Логотип Идель
Время

ДЖОН ЛЕННОН & РИНГО СТАРР.80

Если 2020 год и запомнится мне чем-то хорошим, то, безусловно, круглыми датами – 80 лет Джону Леннону и Ринго Старру. Значение их в мировой культуре, да и просто в нашей жизни, невозможно переоценить. И речь, конечно, идёт не только о группе «Beatles», достигшей недосягаемой планки в музыке за 8 лет своего существования, но и о их многогранном сольном творчестве, не перестающим будоражить и вдохновлять всё новые поколения слушателей (мой шестилетний сын, например, очень любит «Yellow Submarine» и «Across The Universe).

Если 2020 год    и запомнится мне чем-то хорошим, то, безусловно,    круглыми датами – 80 лет Джону Леннону и Ринго Старру. Значение их    в мировой культуре, да и просто в нашей жизни, невозможно переоценить. И речь, конечно, идёт не только    о группе «Beatles», достигшей недосягаемой планки в музыке за 8 лет своего существования, но и о их многогранном сольном творчестве, не перестающим будоражить и вдохновлять всё новые поколения слушателей (мой шестилетний сын, например, очень любит «Yellow Submarine» и «Across The Universe).

В статье, посвящённой юбилеям Джона и Ринго, наверное, не избежать некоего субъективизма, тем более, недостатка фактологической информации, касающейся наших любимых битлов, давно уже нет. 

Для меня приобщение к битломании началось в 2001 году, когда я купил на казанской барахолке первый сольный альбом Леннона «Plastic Ono Band» 1970 года. Сказать, что он произвёл на меня большое впечатление, – ничего не сказать. Своей эмоциональной заряженностью и искренностью, особенно в песнях «Mother», «God», «My Mummy´s Dead» и «Working Class Hero», пластинка просто сразила наповал. Уже потом, прочитав биографию Джона, я понял, откуда в его песнях cтолько внутреннего надлома и боли. Какой бы заботой ни окружала его тётушка Мими, душевная рана от того, что тебя бросили собственные родители, уверен, никогда полностью не проходит. И даже врагу не пожелаешь пережить то, что пережил 18-летний юноша, когда узнал о трагической гибели своей матери Джулии, к доверительным отношениям с которой он только-только начал привыкать. Ранняя смерть близких друзей: музыканта и художника Стюарта Сатклиффа (1940-1962) и продюсера «Beatles» Брайана Эпстайна (1934-1967) – тоже, безусловно, наложили свой отпечаток на мировосприятие Леннона.

Я не психолог, но предполагаю, что и неровный характер Джона, и его непонятное многим бунтарство, и болезненная привязанность к Йоко Оно, которую он, не стесняясь, называл мамой, и многолетнее открещивание от битловского наследия были его подсознательным ответом на сыпавшиеся с самого рождения удары судьбы. И попытка Альберта Голдмана в своей скандальной книге выставить Леннона бесчувственным эгоистом, на мой взгляд, не просто аморальна, но и неверна по сути. Такие пронзительные композиции, как «Julia», «Imagine», «Woman», «Mind Games», «Across The Universe», «In My Life» и «Strawberry Fields Forever», мог написать только глубокий и тонко чувствующий человек.

Во многих умных книжках сказано, что недовольство и боль, испытываемые длительное время, рано или поздно притягивают негативные события (принцип «что внутри, то и снаружи»). Если это так, то тогда ужасные события 8 декабря 1980 года (день, когда Джон был застрелен фанатиком) выглядят не простой случайностью. Впрочем, как оно есть на самом деле, не знает никто.

Ясно одно: за свою, увы, недолгую жизнь Леннон сумел своими песнями сделать счастливее и свободнее сотни миллионов людей, и число их постоянно растёт, о чем свидетельствует и неослабевающий интерес к творчеству Джона. И продолжающееся ежегодное дополнение новыми интересными релизами (одна 20-дисковая коробка домашних записей экс-битла «Home Tapes» и переиздание альбома «Imagine» чего стоят!) бесспорное тому доказательство. А ведь Джона нет с нами уже сорок лет.

Как тут не перефразировать цитату одного пожилого генсека: «Дело Леннона живёт и побеждает». И никакими пулями этого уже не изменить.

ЛЕННОН СУМЕЛ СВОИМИ ПЕСНЯМИ СДЕЛАТЬ СЧАСТЛИВЕЕ И СВОБОДНЕЕ СОТНИ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ, И ЧИСЛО ИХ ПОСТОЯННО РАСТЁТ, О  ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ И НЕОСЛАБЕВАЮЩИЙ ИНТЕРЕС К ТВОРЧЕСТВУ ДЖОНА

Что касается вечно неунывающего Ринго Старра, сейчас выглядящего почти вдвое младше своих лет (вот что значит вовремя бросить пить и удачно жениться!), то я вслед за Андреем Макаревичем и Стасом Наминым долгое время его недооценивал, считая, что ему просто повезло в своё время «вытянуть счастливый билет» и в дальнейшем построить карьеру за счёт ностальгии по «Beatles», хотя спетые им в битловские времена песни «Octopus Garden», «Yellow Submarine» и «Boys» мне всегда нравились.

Всё изменилось, когда в одной из поездок в Уфу я от скуки поставил невесть откуда оказавшийся в машине компиляционный альбом «Ringo. The Very Best» и просто был ошеломлён мощностью и красотой его содержания. Особенно сильное воздействие оказали треки «King Of    Broken    Hearts» (альбом «Vertical Man», 1998), «Never Without You» («Ringo    Rama»,    2003, кто ещё    мог так проникновенно спеть в память о Джордже Харрисоне?!) и, конечно, «Photograph»    («Ringo», 1973), своей гениальной простотой    и мелодичностью не уступающие лучшим нетленкам «Beatles». Это стало отправной точкой для    моего    запоздалого знакомства со всеми номерными и концертными    пластинками экс-битла, начиная от неожиданно симпатичной «Sentimental    Journey» (1970)    и заканчивая прошлогодней «What´s    My Name» (2019) с обезоруживающе    трогательным кавером на последнюю песню Джона Леннона «Grow Old With Me». Есть, конечно, и достаточно проходные альбомы в    дискографии Ринго (в    основном, записаны в    XXI в.),    но не мало и действительно    стоящих пластинок, таких как    «Ringo», «Vertical Man» и «Time Takes    Time»    (1992). Как бы    то ни было, на    любом    из них    имеется как минимум    пара вещей, ради которых и стоило «городить огород». 

...РИНГО НЕ РАСТЕРЯЛ СПОСОБНОСТИ СОХРАНЯТЬ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ  И СОТРУДНИЧАТЬ С ОГРОМНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ СОВРЕМЕННОСТИ: ОТ ДЖО УОЛША ДО ГЭРИ БРУКЕРА

Плюс нельзя не отметить и потрясающую коммуникабельность Ринго, на протяжении «All Those Years»    не растерявшего способности    сохранять дружеские    отношения и сотрудничать    с огромным количеством замечательных музыкантов современности от Джо Уолша до Гэри Брукера, с радостью откликающихся    на его    предложения    поиграть в составе «All Star Band» или записать совместный трек. Кто-то тут возразил бы, наверное, что нельзя вечно прибегать к формуле «With A Little Help From My Friends» и лучше почаще что-то сочинять самому, но, в сущности, если абстрагироваться от авторства песен, то едва ли кто-то смог исполнить их так же душевно и проникновенно, как Ринго. А это,    пожалуй, важнее всего остального, в том числе его дурацкого табу последних лет на раздачу автографов. 

P.S.: Если бы я мог завершить    эту статью какой-то песней, то поставил бы одну из    композиций «Free As  A Bird», демо которой в исполнении Леннона было доработано тремя оставшимися битлами для «Антологии» в 1995 году. Есть    в ней и    полёт,    и глубина, и почти неземная радость от преодоления каких-то внутренних барьеров и снятия оков. Как будто некий привет от Джона уже из другой реальности. Кстати, если прокрутить    трек задом наперёд, то в конце отчётливо слышен голос, повторяющий    «Made    By John    Lennon»). Чудеса, говорите? Но разве    битловская музыка не чудо сама по себе?

С днём    рождения, дорогие Джон и Ринго! Beatles Forever.
фото из открытых источников

Теги: культура, музыка, рок-н-ролл

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев