Логотип Идель
Обо всем на свете

ДАЙТЕ ПЯТЬ!

В Национальной библиотеке РТ прошло обсуждение Стратегии развития культуры до 2030 года. Об этом документе стали говорить еще в 2018-м и его уже рассмотрели на Совете по культуре и искусству при Президенте РТ. Казалось бы, в нашем государстве, если нечто уже представили Президенту, нет смысла это обсуждать с кем-то еще. Но в нашем минкульте не ищут легких путей. Обсуждение с журналистами, представителями различных культучреждений, членами Общественного совета и т.д. было горячим и, скорее, в формате тренинга, чем привычного совещания в министерстве. Молчать в таком формате невозможно, точнее, невозможно замолчать. И это, пожалуй, главная опасность таких мероприятий: у нас у всех настолько накипело, мы варимся каждый в своей сфере – будь то музеи, библиотеки, учреждения образования, театры и т.д., что каждый раз мы начинаем с притирки и знакомства. Казалось бы, что может быть естественнее, чем объединение креативного класса? Но на деле редкие художники ходят на премьеры, и не так много музыкантов придут на открытие выставки (если, конечно, их не наняли играть). Нет связи между министерствами, бизнес не видит выгоды от взаимодействия с учреждениями культуры, а культура не понимает, где находится – то ли уже в сфере услуг между торговым центром и рестораном, то ли все-таки где-то на уровне создания духовных ценностей.

В Национальной библиотеке РТ прошло обсуждение Стратегии развития культуры до 2030 года. Об этом документе стали говорить еще в 2018-м и его уже рассмотрели на Совете по культуре и искусству при Президенте РТ. Казалось бы, в нашем государстве, если нечто уже представили Президенту, нет смысла это обсуждать с кем-то еще. Но в нашем минкульте не ищут легких путей. Обсуждение с журналистами, представителями различных культучреждений, членами Общественного совета и т.д. было горячим и, скорее, в формате тренинга, чем привычного совещания в министерстве. Молчать в таком формате невозможно, точнее, невозможно замолчать. И это, пожалуй, главная опасность таких мероприятий: у нас у всех настолько накипело, мы варимся каждый в своей сфере – будь то музеи, библиотеки, учреждения образования, театры и т.д., что каждый раз мы начинаем с притирки и знакомства. Казалось бы, что может быть естественнее, чем объединение креативного класса? Но на деле редкие художники ходят на премьеры, и не так много музыкантов придут на открытие выставки (если, конечно, их не наняли играть). Нет связи между министерствами, бизнес не видит выгоды от взаимодействия с учреждениями культуры, а культура не понимает, где находится – то ли уже в сфере услуг между торговым центром и рестораном, то ли все-таки где-то на уровне создания духовных ценностей. 

И в этой связи документ, о котором идет речь, безусловно, важный. Чтобы от многостраничного текста точно в голове что-то осталось, главную идею в минкульте сформулировали в 5К:
 Креативность; 
Коммуникация;
 Кооперация;
 Капитализация; 
Компетенция. 

Все присутствующие разделились на 4 группы, каждая со своим модератором: «Экосистема» (модератор – руководитель института городских исследований «Тамга» Марья Леонтьева), «Экономика» (модератор – руководитель издательства «Юлбасма» Гузель Хасанова), «Кадры» (модератор – Айгуль Давлетшина, независимый консультант по культурной политике, арт-менеджер) и «Идентичность» (Энже Дусаева, историк, кандидат культурологии, руководитель мемориальной лаборатории института городских исследований «Тамга»). 

Каждый участник должен был обозначить проблему по своей теме и смоделировать пути ее решения, затем все это в сжатом виде выносилось на обсуждение уже в присутствии Министра культуры Ирады Аюповой (она же открывала это мероприятие, сформулировав основные вехи).

 Для меня после обсуждения остались несколько главных тем: отсутствие в обществе коммуникации, отсутствие единого информационного поля (речь идет не только об осознании собственной идентичности, но и просто о том, где какие площадки и люди находятся, кто чем может помочь – и не обязательно деньгами, но и советом или опытом) и отсутствие каких-то внятных ответов на вопрос, что обществу нужно. 

То есть у нас нет четкого перечня того, что имеется; слабое представление о том, чего ждать, и большинство продолжает вариться в собственном котле, ожидая от министерства денег на бедность. Не то чтобы я против денег, ни в коем случае. Просто в большинстве своем на эти встречи приходят те, кто и так шевелится, предлагает, осознает примерно, куда идет и что он может предложить. Все остальные будут читать стратегию и искать, в какие буквы из имеющихся они смогут вписаться.

 И ведь это речь идет о развитом регионе, на который с завистью смотрят большинство соседей, и не только. Потому что это не проблема только Татарстана. За 20 лет ХХI века в беспрецедентном по своей открытости мире самая открытая и близкая к народу сфера оказывается самой далекой. Мы все одеваемся и слушаем музыку, ходим по улицам и общаемся, мы все носители культурного кода и живем в окружении символов, но те, кто эти символы создает, атомизированы и от общества, и друг от друга. И это не проблема минкульта, это наша с вами проблема. Государство за столько лет не создало внятной системы налоговых льгот для спонсоров и меценатов, государство спустило сверху увеличение посещаемости учреждений культуры и оценку эффективности по посещаемости, государство решает, кого поддержать, а кого нет, государство создало такую систему контроля и оценки, что любой руководитель театра, фестиваля, музея может пойти под суд в попытке просто что-то создать. Но государство – это мы. Это нам страшно или лень менять существующий статус-кво. 

Поэтому из всех пяти К, предложенных минкультом, самой недооценной для меня является Коммуникация, которой в современном мире так много, а для решения проблем по-прежнему так мало.

фото автора

Теги: минкульт рт. программы, проекты, нацбиблиотека, образование, культура

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев