Логотип Идель
Время

Фотожизнь по Old school

Пленочные фотосессии — актуальный тренд. На приемах и вечеринках лет пять назад защелкали аппараты XX века, а ретрофотография обретает все больше поклонников. В Казани существует целое сообщество «пленочников». Мы расспросили Софию и Алексея об этом увлечении.

Пленочные фотосессии — актуальный тренд. На приемах и вечеринках лет пять назад защелкали аппараты XX века, а ретрофотография обретает все больше поклонников. В Казани существует целое сообщество «пленочников». Мы расспросили Софию и Алексея об этом увлечении.



360 тыс. публикаций по хэштэгу #35мм, 208 тыс. – #пленочнаяфотография, и даже нашлась сотня поклонников узконверсионного #пленочникимираобъединяйтесь! Легкомысленный «цифровой» Instagram, как и другие «визуальные» соцсети, сегодня стал площадкой и для любителей снимать на пленку.
Современные «пленочники» считают, что их поколение не изобрело ничего нового, поэтому обращение к старому – это своего рода поиск нового, качественно другого. Знатоки отмечают высокий спрос у молодых людей на винтаж и «старьё». Продвинутые парни и девушки одеваются сегодня в «сэкондах», слушают музыку 80-х и 90-х, фотографируют на просроченные «Фуджи» и «Кодак», а кто-то даже – на кинопленку. По нынешним временам это хобби дорого обходится, а потому имеет все шансы стать элитарным, наряду с коллекционированием ретромобилей. В замершей технологии XX века они находят своё вдохновение.


Феномен объясняется тем, что люди попросту устали от «безграничных возможностей» цифры, а ограниченность пленки стала частью творческого процесса. Проще говоря, на флешке у тебя помещаются тысячи фотографий, а на пленке – максимум 36. На пленку всё подряд не «пофоткаешь», она требует мастерства, учит думать и высматривать, а не просто жать на кнопку. Это как читать бумажную книгу, рассматривать оригинал картины. Когда упаковываешь в альбом фотографию, веришь, что она переживёт тебя и будет храниться потомками еще лет 150. Ты никогда не знаешь, что у тебя получилось, и каждый кадр – на вес золота.


Подзаг/ 7 причин снимать на пленку
1.    Пленочный фотоаппарат сродни швейцарским часам: хорошо сделанный механизм, который прослужит долго. Можете представить себя с цифровой камерой пятнадцатилетней давности?
2.    Пленочный фотоаппарат не зависит от источников электричества. Можно бросить камеру и пару катушек пленки в рюкзак и снимать целый месяц: в жару и на морозе.
3.    Из-за ограниченности вместимости пленки ты не будешь снимать всякую ерунду, а потом мучительно выбирать лучшие снимки. Это подстегивает творчество. Знаменитый фотограф Ансель Адамс писал, что фотографии рождаются в голове, а не на пленке.
4.    Пленочная фотография — вещественная. Снимки получаются химическим путем, и в этом процессе можно поучаствовать: снять, проявить, напечатать. Их всегда можно достать и посмотреть, а цифровые снимки утекают сквозь пальцы. Вспомните, где ваши фотографии, сделанные до 2010 года? Жесткие диски ломаются, фотохостинги закрываются.
5.    Пленка – это всегда непредсказуемый результат. А кто не любит сюрпризы? Как будто невидимый друг каждый раз делает тебе подарок.
6.    Плёнка до сих пор более гибкая, чем цифра, и у нее есть большой запас в качестве, особенно если печатать её на фотобумаге. Можно отсканировать и выложить сканы в сеть.
7.    Говорят, когда фотографируешь на пленку, девушки чаще соглашаются сниматься обнаженными.

 Про плёнку
Благодаря своим техническим особенностям, пленка более мягко и плавно передает цвета и переходы между ними, на теневых участках больше деталей. Смесь кристаллов фотоэмульсии, нанесенных на прозрачную пленку, создаёт на фотографии эффект «зерна».

Цена катушки в профильных магазинах варьируется от 200 до 900 рублей. Наиболее распространенные – Kodak Color+ 200, Ilford PAN 400 (ч/б) и т.д. Цифры в названии – это чувствительность пленки (ISO). Начинать лучше с цифры “400”, ибо проэкспонировать кадр будет проще. Не стоит начинать с дорогих пленок, сначала лучше приобрести опыт.

Для того чтобы это хобби (а для кого-то – прибыльный бизнес) было успешным, приобрести камеру и сумку для нее недостаточно. Каждый вид фотосъемки (портрет, пейзаж, коллаж и т.д.) нуждается в своем специализированном оборудовании: дополнительные объективы, освещение (специальные вспышки или стационарная осветительная система), защитные и поляризационные фильтры, штатив, макрокольца и некоторое другое оборудование.

На каких фотографов ориентируются «пленочники» XXI века?
Это изфестные художники и фотографы Кристиан Ватсон, Роберта Капа, Картье-Брессон, Йозеф Куделки, Говард Шатц, Эдвард Стейхен, Винн Буллок, Салли Манн, Стивен МакКарри и Рене Бурри. Дэниел Арнольд – street-фотограф, который живет в Нью-Йорке.
Пленка популяризируется давно. Кодак сначала приостановил выпуск пленки, а спустя год–два из-за поднявшегося спроса решил заново запустить. В России пленочные фотоаппараты, так же как и объективы, до сих пор производит Красногорский завод. За рубежом такие фотоаппараты до сих пор производят Mamiya, Pentax, Contax, Hasselblad.

Какие фотоаппараты в ходу сегодня?
Это пленочный «Фэд-2», «Смена 8», «Зенит 122» с объективом «Гелиос 44-2-м», «Зенит 3м» 64-го года, «Зенит-с» 59-го года, современный Lomo с разноцветными фильтрами на вспышке, «Лейка» 1941 г. выпуска.
Если вам повезло и у вас остался от родственников старенький советский «Зенит» или «Смена», то смело можно начинать. Как утверждают эксперты, начинать лучше с какой-нибудь простой, не изобилующей настройками камеры. Из начальных моделей также могу посоветовать Canon AE-1, довольно популярный у новичков. Конечно, советские камеры имеют свой шарм, но по надежности и возможностям, к сожалению, зачастую не сравнятся с Nikon, Canon, Olympus, Pentax и т.д..

 Где купить?
Самый популярный вариант – купить на популярных сайтах объявлений. Таких предложений очень много, но зачастую их публикуют люди, которые просто нашли фотоаппарат в залежах старья и не в курсе, рабочий ли это аппарат. Перед покупкой не лишним будет ознакомиться с моделью в интернете – посмотреть отзывы, типичные проблемы и т.д. Но обычно проблем не возникает. Еще один вариант приобретения – профильные площадки, форумы, где есть темы а-ля «барахолка» с объявлениями от пользователей. Например, pohotsale.ru , fotoussr.ru . Возможно, выйдет немного дороже, но и риска меньше, и выбора больше. Покупают технику и на западных ресурсах (eBay, Amazon, Ali).
Пленку продают на тематических секондах или развалах. Там, кстати, можно ухватить пару катушек просроченной пленки, что ценится довольно высоко, ибо фотографии на данную пленку получаются с необычным эффектом.

София Хафизова,
19 лет, студентка 2 курса КФУ, фотографирует на пленку с 2020 года


Честно говоря, про пленку я узнала из Instagram. Там под некоторыми нетипичными, необычными фотографиями стоял хэштег #35мм, и я заинтересовалась. И только позже узнала, что существует такая 35-миллиметровая (тонкая) пленка. И, кажется, это то, как наши родители делали фотографии, когда у них не было смартфонов. Тогда я не понимала, в чем прикол. Мне казалось, что это китч и выпендрёж.

В чем прикол пленки? Потом один мой знакомый рассказал мне про свой пленочный фотоаппарат, про то, что он делает симпатичные снимки. Мне понравилась в его работах необычная цветопередача и эффекты, которые я раньше видела только в фильтрах приложений для смартфонов. И я поняла, что эти фильтры и эффекты взялись не из ниоткуда, а вполне закономерно – из аналоговой фотографии. Я посмотрела на результат, мне стало интересно, и я захотела тоже попробовать. Мне стало интересно как-то самой вживую опробовать все эти фильтры в «невиртуальном», материальном виде.

Самую первую пленку я заказала на eBay большой партией. Пришло девять штук, восемь я распродала, а одну оставила себе на фотки. Самая первая пленка, где были «мыльные» плохие фотографии, – это Samsung Fino. Это была весна 2020 года. На первую пленку я фотографировала весь свой досуг: клубы, концерты, выставки, друзей и всё такое. Самая первая пленка, конечно, была неудачной. Снимки были очень темными, «мыльными», это был очевидный брак. После первой пленки я посмотрела на сканы и поняла, что мне нужна техника получше.

Я заказала на eBay фотоаппарат «Олимпус». Это была моя «первая любовь». Самый распиаренный фотоаппарат в пленочной среде – это Olympus mju-1, его цена может доходить до 20 тыс. рублей только из-за того, что этот фотоаппарат в свое время почему-то хайпанул, и на него можно устанавливать любые расценки – все равно купят. Это завышено, но дефицит диктует свои цены, поэтому считается, что это очень «понтовый» фотоаппарат. Но настоящие пленочные ценители, ребята, которые разбираются в этой теме и фотографируют не на «мыльницы», а на какую-то серьезную пленочную технику, конечно, это все осуждают и недолюбливают, потому что это, честно говоря, «попса».

Мой «Олимпус» стоил не очень дорого, но прослужил мне, к сожалению, мало. Но надо отдать должное, прослужил верой и правдой. Я была им очень довольна, он был очень удобный. В общем, я выбрала свой путь – начать, как и все, с покупки простых мыльниц, с планом потом перейти на более серьезную технику. Поначалу фотографировала на обычные, расхожие самые популярные пленки вроде Kodak Color Plus 200, эта пленка не такая популярная, как Fujicolor C200. В основном фотографировала только на «свежую» пленку, но однажды поняла, что такое «просрочка» и какие интересные штуки на ней получаются.

Все фотолюбители-«пленочники» нашего города несут их в один единственный фотосалон, где достаточно дешево проявляют и сканируют. Но когда ты уже немного больше в теме и тебе нужно немного другое качество, можно отнести пленку на проявку и сканирование частникам, которые занимаются этим сами в своих лабораториях. То есть их увлечение пленкой достигло такого уровня, что они хотят уже сами сканировать и проявлять, и это круто. Естественно, у них качество уже другое, не попсовое, они очень скрупулезно подходят к работе, естественно, там снимки для такого наметанного глаза, сильно лучше. Если тебе чисто для Instagram – вывесить и забить на это навсегда, типа, смотрите, я – пленочник, можно ограничиться и фотосалоном. Проявка и сканирование у частников немного дороже, но, если ты ценитель, это того стоит.

Площадка, где ты все это показываешь, разумеется, Instagram. Не помню, когда в последний раз я выкладывала какую-нибудь цифровую фотографию. Я в основном работаю на пленке. Последние год-полтора точно. Людям это нравится. И это мое хобби. Сейчас, в эпоху, когда нам все стало просто, доступно и легко, когда все на свете автоматизировано и нам не нужно прикладывать какие-то серьезные усилия для того, чтобы просто, к примеру, послушать музыку – достаточно нажать на пару кнопок, это стало скучно. Раньше надо было покупать пластинку, находить проигрыватель, и это все было очень дорого, и люди за этим охотились. Сейчас существуют люди, которые коллекционируют винилы, у них дома есть этот проигрыватель, который страшно дорого стоит. Это все очень сложно, конечно. Каждый раз пластинки менять, слышать шуршание-помехи от пыли, застрявшей в игле. Но в этом есть своя романтика, романтика старья, это ностальгия по временам, когда нас еще не было.

Я застала моменты, когда фотографировали на пленку, поэтому мне это интересно. По той же причине многим интересна, например, винтажная одежда тех времен, когда их самих даже еще и в проекте не было. Сейчас очень модным стал винтаж. Просто сейчас романтизируется старье.

То есть в век высоких технологий, когда у каждого есть смартфон и он может сделать прекрасного качества фотографии, людям интересно «усложнять себе жизнь», потому что в этом есть романтика своя. Родители не понимают, почему мы вытаскиваем из залежей чердаков старые шмотки и носим их на полном серьезе, а нам это нравится, нам кажется это красивым. Олимпийки, которые все носили в 90-е, нашим родителям кажутся ужасно безвкусными и «какое счастье, что они вышли из моды», а для нас – это тренд моды. Так же и с пленкой. Причина такого увлечения – процесс. Как в игре «Твистер». Важен не результат, а процесс.

Фотосалоны прекрасно понимают, что альтернативы нет, людям пленку больше брать негде, они видят ее на прилавке и берут, потому что им влом делать ресерч. А, по сути, есть очень много людей, которые заказывают оптовыми партиями пленку и продают ее гораздо дешевле. Нужно просто заглянуть на Avito или поискать в тематических группах в ВК. И там ты найдешь продавцов, которые продают фотопленку в твоем городе намного дешевле, чем фотосалоны, где бессовестные просто наценки. В какой-то момент, когда ты продаешь пленку длительное время, в узких кругах о тебе уже начинают знать и говорить, у тебя появляются постоянные клиенты. Это тебя мотивирует покупать новые партии пленки получше. Кто-то тебе что-то конкретное уже заказывает. Есть спрос, и есть предложение.

Конкретно я тусуюсь в чайной на Пушкина. Это место, где не только можно попить прекрасный-ум-отъешь китайский чай, но и где периодически, раз в неделю, проводятся так называемые фотомиты. На них приходят модели, фотографы и просто сочувствующие, которым интересна вся эта тема или им интересно просто все это понаблюдать. Ты можешь прийти туда, весь такой красивый, чтобы тебя пофоткали, весь такой умелый, чтобы пофоткать, а можешь со стороны понаблюдать и пообщаться на разные темы, связанные с фотографией. Там есть и «пленочные» ребята, и «цифровые».

В свое время эта тусовка провела мне настоящий ликбез по пленке. Я в ней начала разбираться лучше, чем мои родители, которые фотографировали на нее. Оказывается, помимо узкой пленки в 35 мм, есть еще средний формат. И есть еще широкоформатная пленка. И есть отбитые не всю голову люди, увлеченные фанатики, которые фотографируют в наше время на средний формат, даже на широкую пленку и на слайды! И они охотятся за камерами, которые стоят бешеных денег, просто чтобы фотографировать на средний формат, хотя он не очень расхожий. Там же ты узнаешь все термины, которые тебе не были знакомы, когда ты фотографировал на «мыльницу»: выдержка, диафрагма и т. д. В какой-то момент ты чувствуешь, что самая простая техника гораздо умнее тебя, и это унизительно.

Когда ты берешь в руки фотоаппарат «Зенит» с объективом «Гелиос» и тебе нужно настраивать вручную то, что твоя мыльница делает сама, ты понимаешь, насколько ты беспомощный. Но стоит в этом вопросе немного разобраться методом проб и ошибок, и вот ты уже прекрасно фотографируешь на более сложной в обращении технике, которая, кстати, не так хороша по качеству, как твоя мыльница. Но, с другой стороны, в этом и суть, в артефактах, засветах, неправильной цветопередаче. В этом и есть романтика пленки.

Алексей Ананьев,

окончил Институт экологии и природопользования КФУ в 2020 году, пленочной фотографией занимается с 17 лет.

Алексей Ананьев, окончил Институт экологии и природопользования КФУ в 2020 году, пленочной фотографией занимается с 17 лет.

Пленка – это альбомы с фотографиями из детства, отец относил пленки в кодаковские минилабы  на Парке Горького и на Сибирском тракте. Первый осознанный интерес появился еще в школе, классе в 10, помню, на «блошке» на Тинчурина увидел «Зенит». И загорелся, помню даже его цену – 800 рублей.

Началось все, как, наверное, у большинства, с «Зенита». Пленка тогда стоила 100 - 120 руб., поэтому можно было брать сразу катушек 5 и не заботиться о выходе. Носил сканировать в «минилабы», сканы были (по сравнению с тем, что сейчас вижу) абсолютно никакие. Постепенно к «Зениту» собрались все аксессуары, и я отчаянно этим бравировал. Потом «Зенит» сменила ГДР-овская Praktica Super TL, после нее – Minolta A7000 (она сейчас у одного из моих товарищей по пленочным делам).

Первых снимков было много, и не сказать, что запомнились: нравился процесс, а не результат. Впрочем, и сейчас так, только результат, опять же другой. А первые сканы до сих пор лежат на одном из жестких дисков, иногда даже пересматриваю.

Снимать на пленку, для чего это нужно – хороший вопрос. Прежде всего для меня – это стиль. Посмотрите фильм «Фотоувеличение», обратите внимание, на какие камеры снимает главный герой. Сама эстетика фотографов старой школы вызывает у меня восхищение. А вообще, в фотографии много аспектов, представляющих интерес для взыскательного пользователя: оптика, пленка, стилизация съемки, сам процесс подготовки.

Назову только два места, где собираются фотолюбители-«пленочники». Несмотря на то, что они функционируют где-то год, они стали культовыми. Это чайная Фарида Фаттахова и Никиты Гурова, мы там собираемся на фотомиты. Туда приходят очень разные фотографы очень разного уровня, начиная от новичков, которые задают стандартные вопросы: «Здравствуйте, я нашла (нашел) у дедушки камеру «Зенит», скажите, что с ней делать, хочу снимать», до вполне опытных товарищей, которые снимают осмысленные вещи на вполне серьезную технику, которые твёрдо представляют, что им нужно, зачем нужно, как и для чего. И второе место – это фотолаборатория на Жуковке.

Плёнку я обычно заказываю в интернет-магазинах. К сожалению, в Казани нет какого-то пленочного рынка под мои задачи. То есть есть «Юпитер», где продаются самые базовые пленки формата 35 мм, есть «ДНС», где можно найти по среднему ценнику черно-белые пленки. Хорошую цветную пленку, что узкую, что 120, приходится заказывать только в интернет-магазинах. На Жуковке в фотолаборатории с моими товарищами объединяемся и заказываем фотопленки в интернете. Мы даже заказываем техническую пленку, очень популярную сейчас, Агфа ван 200, она же Авифот, и кодак аэроколор. По себестоимости выходит вполне себе доступно. Результат, который можно с них получить, вполне себя оправдывает. Под какие-то серьезные коммерческие съемки такие пленки ты брать не будешь, здесь лучше купить ту же «Кодак порто» или фабричные черно-белые пленки, а для личных фотолюбительских задач и экспериментов эти пленки великолепно подходят.

Проявляет и сканирует пленки мне мой хороший друг Игнат Ацаколаев, так же из фотолаборатории на Жуковке. И печатаюсь у него тоже.

 

Фото:  София Хафизова, 19 лет, студентка 2 курса КФУ, фотографирует на пленку с 2020 года
 

 

Теги: фотоаппарат молодежь старая школа

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев