«Тоска» в Казани
Международный оперный фестиваль имени Шаляпина открылся премьерой оперы Джакомо Пуччини «Тоска».
Международный оперный фестиваль имени Шаляпина открылся премьерой оперы Джакомо Пуччини «Тоска».
Над уже известной казанцам оперой (предыдущая версия «Тоски» шла на сцене театра 25 лет — до 2018 года) работали художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера» – народный артист РФ, лауреат театральных премий «Золотая маска» Юрий Александров и художник-постановщик – народный художник России Вячеслав Окунев.
Зритель стал свидетелем постепенно назревающей трагедии, где каждое действие героев продуманно, обоснованно, точно следует и чутко подстраивается под каждый музыкальный нюанс партитуры Пуччини, рассказывает ИА «Татар-информ».
Выдающиеся способности приглашенных артистов Ахмеда Агади (Марио Каварадосси), Елены Михайленко (Флория Тоска) и Станислава Трифонова (Барон Скарпиа) способствовали чувственному и эмоциональному развитию действия, за которым скрывается колоссальная работа.
«Тоску» за свою жизнь я ставлю, мягко говоря, не в первый раз. Для того чтобы по-новому взглянуть на знакомую оперу, я беру в руки партитуру. Ведь в музыке композитором все события уже зашифрованы, а акценты расставлены. Режиссерская же работа заключается в том, чтобы вскрыть этот замысел и представить его на сцене. Хотя я прекрасно понимаю, что работа “под лупой” в поисках нужного нюанса чрезвычайно трудозатратна. Все, кто работает над спектаклем, должны найти общий язык. Только в этом случае возникает ансамбль как кульминация творческого процесса», – пояснил Юрий Александров.
По словам режиссера, несмотря на то, что действие происходит в начале XIX века, сама опера современна: в ней заложены актуальные современному миру смыслы. Так, здесь образ художника противопоставляется политической системе, в которой ему приходится существовать.
Он отмечает, что тема взаимоотношений государства и личности вечна. Государство (в лице Скарпиа) выбирает наиболее удобную для себя форму правления – диктатуру. Здравомыслящий человек (Каварадосси) со своей стороны пытается вырваться из этой системы. Либеральные идеи себя скомпрометировали, демократия превращается в терроризм. Убивать ради сохранения системы – в порядке вещей. И, конечно, такое божественное, как искусство, никогда не уживется с такой идеологией.
Но не только игра артистов заставила публику стоя рукоплескать по завершении спектакля. Стоило только открыться занавесу, чтобы произвести на присутствующих в зале эффект «вау». Все сценические решения: церковь Сант-Андреа, замок Сант-Анжело, в которых разворачивается сюжет, – сделаны детально, заставляя восхититься подробной работой над декорациями. А масштабные полотна на библейский сюжет вызывают трепет даже у искушенного зрителя.
«В самом либретто очень подробно описаны места действия, и я сам очень люблю Рим. На сцене мы даже воссоздали несколько артефактов: к примеру, алтарь Сант-Андреа выполнен весьма детально. Но все-таки декорации – не точная копия Вечного города, а скорее мои впечатления от него. Надо сказать, что работа над сценографией шла без малого восемь месяцев и выполнялась в лучших мастерских. И я благодарен театру за возможность воплотить мои идеи на таком высоком уровне. Нам же хотелось подарить зрителю спектакль-путешествие. Чтобы у него была возможность увидеть недоступную из-за пандемии красоту в своем родном театре», – признался Вячеслав Окунев.
Повторный показ оперы «Тоска» в рамках Шаляпинского фестиваля состоится уже сегодня. Главные партии исполнит второй состав: Зоя Церерина (Тоска), Федор Атаскевич (Каварадосси) и Эвез Абдулла (Скарпиа). Затем спектакль войдет в репертуар Татарского театра оперы и балета.
Теги: шаляпинский фестиваль
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев