Логотип Идель
Время

Ильнар Хидиятов: «Профессия педагога стратегически важна»

Сегодня модно учиться, образование – в тренде. Однако не каждый школьник может это делать самостоятельно – без хорошего учителя в наше время никуда. Начальник Управления образования Казани Ильнар Хидиятов твердо знает, каким должен быть педагог.

Сегодня модно учиться, образование – в тренде. Однако не каждый школьник может это делать самостоятельно – без хорошего учителя в наше время никуда. Начальник Управления образования Казани Ильнар Хидиятов твердо знает, каким должен быть педагог.

Начальник Управления образования исполкома города Казани с марта 2018 года. Родился 7 сентября 1979 года в деревне Дусюм Арского района Татарстана. Окончил Татарский государственный гуманитарный институт по специальности «учитель татарского языка и литературы» в 2001 году, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в 2014 году. Свободно владеет турецким языком. Работал школьным учителем, а также занимал руководящие должности в структуре городского управления образования. Кандидат филологических наук. Награжден нагрудным знаком «За заслуги в образовании».

– Ильнар Рузалович, решение каких проблем в системе образования Казани вы считаете для себя безотлагательным?

– Сегодня система образования города демонстрирует сочетание достижений и остающихся проблем. К положительным достижениям можно отнести расширение доступа к дошкольному образованию, стабильные результаты детей на всероссийских олимпиадах, успешное введение федеральных государственных образовательных стандартов, а также постепенное усовершенствование управленческой деятельности. Тем не менее, у нас есть острые проблемы. До сих пор наблюдается перегруженность школ, в результате чего в этих школах вынужденно переходят на обучение во вторую смену. Так называемый беби-бум, охвативший страну несколько лет назад, который сам по себе – прекрасное явление, отражается сейчас на школах: только в этом году мы ожидаем семнадцать тысяч первоклассников, и это огромная нагрузка на начальную школу, испытывающую дефицит педагогических кадров.

Все еще существует проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях для детей ясельного возраста. Безусловно, город решает вопрос: мы создаем семейные детские сады, развиваем государственное частное партнерство. Но проблема пока есть. У нас в Казани до сих пор нет учреждений дополнительного образования в микрорайонах-новостройках. В результате в новых школах приходится создавать так называемую школу полного дня. Максимально занять детей бесплатным дополнительным образованием – это наша приоритетная задача.(врубка-цитата). Сегодня для нас «болевой» точкой является норматив по количеству воспитанников учреждений дополнительного образования: он не меняется уже много лет, несмотря на то, что детей в городе становится больше. Но это характерно не только нашего города, к тому же постепенно мы находим пути решения.

Кстати, в этом году открываются три школы и три детских сада. В настоящее время особое внимание направлено на школы, которые оказались в самом конце городского рейтинга в 2017 году. Мы будем их «вытягивать»: при поддержке Ильсура Раисовича (Метшина, мэра Казани – прим. ред.) мы запускаем проект по финансовой и методической поддержке отстающих школ для создания в них современных условий организации процесса обучения и воспитания.

Проблемы проблемами, но все же образовательные хлопоты – это приятные хлопоты. Потому что решая проблемы воспитания и обучения наших детей, мы работаем на свое будущее.

– Каков, на ваш взгляд, образовательный уровень выпускников Казани?

– Жесткая конкуренция на рынках российских вузов, значительное уменьшение бюджетных мест повышают мотивацию старшеклассников не просто к преодолению минимального порога по предметам ЕГЭ – выпускники стремятся набрать как можно большее количество баллов, чтобы иметь возможность поступить на бюджетные места вузов. Количество высокобалльных работ по предметам ЕГЭ увеличивается с каждым годом. Наши выпускники поступают не только в российские, но и зарубежные вузы. Ежегодно казанские школы входят в различные ТОПы лучших в России. Согласно исследованию RAEX, в 2018 году в число лучших российских общеобразовательных заведений из семнадцати татарстанских попало двенадцать школ Казани.

– Что вас больше всего удручает в современных подростках, а что радует?

-У меня трое детей, и я наблюдаю, какие они все разные. Современные подростки – они другие, но они не плохие, они всего лишь соответствуют своему времени. По-разному воспринимают мир, мыслят по-иному, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями, при этом требовательны и настойчивы. Но мне это нравится, они стремятся быть лидерами, главное, чтобы при этом они чувствовали ответственность за свои поступки.

А удручает меня то, что современный подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше, чем знали, например, мы, когда были в этом возрасте.

– Пресловутое ЕГЭ. Какова ваша личная оценка такого метода проверки знаний? Есть ли шанс у миллионов российских пап-мам на то, что вернется советская система – сдача выпускных и вступительных экзаменов?

– Государственная итоговая аттестация обучающихся – результат работы школы и всей системы образования на протяжении длительного времени. Она позволяет определить уровень среднего образования выпускника, определить и профессионализм учителя, качество обучения в конкретной школе, районе. Все это приобретает особую значимость в условиях, когда конкуренция на рынке образовательных услуг обостряется и задача поддержания общественного статуса школы, сохранения контингента обучающихся и, главное, получения ими качественного образования, становится все более насущной.

Единый государственный экзамен – это процедура оценки соответствия достижений выпускников требованиям стандарта. Как бы родители ни возмущались, сами выпускники считают, что ЕГЭ является объективной, а также одной из перспективных форм проверки знаний и, что важно – ЕГЭ обеспечивает непрерывность и преемственность образования. ЕГЭ – уже устоявшееся явление, понятное как выпускникам, так и их родителям. Формат и содержание ЕГЭ за годы существования претерпели значительные изменения, стараясь соответствовать запросам общества. И это не предел. Уверен, ЕГЭ и дальше будет совершенствоваться. И, главное, надо понять и принять тот факт, что время идет вперед, его нельзя повернуть назад.

– ЕГЭ и качество самого образования взаимосвязаны? Может ли человек хорошо сдать экзамен, не имея прочной образовательной базы? Ведь тест, по сути – лотерея.

– Сегодня ЕГЭ позволяет оценить качество образования различного уровня. Анализ результатов ЕГЭ показывает уровень освоения знаний и их качество, а также ЕГЭ демонстрирует равенство доступа абсолютно всех детей к качественному образованию. Нужно отметить, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ сегодня не содержат тестовую часть, а значит, принцип лотереи к процедуре ЕГЭ уже не применим. Вместе с тем, КИМы ЕГЭ содержат задания разного уровня сложности, и, если у ученика достаточно прочная база основного общего образования, то минимальный порог с таким багажом знаний можно легко пройти.

– Насколько успешно в Казани реализуется принцип инклюзивного образования?

– Инклюзивному образованию мы уделяем особое внимание. Совместно с партнерами мы создаем максимально благоприятные условия для социализации детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста. В шестидесяти трех школах Казани создана универсальная безбарьерная среда, в каждом районе есть базовые площадки по инклюзивному образованию, а в школах №78 и №156 установлено сетевое взаимодействие со специализированными медицинскими учреждениями. В пяти школах города созданы классы для обучения детей с расстройством аутистического спектра.

Для выявления детей с отклонениями в поведении в городе функционируют психолого-медико-педагогическая комиссия, а также центр психологической поддержки детей и родителей «Ресурс».

Инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, в нем принимают участие не только педагоги: это и родители, и психологи, и логопеды, администрация учреждения и сами сверстники. Нами ведется работа не только по созданию условий для особенных детей – в городе реализуются проекты, направленные на принятие детей-инвалидов в социуме. Бывают отдельные конфликтные случаи, но они единичны и в итоге стороны друг друга начинают понимать. А это, как вы понимаете, очень важно.

- Как себя чувствуют казанские учителя? Какие у них основные жалобы? Еще недавно были две основные причины, влияющие на качество обучения – низкая зарплата педагогов и бумажная волокита, из-за которой не оставалось времени на детей.

– Сегодня казанскому учителю грех жаловаться: заработная плата у него выше среднего экономического показателя по республике, в школах активно улучшаются материально-технические условия. Пытливому, развивающемуся педагогу предоставляется возможность участия в профессиональных конкурсах, в повышении квалификации, получении грантовой поддержки, при подготовке детей к всероссийским олимпиадам учителя получают материальное поощрение. Про планы-отчеты: мы идем в ногу со временем, поэтому вся школьная документация стала носить цифровой характер. Давно введены в практику электронные журналы и дневники, проводится подключение школ к межведомственной системе электронного документооборота. Все это позволяет организовать работу в едином информационном поле. И оно не затрудняет, а наоборот, улучшает эффективность работы. Возможно, кому-то тяжело перестраиваться, но иного выхода все равно нет.

– Как вы оцениваете профессиональный уровень молодых педагогов? Кто сегодня идет работать в школу – учителя по призванию или те, кто пришел в педагогический вуз ради «корочки»?

– В моем представлении современный молодой учитель – это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, декларирующий прописные истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю.

Нас радует, что молодые специалисты сегодня не бегут из школы. Если по цифрам, то наблюдается явно положительная динамика: доля молодых учителей в возрасте до 35 лет у нас значительно выше республиканского показателя, а также показателей Москвы и Петербурга. Например, по стране этот показатель составляет 22,7 процентов, у нас в Татарстане – 25,5 процентов, в Москве – 23 процента, а в Казани – 29,17 процентов.

Молодые учителя – новая формация педагогов, которые ведут инстаграмы и принимают зачеты по скайпу, играют в рок-группах и занимаются наукой. И это - реальность казанского образования. Молодые учителя известны в республике не только своими победами в профессиональных конкурсах, но и высокими образовательными результатами. Среди их выпускников – победители и призеры Олимпиад, «стобалльники» по ЕГЭ. Пятнадцать педагогов носят звание победителей приоритетного национального проекта «Образование». Это очень хорошие показатели для нашей столицы.

– Сегодня ведется много споров по поводу того, какой должна быть современная школа. Ее функции – только образовательные? Должна ли школа заниматься именно воспитанием детей, как было в СССР, или сегодня она только обеспечивает образовательные услуги?

– Я считаю, что образование – это не только обучение, но и воспитание. Мне понравилось высказывание депутата Законодательного собрания Петербурга Виталия Милонова: «Нельзя превращать детей в аналог китайского планшета с плохой производительностью, но большой памятью. Надо, чтобы дети помнили, что есть Родина, любовь и совесть».

– В Казани довольно много школ с хорошим техническим оснащением. А лично вы за чьих выпускников спокойны, что они не подведут ни на всероссийских олимпиадах, ни при поступлении в федеральные вузы?

– Да, в Казани довольно много школ, отвечающих современному уровню. Наши школы ежегодно занимают достойные места в топ - 500, 200,100 школ Российской Федерации. В ТОП-25 третий год лидирует лицей №131 Вахитовского района. Но могу с уверенностью сказать, что все казанские школы дают достойные знания, которые подтверждаются итоговой аттестацией.

Какие основные задачи стоят сегодня перед современным учителем? Какими главными качествами он должен обладать?

– Основная задача современного учителя – обучить и воспитать человека будущего. А это человек эры генетики, нанотехнологий и дальней космонавтики, эры цифровых технологий и высокоточного оружия, эры очень разнообразных культур. Обучение и воспитание таких людей требует от учителя очень глубоких и универсальных знаний, постоянного поиска и саморазвития.

Сегодня учитель и ученики стали говорить на разных языках. Это связано, прежде всего, с чрезвычайной распространенностью и

популярностью технологий, интернета и компьютерных игр. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Поэтому обучение в сотрудничестве и методом проектов для современного учителя является профессиональной необходимостью.

На мой взгляд, обязательное для современного учителя качество – гуманизм, отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка, самообладание, душевная чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого.

– Как вы относитесь к мнению, что престиж профессии учителя упал? Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию?

– Мое твердое убеждение – сегодня престижно быть учителем. Современная школа – это место, где учитель может сделать карьеру. И заработные платы вполне достойны. Отрадно, что в Казани практически нет недостатка в учительских кадрах. Это очень серьезное достижение! 354 молодых педагогов в этом учебном году пришли в казанские школы. Кроме того, в образовательных организациях города сегодня заметно больше мужчин, чем было еще несколько лет назад. Это тоже замечательно, потому что важен гендерный принцип: воспитывать мальчиков и девочек должны не только женщина-учитель, но и учитель-мужчина.

Конечно, нельзя сказать, что все проблемы решены. Есть вопросы социального характера – например, несмотря на то, что зарплата у учителей хорошая, этого недостаточно, чтобы получить ипотеку. Есть и другие проблемы, требующие решения. Думаю, в данном контексте нужно говорить не столько о престиже, сколько об авторитете учителя. Любой гражданин должен понимать, что профессия педагога стратегически важна, и то, каким вырастет наше будущее поколение – это государственная задача. Уничижительное отношение к педагогам неприемлемо вообще. Считаю, что в педагогические вузы должен быть серьёзный конкурс и туда должны отбирать лучших – то есть, лучших по призванию, по знаниям, по человеческим качествам.

– Вы помните своего первого или главного учителя? Того, кто смог вас сориентировать в жизни и стал для вас непререкаемым авторитетом?

– Конечно, на каждом этапе личностного роста рядом со мной находились люди, у которых я учился, на которых хотел быть похожим. Особую роль в моем становлении я бы отвел своей семье – жене и родителям, которые всегда поддерживали меня во всех ситуациях, в принятии серьезных решений. Я благодарен своим школьным учителям, которые определенно верили в меня больше, чем я сам, были требовательны и очень строги. Сегодня я им благодарен за то, что они поддержали мое стремление стать учителем, и я нисколько об этом не жалею.

– Приведет ли современный уклад жизни и множество онлайн-школ к исчезновению реальной школы? Возможно ли представить мир без Учителя? И правильным ли будет такой мир?

– Мир меняется. Меняется школа. Меняются учителя и ученики. Остаются лучшие и те, кто не боится меняться. Лучшие учителя, как правило, ищут подход к каждому ребенку, ведь очень легко «потерять» ученика скучным уроком. Хороший педагог не просто читает из учебника – он вдохновляет и пробуждает интерес. Как пример настоящего учителя приведу героя Робина Уильямса из фильма «Общество мертвых поэтов». Он – тот самый настоящий учитель.

Мое твердое убеждение: учителя останутся, поменяется только подход, организация и содержание образовательного процесса в школах. Но учитель обязательно останется в школе.

Теги: образование школа

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев