Именно эта тема является сегодня ведущей в его работах. «Мне сейчас очень интересна история нашего народа. К 100-летию ТАССР уже сделал несколько работ – цикл называется «Наша республика» - в которых присутствуют чисто татарские орнаменты. И останавливаться пока не собираюсь», - утверждает художник.
«Через ремесло – к творчеству»
Наверное, этими словами художник, преподаватель Казанского техникума народных промыслов Ильнур Бакиров может определить свое жизненное кредо.
В одной своей ипостаси он – учитель. Своих подопечных Бакиров учит не просто профессиональным навыкам. Осваивая ремесло, его ученики осваивают историю. И учатся любить родину, как бы пафосно это не звучало. «Своим ученикам я стараюсь привить любовь к родным корням, земле, традициям. Я учу их видеть главное в каждом символе татарской культуры. Вот, например, знаменитый татарский орнамент – тюльпан. Студенты мне как-то сказали: это просто символ, просто цветок. А я им рассказал, что наш орнамент – это символ теплого дома, очага в степи. Его листья символизируют сполохи огня, который согревал кочевников ночами в промозглой степи. И вот так дети учатся видеть настоящий смысл в каждом символе, в каждом орнаменте татарской культуры. Ведь у всего есть подлинные истоки. Но о них нужно знать. Безусловно, чтобы мы не потеряли своих традиций, мы должны подрастающее поколение воспитывать соответствующе. Главное в жизни – интерес к самой жизни. И своих предков в том числе. Ведь можно его отбить: равнодушием, беспамятством, сиюминутностью. А можно его вызвать. Именно в этом залог успешного воспитания. Именно в этом – в просветительстве – я и вижу свою главную задачу в качестве преподавателя», - подчеркивает Ильнур Бакиров.
«Мне нравится учить людей разбираться в искусстве. Хочется делиться опытом, приобщать к культуре. Ведь все приходят в искусство с разными установками, будь то досуг, саморазвитие или тяга к прекрасному. Люди должны понимать, что путь к познанию лежит через ремесло, чтобы создать произведение искусства нужно много трудиться. Если после моих занятий человек пойдет в музей — это уже большое достижение. Но в целом, я учу видеть искусство повсюду вокруг себя», - цитирует художника сайт «Международная школа профессий».
Бакиров старается принимать участие во всех пленэрах, которые организует СХ РТ. Потому что именно там, в сообществе единомышленников, посещая в чем-то сакральные места Ильнур Мансурович черпает творческие силы.
А главная его страсть – все тот же Билярск: «Это настоящее место силы, место притяжения, здесь реально сбываются мечты. Наши предки знали, где селиться. Здесь всегда приходит вдохновение: хочется передать свои чувства, хочется это чудо сохранить и передать потомкам».
Его вообще на данном этапе жизни и творчества очень волнует историческая тема. Болгар с его великой историей – отдельный разговор. Казалось бы, все изучено, написано, нарисовано, рассказано-пересказано. Но Бакиров, как и любой вдохновленный творец, каждый раз здесь, на древней земле, делает новые для себя открытия – в нюансах, тех же символах, в знакомой легенде.
А потом, пережив и переосмыслив, переносит все это на полотно. Для себя? Или для нас?
Теги: союз художников, картины, творчество, молодежь
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев