Эксклюзивный татарстанский музей русского поэта
На исходе XX века, 10 февраля 1990 года, в Татарстане появился единственный в России музей великого русского поэта Бориса Пастернака.
На исходе XX века, 10 февраля 1990 года, в Татарстане появился единственный в России музей великого русского поэта Бориса Пастернака.
Факт появления в Татарии музея в «проблемном» 1990 году говорит, в первую очередь, о дальновидности и мужестве руководства республики, которое рискнуло открыть музей опального поэта в татарстанской глубинке.
Когда в Чистополе ремонтировали «пастернаковский» дом, где должна была разместиться экспозиция будущего музея, к открытому окну в комнате поэта прилетел голубь и очень настойчиво начал стучать по стеклу и размахивать крыльями. Все приняли это как добрый знак, решив, что голубь – посланец души Бориса Пастернака. «Голубиное сообщение» было принято, и в день открытия музея в ближайшем к нему храме отслужили панихиду по поэту. Такие подробности сообщает сайт «100 лет ТАССР».
Литературный музей Бориса Пастернака был основан в Чистополе по постановлению Совета Министров ТАССР. Произошло это, конечно, не случайно. В город на Каме лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года приехал 18 октября 1941 года в эвакуацию и прожил здесь около двух лет.
Чистопольский музей открылся в год столетия великого поэта, который, по решению ЮНЕСКО, был объявлен в мире Годом Пастернака. Тем не менее, сам факт появления в Татарии музея в «проблемном» 1990 году – свидетельство дальновидности, даже мужества руководства республики и энтузиастов, рискнувших осуществить серьезный проект.
О том, что предшествовало событию, вспоминал в республиканской печати инициатор и один из организаторов музея, в прошлом – генеральный директор Национального музея Татарстана Геннадий Муханов.
«Однажды мне позвонила из Чистополя известный краевед, а в прошлом моя школьная учительница Нина Степановна Харитонова и сообщила потрясающую новость: Вавиловы, в доме которых в годы войны жил Борис Пастернак, переезжают и готовы продать все вещи и мебель из «пастернаковской» комнаты. Именно в этот момент меня буквально осенило: если удастся заполучить мемориальные вещи и предметы, то есть шанс создать музей! Но с чего начать? Во-первых, город должен передать квартиру под музейные цели. Однако я знал, как неохотно на это идут городские власти. Да и захотят ли они вообще заниматься этим делом? В те годы одно только имя Бориса Пастернака могло насторожить не только начальство разных рангов, но и обывателей. Кроме того, чтобы выкупить у хозяев все, что сохранилось с военных лет, нужны деньги… И все-таки когда постоянно думаешь о чем-то одном, эти мысли каким-то чудом начинают потихоньку материализовываться. Вот так однажды, будучи по служебным делам в Москве, я встретился с моим добрым другом Марсом Гисматулиным – архитектором, художником и поэтом. Он любил стихи Пастернака и не только поддержал идею создания музея поэта в Чистополе, но и предложил свою помощь в качестве автора проекта, причем на тот момент совершенно безвозмездно.
Однако было понятно, что реализовать этот замысел без поддержки высшего руководства республики невозможно. Поэтому, взвесив еще раз все «за» и «против», я обратился с письмом к первому заместителю Председателя Совета Министров республики Мансуру Хасановичу Хасанову, приложив к письму детально составленную смету расходов по созданию нового филиала – музея Б.Л. Пастернака в Чистополе. Ответ (с положительной резолюцией!) пришел довольно быстро и содержал конкретные поручения Минкультуры, Минфину и Чистопольскому горисполкому. Вскоре из бюджета республики на создание музея было выделено 400 тысяч рублей. По тем временам (в условиях недофинансирования, задержек зарплат и т.д.) это была очень приличная сумма. И спустя годы я всегда с особой теплотой и признательностью вспоминаю Мансура Хасановича Хасанова, сыгравшего важную роль в развитии музейного дела в Татарстане…».
Стихотворение Бориса Пастернака, посвященное дому, в котором он жил в Чистополе.
- Когда я с честью пронесу
Несчастий бремя,
Означится, как свет в лесу,
Иное время.
И я по множеству примет
Свой дом узнаю.
Вот верх и дверь в мой кабинет,
Вторая с краю.
Вот спуск, вот лестничный настил,
Подъём, перила,
Где я так много мыслей скрыл
В тот век бескрылый.
Теги: 100 лет ТАССР, Пастернак, Чистополь
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев