Логотип Идель
Время

Буа театры: «Сцена и зритель будут жить вечно!»

В век цифровых технологий, нейросетей и шоу появляется вопрос, останется ли театр жить в своем первозданном виде.

В век цифровых технологий, нейросетей и шоу появляется вопрос, останется ли театр жить в своем первозданном виде. 

Татарский театр начал зарождаться более 110 лет назад. С тех пор, как был показан первый публичный спектакль на татарском языке, республика обросла десятками хорошо оборудованных театральных площадок. Затем в конце 90-х годов на экраны кинотеатров стали выходить первые национальные игровые фильмы. Но театр не сдавал позиций и в период пика интереса зрителя к кино искал новые формы выражения.

Затем пришёл интернет, но и он не заменил театр. Почему? Потому что не сумел заменить живые «офлайновые» эмоции и тактильность театра. Чтобы не быть голословными, мы решили расспросить о значении театра в современном мире непосредственного участника процесса – коллектив Буинского государственного драматического театра. Мы задали следующие

Вопросы:
1.    В чём значимость театра в Татарстане?
2.    Татарский или Русский? На какую аудиторию ориентироваться? 
3.    Что будет, если театр перестанет существовать?
4.    Что станет с театральным искусством в будущем?

Раиль Садриев, руководитель


Не думаю, что в сохранении и развитии театрального искусства стоит выделять только Татарстан. Но только в нашем регионе сейчас функционирует 15 государственных театров, они многонациональные, работают и на татарском, и на русском языках.

К примеру, Буинский театр находится в маленьком городе. Всего за год здесь проходит около четырех-пяти премьер. Город посмотрел – вердикт вынесен. И интерес удовлетворён. Поэтому мы выезжаем за пределы города и показываем свои спектакли новому зрителю. Тем самым связываем незримыми нитями Татарстан с другими регионами.

Татарский театр ценен ещё и тем, что сохраняет национальную культуру и язык. В отличие от других республик, у нас национальных татарских театров больше половины от общего количества коллективов.

Для нашей республики всегда будет важен как русский театр, так и татарский. Это мощный маяк – показатель того, как должно быть в России, так как наша страна многонациональна. Театр создан из разных паззлов: убрав одну деталь, целостной картинки не получишь. 
В Татарстане театр сделал резкий поворот в сторону юношества, так как мы понимали, если работать как раньше, мы потеряем следующее поколение. Плюсом возникла «Пушкинская карта». Думаю, вскоре появятся и другие карты, к примеру  Чеховская, Тукаевская, а во многих регионах может появиться своя. Это новшество – отличная возможность привить молодёжи любовь к театру. Плюсы есть в этом и для нас, и для государства. Я убеждён, что нужно заставлять ходить в театр, пусть даже за счёт уроков в школе. Сейчас образование и культура должны бок о бок вести новое поколение, чтобы создать правильное российское общество.

Об исчезновении же театра не может быть и речи. Театр будет всегда! Это полный контакт со зрителем. Культура остаётся в авангарде тех сил, стоящих за сохранение нации. Об исчезновении театра говорили периодически: с появлением кино, возникновением телевидения, развитием интернета. Театр не исчез. В театральной жизни может многое измениться, но сцена и зритель будут жить вечно!

Что в будущем? Татарстан впереди планеты всей! Самый гастролирующий театр у нас! Поэтому мы сделаем все возможное, чтобы театр жил. Возьмем даже в пример наш театр: город маленький, но есть зритель, реклама, отдача – мы уже стали ходячей рекламой театра. Сейчас важно понимать, что нужно зрителю и что для него важно. Именно так театральное искусство будет продолжать жить.

Айгуль Хуснетдинова, актриса


Театр всегда имел огромное значение. Благодаря поддержке государства, даже наш маленький театр продолжает развиваться. Эта поддержка даёт нам возможность работать с именитыми режиссёрами, критиками, реализовывать проекты и лаборатории! Каждый театр важен и интересен. Но в Татарстане у нас их достаточно много, поэтому каждый является определенной жемчужиной и украшением нашей республики. Каждый по-своему греет, каждый по-своему сияет. Он обращается не к языку, он обращается к душе. Важна многонациональность, важно достучаться до каждого зрителя!

Я думаю, они не работают на какую-то аудиторию. Мы, например, всегда стараемся выпускать спектакли, которые бы нашли своего зрителя. Тут ведь на самом деле все просто: упор делается на  аудиторию,  которая любит театры. Для нас важно, чтобы пришел зритель и получил удовольствие и радость, чтобы он задумался или просто посмеялся. Очень хочется, чтобы в театры приходили люди, любящие его, но это уже от нас зависит, сможем ли мы пробудить в сердцах молодых людей, пришедших по Пушкинской карте, эти чувства. И, конечно, культурное просвещение растет с каждым годом, даже сама, когда хожу как зритель, это замечаю, так как каждый раз я могу открыть для себя что-то новое.

Если попробовать предположить, что будет при исчезновении театра, то ведь ответ понятен: он возродится вновь! Человечество не сможет существовать без возможности того, чтобы на пару часов забыться, оказаться в пространстве, увидеть рождение, смерть, любовь, ненависть. И ведь только в театре возможно сопереживание чужому горю. Театр – это то, что будет всегда возрождаться, меняться и двигаться вверх!

Театр – это здесь и сейчас, театр откликается на время. Если время скучное, то и театр не будет ни глубоким, ни тонким, поэтому только от нас зависит, как мы создадим свое время и как передадим его через искусство, через театр. Он будет ярким, визуальным, звуковым, и в нём будет много контакта с другими жанрами.

Лилия Газизуллина, актриса

 
О значимости театра в Татарстане говорит количество абитуриентов, желающих связать свою жизнь с творческой профессией, и посещаемостью спектаклей в театрах Татарстана. Лиц, заинтересованных в театральных мероприятиях, с каждым годом становится всё больше, что не может не радовать нас, актёров, потому что чувствуешь отдачу со стороны зрителя за нашу работу.

Все зрители одинаково важны для нас, абсолютно всех национальностей, потому как наша основная задача – говорить языком театра, который будет доступен каждому человеку. Если говорить о возрасте аудитории, то спектакли одного и того же театра могут быть ориентированы на разный диапазон. Материал современный, где герои пользуются сленгом, звучат имена музыкантов, популярных сегодня блогеров, представителям старшего поколения затруднительно будет воспринимать. А может получиться и наоборот. По моим наблюдениям, в театрах выпускаются спектакли в основном по принципу «и нашим, и вашим». Чтобы каждый спектакль был доступен для понимания любому зрителю.

Допустим, театр перестал существовать. Что будет делать человек, привыкший ходить на спектакли, не пропускающий ни одной премьеры? Он, конечно, очень сильно расстроится. Но ведь надо это как-то пережить, чем-то заместить. К чему он обратится в этом случае? К кино. А ещё к интернету, где сейчас можно встретить много видео любительских постановок, актёров, читающих стихи. А в принципе, и сейчас уже так происходит. Я лично не думаю, что это всё сможет заменить театр, потому что является другим видом творчества, пусть из того же культурно-просветительского разряда. Скорее всего, будут активно развиты культурные интернет-проекты.

Сегодня посещение театра является очень значимым культурным мероприятием. Люди идут в театр отдохнуть душой, приятно провести время, посмеяться или, наоборот, выплакать всю накопившуюся боль. А ценители искусства всегда жаждут чего-то нового, и именно театр может удовлетворить потребности даже самого искушённого зрителя.

Стоит отметить, что в университетах, даже тех, что не направлены на взращивание работников сцены, активно продвигается культурное воспитание. Достаточно увидеть хотя бы одно шоу «Студенческой весны». Пока есть те, кто даёт жизнь театру, и есть те, кто за этой жизнью наблюдает, театральное искусство будет жить! 

Эмоции и душа – бессмертны, а значит, и бессмертен театр! 

Теги: Молодежь творчество Татарстан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев