Архитектор татарского театра
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» откроется выставка в честь Петра Сперанского – театрального художника, монументалиста, архитектора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника ТАССР.
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» откроется выставка в честь Петра Сперанского – театрального художника, монументалиста, архитектора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника ТАССР.
На выставке, которая откроется для посетителей 23 марта, будут представлены эскизы к декорациям таких известных спектаклей как «Ходжа Насретдин», «Король Лир», к операм «Алтынчеч», «Пиковая дама», к балету «Шурале», «Дон Кихот», костюмы к спектаклям, архивные фотографии из собрания республиканского музея изобразительных искусств, театра им.Г.Камала и частного собрания, уточняет портал Kzn.
Часть экспозиции посвящена лирическим пейзажам с видами Казани, Крыма, Кавказа, и многочисленным зарисовкам татарского орнамента, которые послужили основой изданных альбомов «Татарский народный орнамент» (1948, 1953).
Петр Сперанский (1891–1964) вошел в историю отечественного искусства ХХ в. как классик советской татарской сценографии и архитектор «сталинского классицизма». Его вклад в развитие театрального искусства неоценим: более трехсот спектаклей русской, татарской и западной классики, опер и балетов было оформлено мастером за полвека творческой деятельности. Это личность ренессансной широты и артистизма. Как педагог он за 35 лет воспитал два поколения театральных художников Поволжья, в первую очередь для татарского театра. Первым собрал и издал альбомы татарского народного орнамента.
Родился 1 января 1891 года в Казани. В 1914 году окончил Казанскую художественную школу (ученик Н.И. Фешина и П.П. Бенькова), в 1924 году – Казанский государственный художественно-технологический институт (Высшие художественно-технические мастерские), факультет архитектуры гражданских и специальных сооружений, получив квалификацию архитектора. Работал художником в труппе «Сайяр» (1915–1917) и при оперных сезонах (1916–1920), одновременно выступал на сцене в качестве артиста.
Стал главным художником Татарского академического театра в 1924 г., а позже - Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
За четыре десятилетия интенсивной работы им оформлены декорации к более чем 200 спектаклям. Уже с первых лет работы в татарском театре П. Сперанский утверждал новый тип жизнеподобной реалистической декорации – декорацию архитектурную. В его эскизах привлекает великолепный акцент архитектуры, отличное знание архитектурных форм, умение использовать масштаб любой сцены.
Теги: татарская культура татарский театр татарский язык
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев