«Крылья Татарстана». Восстановить легенду
Книга «Крылья Татарстана». Восстановить легенду» посвящена проекту «Крылья Татарстана» по восстановлению самолёта Пе-2 из фрагментов и обломков настоящих боевых машин, погибших в Великую Отечественную войну.
Книга «Крылья Татарстана». Восстановить легенду» посвящена проекту «Крылья Татарстана» по восстановлению самолёта Пе-2 из фрагментов и обломков настоящих боевых машин, погибших в Великую Отечественную войну.
Об истории проекта рассказали сегодня на пресс-конференции автор книги, управляющий делами Региональной общественной молодёжной организации «Объединение «Отечество» РТ Илья Прокофьев и председатель Совета региональной общественной молодёжной организации «Объединение «Отечество» РТ Александр Коноплёв.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны на Казанском авиационном заводе № 22 выпускали легендарные самолёты-бомбардировщики Пе-2. Они начали поступать в военные части в 1941 году, применялись до конца войны в частях фронтовой и морской авиации, а также в боях с Японией. Всего за годы войны в стране было выпущено 11214 самолётов, в том числе 10174 — в Казани. Но в настоящее время в республике не сохранилось ни одного экземпляра и всего три экземпляра в России (два в Московской области и один в Свердловской). Восстановленный в Казани самолёт Пе-2 станет историческим оригинальным памятником боевой и трудовой славы земляков.
На страницах книги — подробный рассказ о работе поисковых отрядов, архивно-исторических изысканиях исследователей авиации, о неравнодушных людях, кто старается сберечь историю страны и отдельных семей.
Исследовательская архивно-историческая работа по изучению документов и событий того времени ведётся с 1990-х годов. За эти годы раскрыты судьбы и имена многих защитников Отечества, обследованы места падений и вынужденных посадок 21 самолёта Пе-2, собраны пригодные для реставрации фрагменты, агрегаты, обломки, детали (двигатели, шасси, центроплан) и доставлены в Казань. По найденным номерам самолётов и моторов установлены судьбы 42 членов экипажей этих самолётов.
Фрагменты самолётов собирались на обширной территории, практически на всей, где шли военные действия: Карелия, Московская область, Новгородская, Псковская, Ленинградская, Мурманская, Калужская.
Одна из сложностей восстановления в том, что ни в одном из архивов не сохранились чертежи, по которым делали Пе-2, многое уничтожил пожар. Поэтому используются доступные фрагменты чертежей определённого агрегата. Другая сложность — ещё рассекречены не все документы, комиссия по рассекречиванию работает всего два раза в год. Сбор информации осуществляется буквально по крупицам. На помощь поисковикам приходят историки. Так, во время очередной экспедиции долго не удавалось найти сведения о погибшем в заданном районе самолёте. Благодаря помощи историков выяснилось, что Пе-2 использовали не только наши лётчики, но и финские.
То, что нельзя использовать в реставрации, отдаётся татарстанским музеям. Фрагменты боевых самолётов имеются в Национальном музее республики, музеях Чистополя, Альметьевска, Нижнекамска.
К 2019 году (моменту сдачи книги в печать) поисковиками проведены работы ещё на 10 местах падений самолётов Пе-2, установлены судьбы 25 членов экипажей. Рассказ об этих самолётах, экипажах и истории поиска продолжится в следующей книге, работа над которой уже начата.
В оформлении издания использованы уникальные архивные документы, фотографии из государственных и личных семейных архивов. Книга, вышедшая при поддержке федеральной программы по патриотическому воспитанию граждан, имеет тираж 500 экземпляров и адресована краеведам, поисковикам, родственникам погибших при защите Отечества, исследователям истории отечественной авиации.
Теги: книга, самолет, реконструкция
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев