-
Ураза-2023 в Татарстане: что можно и что нельзя в мусульманский пост Сегодня у мусульман началась ураза. Накануне во всех мечетях России и Татарстана прошли первые Таравих-намазы.
-
«Кубок дружбы»: поднять шпаги! Международные соревнования по фехтованию на шпагах в Казани объединят около 300 спортсменов.
-
Путин: «Спрос рождает предложение» Президент России Владимир Путин предложил продумать формы поддержки для сохранения языкового многообразия в России.
-
«Мисс Казань-2023»: все для фронта, все для Победы! Обладательница титула «Мисс Казань-2023» 21-летняя Екатерина Морозова решила потратить выигрыш на медикаменты для бойцов, находящихся в зоне проведения специальной военной операции.
-
Большой брат следит за тобой! Наверное, это правильные слова для определения грантовой молодежной политики в Татарстане: минмол, Росмолодежь и прочие кураторы-идеологи охотно выделяют деньги молодым да ранним, но и строго следят, как молодые да ранние эти деньги расходуют.
-
ТУКАЙ, ДОШЕДШИЙ ДО БЕРЛИНА Как тигры воюем – нам бремя не бремя, Как кони трудимся мы в мирное время
-
АНАТОЛИЙ ЛУППОВ: «Мне повезло: я больше смеюсь, чем плачу» В этом году Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова отмечает 75-летие. К счастью, мы имеем возможность общаться с людьми, которые стали свидетелями и творцами истории главного музыкального вуза республики.
-
Количество борцов увеличивается... Победители и призеры соревнований были награждены медалями и грамотами соответствующих степеней и денежными призами спонсора соревнований.
-
Тик -Ток – это не про деградацию Подробнее: http://idel-tat.ru/news/vremya/tik-tok-eto-ne-pro-degradatsiyu
Светлана Романова. Где вы Райка, и другие?
Родилась в Потсдаме (восточная Германия). Закончила Челябинский институт искусств. Работала в театрах Челябинска, Читы, Ростова-на-Дону, с 1995 года – актриса Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова. Среди е ролей такие образы русской и мировой драматургии как Раневская в «Вишнвом саде» по пьесе А.П. Чехова, графиня Анна Федотовна Томская в театральной фантазии «Пиковая дама» по повести А.С. Пушкина, Москалва в спектакле «Дядюшкин сон» по одноимнной повести Ф.М. Достоевского, Целия Пичем в «Трхгрошовой опере» Бертольда Брехта, Клара Цаханассьян в «Визите дамы» Фридриха Дюрренматта, Филумена Мартурано в спектакле по одноимнной пьесе Эдуардо де Филиппо, Турусина в спектакле «Глумов» по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Автор и исполнитель моноспектакля «Последний день», созданного по стихам, воспоминаниям, письмам и дневникам Марины Цветаевой (2012), автор сценической композиции «Незабываемое. Женские голоса войны». Народная артистка России, Татарстана, лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая и литературной премии им. М. Цветаевой.
Во время интервью журналисты часто спрашивают: «Как вы себя ощущаете на этой земле, чем отличаются жители Казани?»
Сначала я недоумеваю, за кого они меня принимают: может, я с другой планеты? И только потом понимаю, о чём они хотят спросить. Отвечая, мне хочется поимённо назвать друзей моего детства в городке на Урале.
Сашка Каримов по прозвищу Карим, Райка Симерханова, Венера, Розка Думанова, Раис и Раиса Хадиуллины, Маратка… А ещё во дворе бегала девочка с необыкновенным именем Сирень, и я впадала в отчаяние, что я просто Светка. И тогда, видя мои страдания, Райка Симерханова крикнула на весь двор: «А ты будешь Ромашка!» «Ромашка! Ромашка! Ромашка!» – откликнулись эхом Карим, Розка, Венерка, Маратка, Раис и Раиска, убегая к нашему озеру.
А ещё у нас была общая бабушка – одна на всех. Вообще-то, она была бабушкой Карима. Такая маленькая, тихая, чистенькая, с платком, повязанным по-особенному, в белых шерстяных носочках и галошках, которые всегда оставляла перед дверью. Приходя к Кариму в гости, мы свои ботинки и сандалии ставили рядом с её галошками. Она не разговаривала, только гладила нас по голове, угощала пирожками. Иногда мы усаживались, и она начинала петь… Песни её были грустные, мы затихали, только её тоненький голосок звучал. Постепенно она умолкала, и мы на цыпочках уходили. Я потом эти песни услышала здесь, в Казани, и мне показалось, что бабушка Карима через много-много лет погладила меня по голове.
Как-то утром Райка Симерханова влетела в нашу квартиру: «Быстро собирайся!» Под мамин крик «Куда помчались?» мы выскочили на улицу, где нас уже ждали Сашка, Венера, Маратка, Раис и Раиса.
– Что я вам сейчас скажу! – задыхаясь, прошептала Райка и грохнулась на скамейку.
Мы затаив дыхание ждали.
– Я сегодня видела всадника на коне! – выпалила Райка.
– Без головы? – с тревогой спросил Карим.
– Без головы.
– Не ври! – пропищала Венерка.
– Честное-пречестное!
Успокоившись, Райка рассказала, что рано утром помогала маме убирать двор и вдруг услышала странный звук. Обернувшись, увидела, что мимо нашего дома проскакал человек на белом коне. Без головы.
– Это тебе приснилось, – спокойно заверил Раис.
– Пойдёмте, покажу, – сказала Райка и повела нас вокруг дома.
– Вот здесь проскакал, – показала на тротуар.
Мы смотрели на тротуар в надежде найти какие-нибудь следы от коня, но кроме нарисованных нами классиков там ничего не было.
– Может, и завтра проскачет? – с надеждой спросила Розка.
– Надо устроить засаду, – предложил Карим.
Решено было рано утром тихонько убежать из дома и засесть в кустах в противоположной стороне от тротуара. Венерка проспала, Маратку не пустили. Утром в засаде в кустах сидели Карим, я, Райка, Розка, Раис, Раиса. Карим захватил с собой хлеб. Над городом только-только начинала подниматься заря, ещё ухали на болоте ночные птицы, мы дрожали то ли от утренней прохлады, ты ли от важности задания. Вдруг Розка вскрикнула и показала рукой, мы повернули головы и увидели в предутреннем тумане всадника на белом коне…
Мы бросились врассыпную, я побежала наперерез к дому через кусты и остановилась перед внезапно возникшим всадником. У него была голова! И лицо его было доброе, он улыбнулся, помахал рукой и поскакал дальше. В утренней тиши раздавался стук моего сердца, лёгкий топот коня и шорох развивающихся пол шинели всадника. Потом мы его видели много-много раз: и утром, и вечером, и летом, и осенью. Мы его ждали. Для Карима было большое разочарование, что он оказался с головой…
Через много-много лет я узнала, что это была за голова. Учёный, физик, преподаватель, безумно любивший свою науку и студентов, никогда не ставивший им двоек, бесконечно добрейший человек, прошедший войну. Увенчанный званиями и наградами. Живший скромно: железная кровать с солдатским одеялом, шкаф, письменный стол и полки с книгами, а ещё любимый конь, для которого в карманах шинели всегда была горстка сахара.
Как-то зимой я возвращалась после спектакля, шёл снег, небо всё было в звёздах, я остановилась, подняла голову – и сквозь фиолетовый бархат неба зазвучал голос. Это был вечерний намаз.
Я стала слушать, вспоминала друзей моего детства.
Где ты теперь, Сашка Каримов? Я бы тебе сейчас рассказала, о чём пела твоя бабушка, о том, что фамилия твоя от имени Карим, что означает «великодушный».
Где вы, мои дорогие Розка, Райка, Венера, Раис, Раиса, Маратка?..
Эх, тала, тала, тала…
Отчего сердечко ноет,
отчего огнём горит?..
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа