ДЖОН ЛЕННОН & РИНГО СТАРР.80
Если 2020 год и запомнится мне чем-то хорошим, то, безусловно, круглыми датами – 80 лет Джону Леннону и Ринго Старру. Значение их в мировой культуре, да и просто в нашей жизни, невозможно переоценить. И речь, конечно, идёт не только о группе «Beatles», достигшей недосягаемой планки в музыке за 8 лет своего существования, но и о их многогранном сольном творчестве, не перестающим будоражить и вдохновлять всё новые поколения слушателей (мой шестилетний сын, например, очень любит «Yellow Submarine» и «Across The Universe).
Если 2020 год и запомнится мне чем-то хорошим, то, безусловно, круглыми датами – 80 лет Джону Леннону и Ринго Старру. Значение их в мировой культуре, да и просто в нашей жизни, невозможно переоценить. И речь, конечно, идёт не только о группе «Beatles», достигшей недосягаемой планки в музыке за 8 лет своего существования, но и о их многогранном сольном творчестве, не перестающим будоражить и вдохновлять всё новые поколения слушателей (мой шестилетний сын, например, очень любит «Yellow Submarine» и «Across The Universe).
В статье, посвящённой юбилеям Джона и Ринго, наверное, не избежать некоего субъективизма, тем более, недостатка фактологической информации, касающейся наших любимых битлов, давно уже нет.
Для меня приобщение к битломании началось в 2001 году, когда я купил на казанской барахолке первый сольный альбом Леннона «Plastic Ono Band» 1970 года. Сказать, что он произвёл на меня большое впечатление, – ничего не сказать. Своей эмоциональной заряженностью и искренностью, особенно в песнях «Mother», «God», «My Mummy´s Dead» и «Working Class Hero», пластинка просто сразила наповал. Уже потом, прочитав биографию Джона, я понял, откуда в его песнях cтолько внутреннего надлома и боли. Какой бы заботой ни окружала его тётушка Мими, душевная рана от того, что тебя бросили собственные родители, уверен, никогда полностью не проходит. И даже врагу не пожелаешь пережить то, что пережил 18-летний юноша, когда узнал о трагической гибели своей матери Джулии, к доверительным отношениям с которой он только-только начал привыкать. Ранняя смерть близких друзей: музыканта и художника Стюарта Сатклиффа (1940-1962) и продюсера «Beatles» Брайана Эпстайна (1934-1967) – тоже, безусловно, наложили свой отпечаток на мировосприятие Леннона.
Я не психолог, но предполагаю, что и неровный характер Джона, и его непонятное многим бунтарство, и болезненная привязанность к Йоко Оно, которую он, не стесняясь, называл мамой, и многолетнее открещивание от битловского наследия были его подсознательным ответом на сыпавшиеся с самого рождения удары судьбы. И попытка Альберта Голдмана в своей скандальной книге выставить Леннона бесчувственным эгоистом, на мой взгляд, не просто аморальна, но и неверна по сути. Такие пронзительные композиции, как «Julia», «Imagine», «Woman», «Mind Games», «Across The Universe», «In My Life» и «Strawberry Fields Forever», мог написать только глубокий и тонко чувствующий человек.
Во многих умных книжках сказано, что недовольство и боль, испытываемые длительное время, рано или поздно притягивают негативные события (принцип «что внутри, то и снаружи»). Если это так, то тогда ужасные события 8 декабря 1980 года (день, когда Джон был застрелен фанатиком) выглядят не простой случайностью. Впрочем, как оно есть на самом деле, не знает никто.
Ясно одно: за свою, увы, недолгую жизнь Леннон сумел своими песнями сделать счастливее и свободнее сотни миллионов людей, и число их постоянно растёт, о чем свидетельствует и неослабевающий интерес к творчеству Джона. И продолжающееся ежегодное дополнение новыми интересными релизами (одна 20-дисковая коробка домашних записей экс-битла «Home Tapes» и переиздание альбома «Imagine» чего стоят!) бесспорное тому доказательство. А ведь Джона нет с нами уже сорок лет.
Как тут не перефразировать цитату одного пожилого генсека: «Дело Леннона живёт и побеждает». И никакими пулями этого уже не изменить.
ЛЕННОН СУМЕЛ СВОИМИ ПЕСНЯМИ СДЕЛАТЬ СЧАСТЛИВЕЕ И СВОБОДНЕЕ СОТНИ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ, И ЧИСЛО ИХ ПОСТОЯННО РАСТЁТ, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ И НЕОСЛАБЕВАЮЩИЙ ИНТЕРЕС К ТВОРЧЕСТВУ ДЖОНА
Что касается вечно неунывающего Ринго Старра, сейчас выглядящего почти вдвое младше своих лет (вот что значит вовремя бросить пить и удачно жениться!), то я вслед за Андреем Макаревичем и Стасом Наминым долгое время его недооценивал, считая, что ему просто повезло в своё время «вытянуть счастливый билет» и в дальнейшем построить карьеру за счёт ностальгии по «Beatles», хотя спетые им в битловские времена песни «Octopus Garden», «Yellow Submarine» и «Boys» мне всегда нравились.
Всё изменилось, когда в одной из поездок в Уфу я от скуки поставил невесть откуда оказавшийся в машине компиляционный альбом «Ringo. The Very Best» и просто был ошеломлён мощностью и красотой его содержания. Особенно сильное воздействие оказали треки «King Of Broken Hearts» (альбом «Vertical Man», 1998), «Never Without You» («Ringo Rama», 2003, кто ещё мог так проникновенно спеть в память о Джордже Харрисоне?!) и, конечно, «Photograph» («Ringo», 1973), своей гениальной простотой и мелодичностью не уступающие лучшим нетленкам «Beatles». Это стало отправной точкой для моего запоздалого знакомства со всеми номерными и концертными пластинками экс-битла, начиная от неожиданно симпатичной «Sentimental Journey» (1970) и заканчивая прошлогодней «What´s My Name» (2019) с обезоруживающе трогательным кавером на последнюю песню Джона Леннона «Grow Old With Me». Есть, конечно, и достаточно проходные альбомы в дискографии Ринго (в основном, записаны в XXI в.), но не мало и действительно стоящих пластинок, таких как «Ringo», «Vertical Man» и «Time Takes Time» (1992). Как бы то ни было, на любом из них имеется как минимум пара вещей, ради которых и стоило «городить огород».
...РИНГО НЕ РАСТЕРЯЛ СПОСОБНОСТИ СОХРАНЯТЬ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И СОТРУДНИЧАТЬ С ОГРОМНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ СОВРЕМЕННОСТИ: ОТ ДЖО УОЛША ДО ГЭРИ БРУКЕРА
Плюс нельзя не отметить и потрясающую коммуникабельность Ринго, на протяжении «All Those Years» не растерявшего способности сохранять дружеские отношения и сотрудничать с огромным количеством замечательных музыкантов современности от Джо Уолша до Гэри Брукера, с радостью откликающихся на его предложения поиграть в составе «All Star Band» или записать совместный трек. Кто-то тут возразил бы, наверное, что нельзя вечно прибегать к формуле «With A Little Help From My Friends» и лучше почаще что-то сочинять самому, но, в сущности, если абстрагироваться от авторства песен, то едва ли кто-то смог исполнить их так же душевно и проникновенно, как Ринго. А это, пожалуй, важнее всего остального, в том числе его дурацкого табу последних лет на раздачу автографов.
P.S.: Если бы я мог завершить эту статью какой-то песней, то поставил бы одну из композиций «Free As A Bird», демо которой в исполнении Леннона было доработано тремя оставшимися битлами для «Антологии» в 1995 году. Есть в ней и полёт, и глубина, и почти неземная радость от преодоления каких-то внутренних барьеров и снятия оков. Как будто некий привет от Джона уже из другой реальности. Кстати, если прокрутить трек задом наперёд, то в конце отчётливо слышен голос, повторяющий «Made By John Lennon»). Чудеса, говорите? Но разве битловская музыка не чудо сама по себе?
С днём рождения, дорогие Джон и Ринго! Beatles Forever.
фото из открытых источников
Теги: культура, музыка, рок-н-ролл
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев