Логотип Идель
Время

Группа номер 2. Чем уникален выпуск сценографов КХУ 1990 года выпуска

Как рождаются  и как получаются художники? Когда стремление создавать, творить и делиться своим восхищением искусством появляется у входящего в жизнь человека? Когда детское увлечение становится профессией и смыслом существования? Как понять, что это твое предназначение, с которым ты пришел в мир?  Что нужно сделать, чтобы творчество стало сутью твоей жизни?  Это очень интересный вопрос, ответ на который можно дать, только пройдя этот путь или пережив его вместе со своими учениками.  В обретении магии творчества всегда присутствует провидение и почти мистическое таинство стечения обстоятельств.

Как рождаются  и как получаются художники? Когда стремление создавать, творить и делиться своим восхищением искусством появляется у входящего в жизнь человека? Когда детское увлечение становится профессией и смыслом существования? Как понять, что это твое предназначение, с которым ты пришел в мир?  Что нужно сделать, чтобы творчество стало сутью твоей жизни?  Это очень интересные вопросы, ответы на которыке можно дать, только пройдя этот путь или пережив его вместе со своими учениками. В обретении магии творчества всегда присутствует провидение и почти мистическое таинство стечения обстоятельств.

Первый урок

Тот первый урок композиции на первом курсе театрально-декорационного отделения Казанского художественного училища, где я начала работать после окончания института, я ждала с большим волнением и запомнила навсегда. Я помню внимательные глаза учеников, устремленные на меня в любопытном ожидании, и то, что пауза затягивалась. Я даже не представляла себе, как, оказывается, трудно начать говорить. Мы смотрели друг на друга и молчали. Совершенно непроизвольно возникла мысль, не имеющая никакого отношения к моему внутреннему монологу, почти паническому: «С чего начать?» Наверное, она была послана мне свыше как предчувствие или как воспоминание о будущем: «Вы даже не представляете себе, какой интересный путь ожидает вас!» Фраза звучала восторженно и радостно, и я уже знала, о чем говорить.

Я говорила о Театре.

  • О театре как о концентрации творческих устремлений коллектива единомышленников и чуде рождения спектакля.
  • О роли художника в этом синтезе искусств, его задаче и ценности.

Я умолчала о том, что, раз вкусив счастье сопричастности к театральному искусству, будешь стремиться к нему всегда, потому что именно там, на сцене, существует магия творчества, без которой жизнь теряет смысл.

А если у тебя нет театра, то ты создашь свой театр, где обязательно найдет выход твое вдохновение. Так состоялось знакомство с моими самыми талантливыми и любимыми «детьми».

Первая практика

Обучение художников театра - процесс длительный. Сценографу нужно очень много знать и уметь:

- владеть композицией,

- понимать режиссуру, драматургию, суть создания сценического и зрительного образа,

- хорошо разбираться не только в истории искусства, но и в истории стилей различных эпох,

- знать историю костюма,

- знать технику сцены и технологии изготовления декораций,

- обладать целым набором навыков работы с материалом.

Именно эти доводы я приводила в ответ на предложение Рустама Фаткуллина поработать моим первокурсникам с собравшимися в Казани со всей России режиссерами высших курсов пантомимы под руководством Ильи Григорьевича Рутберга. За короткое время предполагалось сделать эскизы декораций и костюмов к  дипломным проектам режиссеров: «Других студентов-сценографов в Казани нет, выручайте!» Так неожиданно и смело моя группа вошла в профессию.

Было трудно, всему учились в процессе работы, но это было невероятно интересно! На защите дипломов рядом стояли взрослые и серьезные дяди и тети и сбежавшие ради такого случая с математики пятнадцатилетние дети с эскизами декораций и костюмов. «Это было великолепно и незабываемо! Очень хороший опыт, о котором нужно писать!» – так вспоминает Рустам о том эксперименте. Студенты получили заряд творчества и приобрели, кроме бесценного опыта работы с режиссерами, хороших друзей, с которыми после долго переписывались. Выговор мне, как классному руководителю, за пропуски учениками общеобразовательных предметов не слишком меня огорчил. Главное – мы справились!

Рок-опера «Пир во время чумы»

Желание творить всегда находит, где и как ему реализоваться, и получает ответный отклик в каких-то высших сферах. Таким счастливым подарком для меня стало приглашение Владимира Нежданова оформить первую рок-оперу «Пир во время чумы» театра-студии «Экипаж». Предложение всем вместе воплотить в жизнь мои эскизы, а это было в конце 80-х, когда не было материалов, не было помещения, средств заказывать костюмы и декорации, да и просто купить ткани, мои дети приняли с восторгом.

«Кто умеет шить?» – «Научимся!» – это звучало бодро и вселяло надежду. Из большого количества белой бязи сшили задник, из черной – одежду для оркестра. Белое полотно должно было стать звездным небом, на фоне которого висела огромная луна с кратерами, горами и морями. Луну мы сделали в подвале Дома актера, где уже шли репетиции, а вот с полотнищем вселенной вышла почти шпионская история.

Где найти помещение, долго не думали. Конечно,в зале училища! И тайно, иначе не разрешат. Вечером, после занятий, когда все ушли, из зала вынесли всю мебель и расстелили будущую вселенную. Звезды – капли воска от зажженных свечей, мерцание огоньков, красивое действо. Разведенный анилин черного и темно синего цвета напылили пылесосом на ткань – кистью нельзя, будут пятна. Все быстро и слаженно, пока нас не застали за этим очень «грязным» делом. И тут стало понятно, что ткань, пропитавшись краской, стала очень мокрой, тяжелой и не скоро высохнет. Решение было принято мгновенно: «Пойдем на улицу сушить!»

Кто когда-либо красил анилином ткань, меня поймет. Полы выкрасились вместе с тканью…

«А что это вы тут делаете?» – незабвенная наша уборщица тетя Аня очень удивилась, когда увидела, как домывают полы девочки: «Хотели вам помочь!» – ответ был искренне неподдельный. А ребята, растянув уже готовое полотнище, бегали по центру улицы Комлева, пугая запоздалых прохожих, машин тогда почти не было. Сейчас это невероятное зрелище назвали бы перформансом и великолепие развевающегося звездного неба никого не оставило бы равнодушным. Наверняка, видео этого театрального «действа» появилось бы во всех соцсетях. А тогда это была тайна, о которой никто не должен был знать, иначе не сносить мне головы!

Наверное, именно тогда у группы появилась страсть создавать красивую «среду». Однажды они чуть не спалили училище, о чем я узнала по очередному строгому выговору классному руководителю, т.е. мне. На вопрос, что это было? Ответили – было красиво! Что поделаешь! Творцы!

Работа над декорацией и костюмами для студентов стала  бесценным опытом  воплощения в жизнь замысла художника. Все научились  шить, клеить, красить, изобретать, хранить секреты и это было увлекательно для всех нас. Для студентов это был бесценный опыт воплощения в жизнь замысла художника. Все научились шить, клеить, красить, изобретать, хранить секреты, и это было увлекательно для всех нас. Спектакль имел большой успех, появление такой рок-оперы с текстом Александра Пушкина, великолепной музыкой Александра Сорина, исполнителями и музыкантами коллектива Владимира Нежданова было встречено с большим восторгом. На смотре молодежных театров он был отмечен дипломом за лучшую сценографию. Мы стали не просто частью поведенческой модели «учитель – ученик», а дружной командой, которой по силам любые задачи.

Как и чему они учились в КХУ

Учеба шла своим чередом: занятия живописью и рисунком, множеством других предметов, а вечером – в театр. И, конечно, самостоятельная работа, домашняя, на которую отводилась ночь. В каждом семестре надо было выбрать пьесу, придумать декорации, сочинить костюмы, обосновать свою идею воплощения образа спектакля. Русская классика, зарубежная, современная. Увлекательное путешествие во времени с драматургами разных эпох: от Эсхила, Софокла, Еврипида до Шекспира, от Гоцци до Ануя и Брехта, от Островского до Булгакова, Распутина и Вампилова. Читать, читать, читать и думать! Не знать и не читать – стыдно. И слушать. Работа над декорациями к музыкальным произведениям, балету и опере. Изучение необъятного количества материала, который выливался в наброски, эскизы, макеты.

После четырех часов композиции, обсуждая, споря, убеждая и рассказывая, я теряла способность говорить на сутки. Взросление «детей», формирование их профессиональных качеств, художественного вкуса, умения мыслить шло стремительно. К третьему курсу появилась усталость и «болезнь роста» – сомнения в себе. Были и потери, о которых сожалею до сих пор. Но мы справились, не даром мы команда!

Ближе к выпуску

Четвертый, дипломный курс начали уверенно, предаваться сомнениям не осталось времени. Только вперед! У каждого выработались свои приоритеты и предпочтения. Кто-то – прирожденный рисовальщик, а кто-то – живописец от бога. Каждый любит заниматься тем, что у него получается лучше всего. Все разные, и каждый ценен своей самобытностью. Дать возможность каждому найти свой путь – это и есть, наверное, самая важная цель преподавателя. Так учил нас наш любимый профессор Михаил Михайлович Курилко-Рюмин в институте им. Сурикова. Такой я видела и свою задачу.

Дипломный проект на театрально-декорационном отделении предполагает выбор пьесы или оперы, к нему нужно написать 4-5 эскизов декораций, макет к спектаклю, эскизы костюмов. Объем большой. Времени катастрофически мало. Спасает юмор и вереница родителей с кастрюльками. Группа живет в ситуации аврала.

Давно доказано, что чем меньше времени, тем на больше его хватает. Помимо подготовки дипломных проектов, на четвертом курсе мои «дети» самостоятельно оформили дипломные спектакли режиссерского курса института культуры, которым руководил мой папа, Кумысников Халит Латфуллович. Хорошая и полезная для них получилась практика.

Стремление группы  что -то всегда творить, сочинять, изобретать выливалось в самые невероятные идеи. Таким сюрпризом для меня был «Музей  группы номер 2». Туда были собраны памятные, знаковые «экспонаты»  всех четырех лет учебы. Сандалии, пережившие несколько летних практик, свитера, все одинаковые , но разных размеров, приобретенные в поездке в Карелию всей группой, старинные очки дедушки Лены Ермолиной, которые носил кто-то из ребят группы, чтобы быть похожим на Леннона, словарь –расшифровка сленга, принятого в общении , слепок рук Сергея и Ларисы Рябининых, недавно сыгравших свадьбу…  Много разных смешных, забавных, остро подмеченных воспоминаний! Жаль, просуществовал он только один день!

Активная подготовка к защите не помешала нам сделать в «Доме актера» отчетную выставку работ, выполненных за все четыре года обучения. Все стены двух этажей и даже лестницы были завешаны эскизами. Изумлению оказавшихся в то время в Казани зарубежных деятелей театра, что это работы учащихся, не было предела. Но на афише значились «учащиеся Казанского художественного училища», а написанному – верить.

 

Защита дипломов

Защита дипломов прошла на ура! Все успели, даже подходящий к теме спектакля костюм подобрать. Пятерки и похвала комиссии. Меня рассмешил  вопрос председателя, приехавшего из академии художеств Петербурга: «Какой конкурс на поступление вы провели, чтобы отобрать таких одаренных студентов?» Обычно в группу номер 2 (а наша была именно 2, номер 1 – это педагогическое отделение) на экзаменах попадали те, кто целенаправленно написал заявление, и те, кто не прошел в номер 1, туда конкурс всегда был выше.

Экзамены сданы, дипломы получены, и, казалось бы, все хорошо, но у всех в глазах грусть и растерянность. Что там дальше?

Есть ли жизнь после выпуска?

Впереди моих «самых талантливых детей» ждали новые испытания, преодоления, открытия, удачи, интересная учеба в высших учебных заведениях. Каждый из них уходил в самостоятельную жизнь с жаждой творчества и стремлением к совершенству, зная, что это и есть его предназначение – быть художником.

Профессия театрального художника универсальна для самореализации. Можно стать сценографом, можно – графиком, художником-иллюстратором, можно – дизайнером или художником декоративно-прикладного искусства. Можно писать статьи и изобретать костюмы, куклы, делать мультфильмы и заниматься живописью. И это очень важно в современной динамичной жизни. Так и случилось. Каждый выбрал то, что ему ближе, и в каждом направлении стал лучшим.

С момента и выпуска этой группы из Казанского художественного училища прошло 30 лет. Все стали взрослыми, умными и очень интересными, настоящими творцами, сохранили дружбу, и вместе мы и сейчас команда. «Группа номер 2», которой я очень горжусь. Все разные, яркие, неповторимые, овладевшие магией творчества, создавшие каждый свой Театр, художники!

 

 

Лейла Камилевна Залялетдинова (Газизова)  (познакомиться с работами)

Дизайнер, график. Член Союза дизайнеров России.

Много прекрасного и гармоничного было в процессе нашей учебы в КХУ. Запомнились прекрасные натюрморты, которые нам на протяжении всех четырех лет учебы ставила Наиля Халитовна. Это сопоставимо с театральными постановками – с героями, драматургией, мизансценами и конструкцией. Помню, это был долгий процесс подбора материала в натюрмортном фонде. Подбирались ткани, предметы – долго все выстраивалось по композиции, цвету и светотени. И всегда выходил шедевр, работать над которым было одно удовольствие. Писать наши натюрморты приходили студенты и других курсов.  

Еще были потрясающие уроки композиции у Наили Халитовны. Особенно помнятся упражнения-разминки на ассоциации. Рисовались скетчи на предметы, впечатления. Тогда это воспринималось как обыденное – сейчас понимаешь, как все это важно было на подсознательном уровне для образного мышления. «Ведь искусство без образа – это безобразное искусство» (цитата Н. Кумысниковой).

Свое театральное образование считаю фундаментом всей дальнейшей работы. Это ощущение среды, пространства, цвета и света. Невозможность практической реализации себя как сценографа, в частности, вылилось в упаковке. Для меня упаковка (в данном случае имеется в виду авторская) – это та же самая коробка сцены с ее трансформацией и образным решением в оформлении. Так же, как и в театре, вначале находишь параллельный образ, а уже затем форму. Сейчас за плечами огромный опыт дизайна и полиграфии. Работу люблю разную и разнообразную.

Родилась 15 августа 1971 г. в Казани. Училась в художественной школе № 2. В 1990 г. окончила КХУ (театрально-декорационное отделение, курс Н. Х. Кумысниковой). В 2001 г. окончила Московский государственный университет печати, факультет художественно-технического оформления печатной продукции, мастерская С. М. Болховитиновой. Многократный лауреат международного конкурса студенческой упаковки «Заводной апельсин» (1999-2001).

Специализация: упаковка, каталоги, брошюры, книги.  В полиграфии с 1993 года. В 1993-2001 годы работала внештатным художником в Татарском книжном издательстве, редактором художественного оформления. С 2001-2003 ассистент кафедры «Дизайн архитектурной среды» Казанского государственного  строительного университета.  2003-2015 дизайнер-конструктор и руководитель отдела дизайна в московской типографии. В настоящее время работает  в Дизайн бюро в Москве.  

 

Елена Святославовна Ермолина. (познакомиться с работами)

Художник-сценограф, мультипликатор, живописец, график.  Член СХ России, Татарстана.

Наиля Халитовна научила нас главному! Серьезному отношению к искусству и несерьезному отношению к себе.

Родилась 27 февраля 1969 г. в Казани. Окончила  казанскую художественную школу №2 в 1984 году. Училась у А. А. Бабичева. С 1986-1990 гг. училась на театрально-декорационном отделении КХУ, преподаватель Наиля Кумысникова. Окончила Московский художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская М. М. Курилко-Рюмина) в 1997 году. В 2001 г. принята в Союз художников РФ. В 2001-2005 гг. стажировалась в мастерских Академии художеств у Х. А. Якупова (г. Казань). Стипендиат Министерства культуры РФ (1998). Дипломант Весеннего салона – I место в номинации «Декоративно-прикладное искусство за серию кукол к мультфильму «С Рождеством и Новым годом!». Дипломант IX Международного конкурса Высокой моды национального костюма «Этно-эрато» (III место в номинации «Лучший восточный костюм»). Лауреат премии Б. Урманче. Участник фестивалей мусульманского кино «Золотой Минбар» (в 2009 г. с фильмом «Зилант», в 2011 г. – с фильмом «Вдохновлённый Тукаем»).

 

Сергей Николаевич Рябинин. (познакомиться с работами)

Художник-сценограф. Член СХ России, Татарстана. Главный художник Казанского театра кукол.

«...Я благодарен времени. Времени, которое было щедро на события, не баловало нас, тогда молодых художников, но и не гнало. Эта любовь со временем была взаимной – мы были наполнены им до краев, как бидоны молоком. Все наши жизненные истории и силы теснейшим образом перекликались с нашим желанием рисовать, постигать… Постигать нас учили. Наиля Халитовна, наш первый педагог, для каждого из нас находила несколько важных слов, так нужных нам тогда, а ее бесконечное терпение не иссякало. Теперь я понимаю, что таким образом она воспитывала Будущее. И наше, чтобы мы из художников-любителей превратились в профессионалов, и свое – теперь у нее так много любящих учеников, последователей. Это как посадить дерево, дающее потом прекрасные плоды. Или как помочь ребенку встать на ноги и научиться делать первые шаги. Таким мне запомнилось то время. Художественное училище было для нас Домом, в котором мы работали и жили. Мы жили училищем, а оно, наш дом, жило нами. Дом дарил минуты радости и творческих переживаний, дом запомнил нас, таких разных, объединяя нас одной целью – стать настоящими людьми и художниками. Дом хранит свою историю. Мы тоже есть на одной из страниц этой книги - истории Казанского Художественного Училища им. Николая Фешина. А истории нашей жизни хранят память о Доме.

 

Родился в 1970 го. в Казани. В 1990 г. окончил Казанское художественное училище на отделении художник театра (педагог Н. Х. Кумысникова) и поступил в Школу-Студию МХАТ им. Немировича-Данченко на постановочный факультет отделения «художник-постановщик театра»,  в мастерскую профессора В. Я. Левенталя. В 1996 г. представил дипломный спектакль «Последний срок», по повести В. Распутина как художник-постановщик в Ульяновском театре драмы и спектакль «Любовь – книга золотая», по повести А. Толстого в Новгородском академическом театре драмы. В 1996 г. начал работать в Калужском областном театре драмы им. Луначарского в должности главного художника в содружестве с режиссером А. Б. Плетневым. Ставил спектакли в Калужском ТЮЗе, Ульяновском драмтеатре, Новгородском драмтеатре им. Ф. М. Достоевского, Курганском драмтеатре, Тверском ТЮЗе, Саратовском драмтеатре им. И. А. Слонова и других театрах.

Поставил как художник-постановщик и художник по костюмам  более 30 спектаклей. Участник  российских и зональных выставок союза художников в Москве и Казани. Работал главным художником на Государственной телерадиокомпании «Татарстан». С 2011 г. работает главным художником театра кукол «Экият», сотрудничает с российскими театрами. С 2015 г. состоит в Союзе художников России и Татарстана.

 

Лариса Владимировна Рябинина (Шафеева) (познакомиться с работами)

Художник-график, иллюстратор, живописец, художник декоративно-прикладного искусства. Член СХ России, Татарстана.

В училище у меня появилась семья и друзья на всю жизнь! 4 года для пришедших 15-17-летних ребят превратились в незабываемо яркую бесконечную жизнь. Это – основа! Дальнейшая учеба, творчество, взаимоотношения с людьми все на этом крепком фундаменте.

Курс четвертый. Мощный рисунок у Дании Шамилевны Шаймардановой. Диплом. Практически живем в училище. На день первокурсника делаем музей нашей группы. И понимаем, что расставание смерти подобно, поэтому быстро разбиваемся на пары и женимся. Нежную привязанность друг к другу сохраняем и по сей день.

Мы – театралы, и наш педагог Наиля Халитовна постоянно с нами и горой за нас. С первого курса мы уже работаем с режиссерами, а лекции по истории театра для меня, которая поначалу не любила театр, вообще сильнейшее потрясение. Ходим в ТЮЗ на практику. Помогаем оформлять рок-спектакль, где из ничего делается волшебство, так как конец 80-х и денег на декорации нет. После такого бурного варения в театральном котле не полюбить это было невозможно. Художники, о которых нам с большой любовью рассказывала и работы которых показывала Наиля Халитовна, до сих пор самые любимые. Фольклор и театр нежно полюбила тоже благодаря ей. История костюма с Ольгой Вениаминовной Бусыгиной. Как же я не любила перерисовывать костюмы в тетрадь, но потом эта тетрадь очень помогала мне в работе. Были счастливые поездки в Москву на выставки и в театры. Нереально прекрасная Карелия. Летняя практика в Елабуге.

На третьем курсе многих накрыло мучительное «быть или не быть». Назвать себя Художником решался не каждый. Театральная композиция стала еще сложнее и интереснее. Придумывать декорации, костюмы было сложно, но совершенно упоительно.

Родилась 6 февраля 1971 г. в Казани. После окончания художественной школы №2 в 1986 г. поступила в КХУ на театрально-декорационное отделение. С 1991 г. стала работать педагогом ИЗО-студии, где не только учила детей рисовать, но и ставила с ними спектакли.  С 2011 г. член союза художников России. Принимала участие в региональных и российских выставках.

В 2013 г.создала иллюстрации к книгам А. Никольской «Нестрашная энциклопедия чудищ юдищ и бук», А. Усачева «Бова-королевич», И. Дегтярева «Прапорщик Лелькин по вашему приказанию прибыл», изданным в 2013 и 2014 годы. Также является автором иллюстраций к книгам «Увлекательный Татарстан», «Мифология казанских татар», вышедших в Татарстане, и серии журналов «Школа экологии». В 2021 г. работала над книгой «По дорогам русских сказок», вышедшей в московском издательстве. 2017 -участница 26-го биеннале иллюстраций в Братиславе. Живет и работает в Казани. Занимается живописью, иллюстрацией, декоративно-прикладным творчеством.

 

Диляра Ленаровна Наврозова (Абдрахманова) (познакомиться с работами)

Художник-график, иллюстратор. Член СХ России, Татарстана.

В один прекрасный день я стала студенткой Казанского художественного училища, и началась интересная студенческая жизнь, в которой не было скучных лекций и бесконечных конспектов. Мы наслаждались любимым делом. Рисовали с утра до вечера, ездили на этюды, ходили в музеи, на выставки, участвовали в творческих проектах и, конечно, гуляли дни напролёт.

Каждый день был уникален и насыщен яркими событиями, но самое главное – это особая среда, атмосфера творчества, которую нам создавала наш любимый педагог Наиля Халитовна Кумысникова. Бесконечно благодарна ей за всё! Я помню наши экзамены по живописи рисунку и композиции. Бессонные ночи накануне (какой студент избежал этого?) и веселые развески наших работ перед просмотром».

 

Родилась 27 декабря 1970 г. в Казани.  В 1986 г. окончила Казанскую художественную школу №1 и поступила в Казанское художественное училище (театрально-декорационное отделение), окончила в 1990 году. В 2000 г. окончила Московский государственный университет печати, в том же году удостоилась первого места в категории «Упаковка для кондитерских изделий» Московского международного конкурса студенческих работ в области упаковки «Золотой апельсин». С 2002 г. – член Союза художников России.

С 1990-х годов активно сотрудничает с издательствами республики, с ее участием издано около ста книг – поэтические сборники, серийные издания о деятелях культуры и искусства Татарстана, школьные учебники, юбилейные подарочные альбомы. Значимое место в творчестве занимает книжная графика и иллюстрирование книг для детей. В 2018 г. состоялась персональная выставка «Приглашение в сказку». Несколько графических работ художницы находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств РТ, Чувашского государственного художественного музея, Казанского кремля. Живет и работает в Казани.

 

Наталья Викторовна Граханцева (познакомиться с работами)

Художник-график, иллюстратор, художник декоративно-прикладного искусства, дизайнер.

Говоря образно, в училище я пришла подобно пустой болванке, которая наполнилась за годы обучения содержанием, приобрела и форму, и смысл. Это прежде всего кропотливая, неустанная работа педагогов, а особенно Наили Халитовны Кумысниковой. Она открыла мне огромный мир театра, музыки, литературы, истории, огромное количество рукотворных навыков. Научила видеть, слышать, думать. Всем этим драгоценным багажом я пользуюсь и в работе, и в жизни. И не устаю благодарить. Сфера моих интересов и занятий – живопись, предметный дизайн, куклы, дизайн одежды, сценический костюм. Всегда хочется пробовать разное и новое. Но есть и то, к чему возвращаюсь постоянно, на каждом этапе жизни – куклы и деревяшки. В данный момент очень увлёк Upcycling (вторичное использование вещей и наполнение их новым смыслом) старой мебели. Мечтаю окончить столярные курсы и курсы реставрации мебели.

 

Родилась 25 мая 1969 г. в Казани. С 1985 по 1990 гг. училась в Казанском художественном училище на театрально-декорационном отделении (преподаватель Н. Х. Кумысникова). В 2001 г. окончила Московский государственный университет печати им. И. Федорова в Москве и получила специальность иллюстратора (художественно-техническое оформление печатной продукции).

С 1991 по 2000 гг. работала художником-иллюстратором в Татарском книжном издательстве и в издательстве «Магариф». Сотрудничала с киностудиями и кинообъединениями, работала ассистентом художника по костюмам и художником по костюмам.  С 2008 по 2017 гг. работала художником-дизайнером в группе компаний по производству подарков в Москве. Сотрудничает с московской галереей как специалист по русскому искусству довоенного периода (до 1941 г.), технический редактор, экспозиционер.

Принимала участие в коллективных выставках «Белый бассет» (Казань), «В ожидании елки» (Москва), «Эльфы и прочие жители земли и воздуха» (Москва), «Искусство куклы» (Москва). Персональные выставки: «Сон в зимнюю ночь» (Казань, 2011), «Тихая жизнь» (Москва, 2017), «Волшебные истории в куклах и предметах» (Московский театр кукол, 2018), «День мертвых» (Москва, 2019). Живет и работает в Москве.

 

Максим Анатольевич Покалев (познакомиться с работами)

Художник-график, иллюстратор.  Член Союза художников России, Татарстана.

В училище была такая атмосфера, что невольно приходилось верить в то, что ты художник.

 

Родился 25 февраля 1971 г. в Зеленодольске, окончил там художественную школу. В 1990 г. стал выпускником театрально-декорационного отделения Казанского художественного училища (курс Н. Х. Кумысниковой). С 1990 г. как художник-график сотрудничает с издательствами Казани. С 2000 г. сотрудничает с московскими издательствами.  

Иллюстратор изданий: «Кукумбер», «Большой город», «Новый очевидец», «Русская жизнь», Rolling Stone, Traveller, «Мурзилка»; газеты «Известия», «Акция» и др. С 2010 года иллюстратор «Казанского портала». Победитель конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем» «Всероссийской книжной ярмарки» 2009 года. Участник республиканских ,зональных, российских художественных выставок. Живет и работает в Казани.

 

Ольга Сергеевна Покалева (Кудрина) (познакомиться с работами)

Художник-иллюстратор, график, педагог. Член союза художников России, Татарстана.

Чудесные и плодотворные 4 года учёбы в КХУ определили во многом судьбу, профессию, дружбу и творческие пристрастия. Бережно хранимые профессиональными художниками-педагогами, мы вышли со счастливым ощущением, что можем всё!

 

Родилась 7 мая 1971 г. в Казани. В 1986 г. окончила Казанскую детскую художественную школу № 4, затем училась на театрально-декорационном отделении Казанского художественного училища. В 1998 г. окончила художественно-графическое отделение Чувашского государственного педагогического института. Член Союза художников России с 2012 года.

С 2000 г. сотрудничает с издательствами Казани и Москвы. Является одним из авторов оформления серии книг по изучению английского языка по системе Мещеряковой. Победитель конкурса «Лучшие книги Татарстана» в номинации «Лучшее оформление учебника» 2008 года.

Постоянный участник художественных выставок. Работает в сфере образования. Её ученики многократно становились победителями международных, всероссийских конкурсов. Живет и работает в Казани.

 

Татьяна Валерьевна Ильина (Горбатенкова) (познакомиться с работами)

Художник-декоратор, живописец.

В художественном училище я встретила педагогов, которые дали мне дорогу в творчество, в профессию, хороших друзей. Группа у нас была очень дружная. Мы посещали много выставок в Казани, Москве, в Санкт-Петербурге, ходили в театры. Вели очень активный образ жизни. Были на пленэре в Елабуге, летом ездили с однокурсниками в Карелию. Благодаря насыщенной программе обучения, у нас было много возможностей узнать о работе художника в театре, в дальнейшем это пригодилось мне в работе. Практика проходила в различных театрах Казани: ТЮЗе, Театре оперы и балета и других. Встречались с различными театральными коллективами. Всё это повлияло на мой выбор профессии. Я очень благодарна всем педагогам, Наиле Халитовне, моим дорогим однокурсникам за годы, проведённые в стенах Казанского художественного училища.                                                                                        

Родилась 1 апреля 1969 г. в Зеленодольске, окончила там художественную школу в 1984 году.Через два года поступила на курс Наили Кумысниковой в КХУ.

В 1991 г. начала работать художником-декоратором в Чебоксарском русском драматическом театре. С 1992 г. – художником-декоратором в Чувашском государственном театре оперы и балета. В 2013 г. стала заведующеим цеха театра по изготовлению головных уборов. Живет и работает в Чебоксарах.

 

Асель Ануровна Исмагилова (познакомиться с работами)

Сценограф, художник по костюмам, живописец.  Член московского отделения Союза художников России.

Осознанное желание стать художником ко мне пришло поздно. Я поступила в училище после 10 класса, проработав год художником в ателье мод. Учёба в Казанском художественном училище была очень счастливым временем, вокруг были люди, близкие мне по духу. Друзья, приобретённые за годы учебы в училище, остались со мной на долгие годы.

 

Родилась 10 июня 1968 г. в Казани, окончила художественную школу №5. В 1990 г. получила диплом театрально-декорационного отделения Казанского художественного училища. С 1990  по 1993 гг. работала художником-постановщиком в Татарском государственном театре драмы и комедии им. К.Тинчурина.

В 1999 г. окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова, театрально-декорационную мастерскую под руководством М. М. Курилко-Рюмина. С 2000 по 2004 гг. стажировалась в в Российской Академии Художеств в Москве. С 2003 г. Член Московского отделения союза художников России. С 2000 г. работает художником  в кино.

С 2002 по 2012 гг. преподавала живопись и композицию в Московском художественно-промышленном институте, Международном славянском институте, Колледже музыкально-театрального искусства им. Г. Вишневской в Москве. С 2013 г. сотрудничает с Государственным ансамблем песни и танца РТ, ансамблем танца «Казань», театром К. Тинчурина, театрами России как художник-постановщик и художник по костюмам.  Живет и работает в Казани.

 

Теги: художники Г.Камал театры стрит арт кинофестиваль новая культура стрит-арт Альметьевск скульптура

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев