Логотип Идель
Время

Единственный сельский музей России

В марте культурная общественность республики – те, кто знает и любит настоящую литературу, ценит подлинное искусство – отметила круглую дату. Казанскому музею Горького и шаляпина исполнилось 80 лет.

В марте культурная общественность республики – те, кто знает и любит настоящую литературу, ценит подлинное искусство – отметила круглую дату. Казанскому музею Горького и шаляпина исполнилось 80 лет.

Два великих волжанина в Казани
С 2018 года этот музей называется Музеем А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, что вполне объяснимо: многие годы в музее действовала большая экспозиция, посвященная великому певцу. Что тоже объяснимо: в жизни основоположник соцреализма в литературе Горький и уникальный бас Шаляпин были большими друзьями.

Если проводить параллель между жизнью человека и «биографией» музея, то 80 лет - возраст мудрости, возраст преклонный и степенный. Это время подведения итогов и осмысления пережитого.  А пережитые музеем годы мне представляются увлекательным романом о нескольких поколениях «семьи» музейщиков, живущих в большом и неспокойном доме, где всегда рады гостям, где уютно и по-домашнему славно,  иногда - шумно, иногда-тихо. Этот дом хранит «гения места» (точнее, «гениев места» - образы «двух великих волжан» Максима Горького и Федора Шаляпина, будто защищающих и оберегающих свой «очаг»). И, как в любом доме есть своя история, так и в Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина есть своя летопись, связанная с событиями и людьми, которые бывали здесь.
Например, одна из очень ярких и значимых страниц летописи казанского музея связана с историей создания небольшого сельского музея в селе Красновидово Камско – Устьинского района республики, посвященного писателю. Красновидовский музей – единственный сельский музей в России! -  рассказывает о знакомстве Алексея Пешкова (будущего великого писателя Максима Горького) с русским крестьянством.

«Я вижу мужиков в непрерывном каторжном труде»
……Когда казанский знакомый Алексея Пешкова Михаил  Ромась приехал  в село Красновидово Казанской губернии, у него была цель -  "учить людей уму-разуму". Пешкова, недавно пережившего духовный кризис и попытку самоубийства,  Ромась заманивал в Красновидово «хорошими книжками» и «помощью в учебе». Да только, по мнению Михаила Антоновича, главное «научение» было не в книгах.  «Люди учат  больнее – грубо они учат. – Но наука их крепче въедается».  Кстати, идея повести Горького «Мои университеты» (1923), в которой описывается недолгий красновидовский период жизни Алексея Максимовича, о поиске истинного знания в жизни каждого человека: не от книг, не через академическое образование герой произведения постигает мир,  а через Человека, противоречивого и беззащитного, со всеми его  достоинствами и пороками.

Впоследствии Горький напишет о Ромасе - якутском политическом ссыльном, о своем «учителе и друге»: «Из всех моих знакомых той поры он один отнесся ко мне внимательно и сердечно».
Ромась имел в деревне мелочную торговую лавку, открытую в 1885-1886 гг. на средства народников.

Под прикрытием торговли Михаил Антонович и задумал «будить разум деревни», не соглашаясь с «..невежеством народа, с заблуждениями его ума», призывал не снисходить «…ко всякой его подлости, прощать ему зверства».

На страницах повести "Мои университеты", а также в публицистических произведениях Горького, в эпистолярном наследии литератора и можно узнать, что вышло из этого призыва.

В советском горьковедении тема восприятия Горьким русского крестьянства как регрессирующего феномена рассматривалась с большой осторожностью. Тем не менее, негативная оценка «мужика», попытка философского и исторического осмысления роли народа в обществе зародились у А.М.Горького именно в пору юности и явилась важным этапом формирования его культурной парадигмы, его мировоззрения.

Впервые оказавшись в русской деревне, будущий писатель познакомился с бытом и нравами крестьян. И был поражен: «Жизнь села встает передо мной безрадостно. Я вижу мужиков в непрерывном, каторжном труде, среди них много нездоровых, надорвавшихся в работе и почти совсем нет веселых людей. Заметно, что все люди села живут ощупью, как слепые, все чего – то боятся, не верят друг другу, что – то волчье есть в них.».

 Пешкову деревня не нравится, мужики - не понятны.

Недоумение Пешкова вызывают бесконечные распри односельчан: «Из-за разбитой глиняной корчаги, ценою в 12 копеек, три семьи дрались кольями, переломили руку старухе и разбили череп парню. Такие драки почти каждую неделю».

Не миновали конфликты и самих «чужаков» - Михаила Ромася и Алексея Пешкова.  Ромась продавал товары значительно дешевле других сельских лавочников, что быстро вызвало их ревность к конкуренту, и они решили расправиться с ним «по – домашнему…». В Ромася дважды стреляли из ружья, поджигали лавку, крестьяне зверски расправились с рыбаком Изотом, который сдружился с Алексеем Пешковым.

Не удивительно, что «нелестные впечатления от непродолжительных личных соприкосновений с деревенской жизнью» не согласовывались с идеями народничества из прочитанных Пешковым книжек и статей, в которых, восхвалялась простодушная мудрость мужика.

И все-таки, позиция писателя и мыслителя Максима Горького, касающаяся русской деревни и «мужика», сегодня воспринимается не однозначно.

Не будем забывать, что калейдоскоп мрачных событий в красновидовском периоде жизни Алексея Пешкова, описанный в повести «Мои университеты», это, в первую очередь, творческий вымысел, где реальные события рассмотрены автором через призму художественного творчества. Горький нередко сознательно сгущает краски в описании «свинцовых мерзостей дикой русской жизни», почти на уровне бессознательного «вытаскивает» потаенные эмоции своего читателя, заставляя сопереживать героям своих произведений и чувствовать, как и он сам, с сердцем «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли», с которого будто «содрали кожу».  

Кроме того, до приезда в село Красновидово Алексей Пешков, уже имея большой жизненный опыт, пережил тяжелые моменты. В его сознании было много сумбурных впечатлений, порожденных жестокой окружающей действительностью, чтением книг, которые еще больше запутывали его мысли.

Закономерно, что в Красновидово когнитивный диссонанс нашего героя достигает своего апогея.

В 1973 году, когда было принято решение о создании музея в Красновидово,  противоречия  отношения Максима Горького к русскому крестьянству  особо не затрагивались. На тот момент было необходимо увековечить имя писателя, сохранить и восстановить мемориальное место -  торговую лавку Ромася и, следуя его же заветам «учить людей уму- разуму» - просвещать и жителей Красновидово, и приезжих, рассказывать о Горьком.

Крестьянская усадьба на берегу Волги
Созданию музея предшествовала большая исследовательская работа.  

Еще в 1951 году казанцы передали в библиотеку села передвижной музей с материалами по биографии А.М. Горького. Благодаря известному казанскому краеведу Владимиру Владимировичу Чумакову по селам Поволжья собирались предметы быта крестьян, реставрировались, а, затем, были представлены в экспозиции музея. После реставрационных работ была воссоздана мемориальная зона – лавка и жилая комната М.А. Ромася, а в 1979 году присоединен новый корпус с литературной экспозицией.
10 октября 1979 года Музей А.М. Горького в Красновидово был торжественно открыт как филиал Казанского музея А.М. Горького, а в 1983 году оба музея на правах филиалов  вошли в состав Государственного объединенного музея ТАССР   (ныне -  Национального музея Республики Татарстан).

Один тот факт, что в Красновидово, несмотря на многочисленные сложности (недостаточно развитую инфраструктуру, фактическое вымирание деревни) столько лет работает единственный сельский музей в стране, заслуживает особого внимания.

За годы работы музей стал культурным центром не только Красновидово, но и всего Камско – Устьинского района, приобщая к культурно-историческому наследию края своих жителей и гостей, организуя  разнообразные мероприятия. Один только «Яблочный Спас» его стоит! Это праздник, который давно превратился в культурное мероприятия чуть ли ни федерального масштаба.

В прошлом году осенью красновидовскому музею исполнилось 40 лет. В последние годы пришло осознание необходимости что-то изменить в формате музея, по-новому взглянуть на жизнь, по-новому рассказать о Горьком. Наконец, требуется просто сохранить уникальный объект культурного наследия республиканского значения.

Так совпало, что в юбилейный для сельского музея год, в марте 2019 года, в Казани состоялся семинар Всероссийской Ассоциации музеев А.М.Горького, объединяющей музеи Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Арзамаса и Казани. Инициатором семинара выступили Национальный музей Республики Татарстан и его филиал - Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, нынешние сотрудники которого продолжают традиции своих предшественников, строивших  музей в 1970-е гг.

Три дня работы семинара – своеобразный «мозговой штурм». Споры, дискуссии горьковедов были посвящены решению главного вопроса - перспективы развития музея в Красновидово. В результате появилась идея реэкспозиции музея.

Для музейщиков, разработавших концепт обновленного сельского музея примером для определения стратегии ребрендинга стал Государственный музей – заповедник М.А.Шолохова в Ростовской области, где несколько музейных объектов демонстрируют различные этапы биографии писателя,  помогают погрузится в атмосферу времени,  жизни и творчества писателя.

Именно такой формат -  организации не просто интерактивного пространства, а топонима, воссоздающего среду бытования А.М.Пешкова (Горького), планируется представить на территории Музея А.М.Горького в селе Красновидово. Очевидно, что необходимо с максимальной достоверностью отразить исторические факты, объективно рассказать об отношении Алексея Пешкова к русской деревни, познакомить посетителя с особенностями уклада жизни крестьянина одного из сел Среднего Поволжья.

На небольшом музейном участке в 1600 кв.м предполагается  выстроить крестьянскую усадьбу конца XIX века., с этнографической точностью воспроизводящей облик построек подворья, со всеми характерными элементами и деталями. Это будет сконструированная объективная реальность, в которую попал Пешков: двор зажиточного крестьянина с амбаром, скотным двором, сараем, баней, колодцем, с просторной избой. В пространстве избы - типичная обстановка дома зажиточного красновидовского мужика: с красным углом, с лавками и массивным столом, с горбатым сундуком и домоткаными половиками, с настоящей печкой и хозяйственной утварью. Именно на территории этой зоны можно будет проводить интерактивные мероприятия -  мастер – классы, устраивать для жителей села  вечерки -  посиделки, встречи с пирогами и чаем, тематические  музейные занятия  и т.д.

И, конечно, центральное место усадьбы, утопающей в яблоневом цвете (Красновидово всегда славилось своими яблоневыми садами), займет отреставрированная лавка Михаила Антоновича Ромася.

Интерьер и экстерьер торговой лавки будет несколько изменен. Для этого нужно будет ликвидировать объем пристроя 1970-х гг., где сегодня располагается литературная экспозиция, а в самой лавке провести реконструкцию с учетом восстановления исторических деталей: чердачного помещения, где проживал Пешков, и погреба.

Планируемый музейный комплекс видится в будущем, как привлекательный туристский объект на карте республики, обладающий большим социокультурным потенциалом. Очевидно, что решение проблемы сохранения и популяризации объекта потребует решения проблемы организации современной инфраструктуры села -  строительства дорог, коммуникаций, пристани со стороны Волги для приема водных  транспортных средств и т.д.

Но именно идея  создания комплекса крестьянской усадьбы на территории музея, которая  сегодня, возможно, кажется кому-то почти фантастической, поможет в реальности возродить и село, и имя Горького.
Давайте начнем с музея, которому вновь предстоит нас «учить уму-разуму»!

 

Теги: музей Горького, Красновидово, юбилей

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев