«Им несть числа…»
Так можно сказать о музеях Елабуге. Это вообще просто удивительное явление какое-то: на небольшой площади провинциального городка – россыпь уникальных музеев. Территория города – просто природное сокровище. Каждый в Елабуге обязательно находит то, к чему – тайно или явно – тянется душа.
Так можно сказать о музеях Елабуги. Это вообще удивительное явление: на небольшой площади провинциального городка – россыпь уникальных музеев. Территория города – просто природное сокровище. Каждый в Елабуге обязательно находит то, к чему – тайно или явно – тянется душа.
«Славится благотворительностью во всем отечестве»
У Елабуги, как ныне модно говорить, особая аура, которая окутывает «всяк сюда входящего». Ее жители практически живут в музее: здесь за каждым поворотом – история. На каждом шагу – памятник архитектуры или скульптура знаменитости. Но главное – здесь ощущается какая-то духовность, подзабытая в больших суетных мегаполисах. Оказывается, это чувство не случайно и не эфемерно.
«Елабуга - маленький уютный уездный городок, сыгравший огромную роль в истории России. Её прекрасно сохранившиеся купеческие постройки переносят нас в середину 19 века, где мы увидим всего лишь 10 тысяч населения, более 100 купцов, из которых примерно 10 являлись миллионерами. Глубокие корни благотворительных традиций в Елабуге сказались на атмосферу духовности города. Любовь купцов к Елабуге преобразила её облик. До 1917 года в Елабуге было построено 11 церквей, 2 мечети, 1 монастырь (Казанско-Богородицкий женский монастырь), 19 учебных заведений (Епархиальное женское училище, реальное училище, женская гимназия и. т. д.). Все эти здания до сих пор служат делу народного образования. «Елабуга - один из лучших городов Вятской губернии. Этот город славится благотворительностью во всем отечестве»,- писал Иоанн Скарданицкий, священник церкви Елабужского Казанского Богородицкого монастыря, сообщается в статье «Елабужские купцы – меценаты Стахеевы».
Каким-то образом в Елабуге умудряются сохранять древности и открывать абсолютно неформальные музеи. В то время, как по всей стране музейщики бьются над всякими новыми формами и форматами, чтобы затащить к себе посетителей, здесь просто придумывают какой-нибудь Музей уездной медицины - и на отсутствие экскурсантов не жалуются.
В клинику для душевнобольных вход свободный
Музей уездной медицины им. В.М. Бехтерева расположен в одном из зданий бывшей земской больницы, построенной в XIX веке. Здание, кстати, признано памятником культуры.
Музею дано имя великого русского врача не просто в качестве дани за его труды и вклад в мировую медицину. Владимир Бехтерев имеет прямое «родство» с елабужской землей – он родился в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. Родители будущего медицинского светила не имели никакого отношения к врачеванию: отец – становой пристав, мать из купчих.
Бехтерев в медицину пошел сознательно, а вот психиатрию выбрал практически случайно. Во время учебы в медицинской академии у него случился нервный срыв из-за непомерных нагрузок, которые он сам себе установил. Будущий психиатр оказался в академической клинике. Его наблюдал знаменитый российский врач Иван Балинский, который настолько покорил юношу своим энтузиазмом в изучении психики, что из больницы Бехтерев вышел с твердым знанием того, кем он хочет быть в медицине – психиатром.
К слову, Бехтерев обучался вместе с еще одним гением медицины – Иваном Павловым, будущим знаменитым физиологом, результатами труда которого пользуются до сих пор врачи всего мира.
Эти и другие факты из жизни великого Бехтерева расскажут в Музее уездной медицины. Здесь экспозиции – возможность попасть в прошлое: в дом знахарки, кабинет уездного врача, операционное отделение и аптеку того времени… Даже в клинику душевнобольных в елабужском музее вход свободный! А знаменитому земляку посвящен отдельный зал. Его экспонаты отнесены к числу особо ценных, так как представляют собой личные вещи великого Бехтерева, старинные книги по медицине, прижизненные издания научных статей психиатра, медицинские инструменты IVIII – XIX веков.
А наибольшим спросом у посетителей музея пользуется экспозиция анатомических препаратов.
Кстати, прямо в музее, параллельно с получением новых знаний, можно пройти элементарное медицинское обследование, на которое обычно не хватает времени - измерить рост-вес, давление, а заодно проверить зрение.
Выброшенное из окна дитя
По проселочной дороге следовала карета, из которой доносился надрывный плач младенца. Плакала малышка долго и старательно, и так этим «достала» мамашу, что та, недолго думая, швырнула надрывающийся сверток в окно.
Это - вполне реальный факт из биографии елабужской знаменитости, той самой Шурочки Азаровой из рязановской «Гусарской баллады», кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
Этой знаменитой мадам в Елабуге открыт единственный в России музей-усадьба, который пользуется повышенным интересом у гостей купеческого города. И здесь рассказывают удивительные истории из жизни Дуровой.
Например, жизнь с самого начала была к ней не слишком ласкова. Мать, ожидавшая сына, не взлюбила ребенка только за то, что он – не мальчик. Не любила дочь так яростно, что муж просто-напросто отлучил ее от маленькой Надежды.
Дурова и сама впоследствии оказалось мамашей так себе (сегодня это явление психологи назвали бы закономерностью). Выйдя замуж в 18 лет и родив сына Ивана, она ушла от мужа, сына оставила у родни, а сама отправилась, говоря современным языком, реализовывать себя – в армию.
Сын Дуровой Иван некоторое время мыкался в приживалках у родственников, а затем, по ходатайству уже прославившейся матери, был определен в императорский военно-сиротский дом в Петербурге.
Кстати, к организации своего бегства от семьи в армию юная Наденька подошла с фантазией. Она не просто уехала тайком, оставив прощальную записку в колыбельке малыша. Нет! Она инсценировала собственную смерть: на берегу Камы оставила одежду, и это, по замыслу, должно было навести на мысль, что она утонула и никому бы не пришло в голову ее искать. Таким образом, Дурова не только обеспечила себе спокойствие во время службы в армии, но и практически отреклась от ребенка, «лишив» его матери.
Принято считать, что Елабуга является родиной Надежды Дуровой. А это не так. Родилась она где-то в Малороссии, а в Елабуге поселилась, выйдя в отставку. И прожила в нем больше 30 лет. И любила этот город всей своей суровой душой.
Местные музейщики с удовольствием расскажут много любопытных фактов из жизни этой неординарной елабужанки: и о ее боевых приключениях, и о ее встрече с императором Александром I (в фильме его «подменили» на фельдмаршала Кутузова), и знакомстве с самим Пушкиным, который выступил «продюсером» Дуровой, дав дорогу в жизнь тем самым «Запискам кавалерист-девицы».
В музее, расположенной в старинной провинциальной усадьбе XIX века, представлены личные вещи Дуровой, коллекции медалей кавалерист-девицы, монеты того времени, а также ее письма и книги. Но главное здесь, как, впрочем, и во всех музеях Елабуги – это атмосфера, идентичная той эпохе, о которой рассказывает музей. В данном случае, эпоха Надежды Дуровой. Елабужской кавалерист-девицы.
В портомойню за родниковой водой
В Елабуге в начале нашего столетия приняли решение увековечить прачечные. И правильно сделали: в старинном здании, в котором сейчас расположен музей «Портомойня», в девятнадцатом веке была самая настоящая общественная прачечная. Сюда приходили горожане для стирки и полоскания белья в чистой проточной воде.
Ни в одном путеводителе не уточняется, почему прачечные так странно назывались – портомойня. Не от слова ли «портки», которое было популярно в просторечье? Оказывается, нет. А от французского слова «порто», что и означает «одежда». Ну, а «мойня» и так понятна.
В елабужской «Портомойне» все «взаправду», ощущение, как будто прачки только что вышли отсюда с корзинами настиранного белья.
«Портомойня, или общественная прачечная, была воссоздана в старинном доме из бутового камня. В здание бывшей прачечной хорошо сохранились каменные полы и стены, деревянные перекрытия и печка для подогрева воды 1870 года выпуска. Во дворе музея был воссоздан каменный желоб для стока использованной воды из портомойни и символичные деревянные телеги с бочками», - читаем в музейном буклете.
Сейчас в музее можно лицезреть подлинный фрагмент деревянной трубы, по которой вода поступала в прачечную прямо из родника. Кстати, именно здесь вам напомнят, что один из первых водопроводов в России появился именно в Елабуге. И проект по созданию и запуску водопровода протежировал отец великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, который в 1883 году являлся «мэром» Елабуги – ее градоначальником.
Естественно, что в музее большая экспозиция, в которой в широком ассортименте представлен инвентарь портомойни: корзины для белья, деревянные чаны и корыта для воды, стиральные доски и разнообразные приспособления.
И, конечно, как у любой хозяйки, в портомойне того времени специальные полки отводились под моющие средства - это целый ряд разнообразного мыла (от хозяйственного до ароматного) со старинными этикетками производителей моющих средств. И, между прочим, некоторым экспонатам более ста лет.
В музее с вами поделятся рецептами мыловарения на домашней кухне, а также расскажут о средствах для сушки парадного платья.
Но это портомойня славится, помимо прочего, еще и тем, что сюда в 1941 году за чистой родниковой водой регулярно приходила сама Марина Цветаева, чей деревянный дом располагался напротив прачечной.
В котором, к слову, сегодня тоже музей – Марины Цветаевой.
В музей «под мухой»
Есть в Елабуге совсем уж необычный музей – по всем меркам уникальный. В котором можно не только познакомиться с историей, поглазеть на экспонаты и подивиться тем или иным фактам из глубины, что называется, веков – здесь можно плотно отобедать. Прямо в музее! Такого, утверждают его сотрудники, нет больше практически нигде – ни в Татарстане, ни даже во всей России. Еще бы: обед, совмещенный с экскурсией…
А в Елабуге этой затее отвели специальный музей – Музей-театр «Трактир».
«От остальных музейно-выставочных объектов Елабужского государственного музея-заповедника Музей-театр «Трактир» отличает его функциональная необычность, поскольку ничего подобного в Татарстане не существует, да и в России это большая редкость. Именно это придаёт «Трактиру» особую привлекательность — то, что он не только знакомит посетителей с убранством заведения общественного питания XIX века, но и с особенностями русской кухни. Это музей, в котором можно пообедать.
В интерьере «Трактира» можно увидеть старинные буфеты, посуду знаменитых фарфоровых заводов Кузнецова и Гарднера, тульские самовары, керосиновые лампы, крынки, горшки, бутыли, расшитые полотенца и многое другое. Все они начинали служить людям сто и более лет тому назад, а в наши дни сохраняют в себе очарование давно минувшей эпохи. Очень привлекательно выглядят предметы столовых сервизов кузнецовских мастеров», - читаем на сайте ЕГМЗ.
Но фарфор и прочая дорогая и ценная посуда уступают по почету, который музейщики отдают всего лишь одному предмету из стекла – рюмке, вместимость которой всего-то 10-15 грамм. Ибо эта рюмка – та самая знаменитая «муха».
Именно этой самой «мухе», попавшей в музей случайно – в дар от горожан - здесь отведена отдельная стеклянная витрина. Несмотря на свои размеры, «муха» не только породила известный фразеологизм («быть под мухой»), который пережил века, но и является символом развития на Руси точек общепита – трактиров.
Появлению в государстве русском такой рюмки, как «муха», мы обязаны Петру I.
Поездив по заграницам, посмотрев, как там у них обустроена жизнь и развивается частный бизнес, царь захотел того же и в своей стране. И повелел вместо кабаков (исключительно питейных заведений) развивать сеть трактиров. А трактир – это место, где можно не только выпить, но и поесть. А вот для того, чтобы в трактиры заманить публику, повелел Петр I первую рюмку водки подавать бесплатно – при условии, что гражданин еще и закуски закажет.
Трактирщиков, которые царский указ нарушить не смели, жаба все-таки душила – бесплатно водку разливать! И придумали они сделать размер этой первой рюмки таковым, что на бесплатном разливе не разоришься – всего-то 10-15 мл! есть поверье, что когда мужики увидели рюмку такой вместимости, то сказали, что ее не напиться, а «в ней только мухе утопиться»!
Посетители трактиров оказались не только острословами, но и совсем не дураками: распознав суть такой «мухи», придумали свой лайфхак: стали шастать по трактирам, где им первую рюмку наливали, в соответствие с царским указом, бесплатно. Так и были любители выпить – не сыты-пьяны, но «под мухой».
Сегодня в елабужском «Трактире» муху не подносят, естественно. На нее можно только любоваться. Но вот накормить дорогих гостей здесь готовы всегда. Еще и в особой атмосфере: в «Трктире» установлены «массивные деревянные столы и стулья с коваными элементами, за которыми обедают посетители. Туристы имеют возможность получить полноценный обед, истратив на это гораздо меньшую сумму, чем в других городских кафе и ресторанах. И в его меню есть, например, купеческие разносолы, куда входят солёная капуста, огурцы, помидоры, сельдь и печёный картофель, вареники «Русские», пельмени «По-екатеринински», блины «Мещанские», пирожки «Трактирные», настоянный на травах чай и многое другое», - читаем в аннотации к музейной экспозиции.
«Чистые пруды, застенчивые ивы…»
Очень уж слова из популярной песни подходят к этой красоте – Шишкинским прудам Елабуги.
Безусловно, можно много и восторженно говорить о том, что этот парковый ансамбль – главное место отдыха елабужан и одна из центральных туристических точек. Что здесь ярко и шумно в праздничные дни и, особенно, на Спасскую ярмарку. Что эта территория – традиционное место для торжественных городских мероприятий.
Но! Все-таки Шишкинские пруды особенно прекрасны в тишину. Здесь надо гулять и размышлять непременно о вечном, о таком, что греет душу и дает надежду. Здесь красота органично сливается с покоем, здесь поют птицы и журчит вода.
Да, эта точка есть на карте туриста, который пожаловал в Елабугу. Но на Шишкинские пруды нужно ехать отдельно, лучше в будний день, когда туристов мало, а горожане на работе.
Шишкинские пруды — это большая облагороженная территория на красивом и очень естественном берегу реки Тойма. Это огромный парк с ручьями и фонтанами, дорожками и мостиками, лавочками и беседками - всем тем, что настраивает на тихую приятную беседу, романтические мысли, невинные желания.
Шишкинские пруды получили свое название от своего «родоначальника», того, кто их придумал и создал - отец великого художника Ивана Шишкина.
Шишкин - старший был купцом. И, как всякий порядочный богатый человек того времени, очень много старался сделать для родной Елабуги и ее жителей. Он на свои деньги благоустраивал город, при этом обязательно заботился о сохранении исторической памяти, оберегая старинные дома и природный ландшафт.
Шишкинские пруды переживали самые разные времена. Даже приходили на долгие годы в полное запустение – в прошлом веке эта территория являлась диким лугом, напрочь заросшим высокой травой.
Восстановили эту красоту только к тысячелетию купеческого города – к 2007 году. И теперь это то самое место, в котором непременно нужно побывать.
Лучше один раз увидеть…
Писать о каждом музее Елабуги – занятие утомительное и неблагодарное. Все равно их лучше увидеть, чем о них читать. Но можно сказать смело, что, побывав в Елабуге, никто не остается к ней равнодушным. Здесь хорошо всем и каждому.
Например, можно погулять по «Чертовому городищу». Это - укрепленное поселение Древних Булгар, а теперь является природной достопримечательностью Елабуги и естественным памятником.
Здесь есть Покровская церковь, и памятник Дмитрию Стахееву, Петропавловское кладбище, где захоронена Марина Цветаева, мост молодоженов в парке «Тысячелетия» и многое другое.
Именно здесь жил Иван Шишкин и теперь есть его дом-музей. Здесь Мемориальный комплекс Марины Цветаевой, музей-мастерская декоративно прикладного искусства, где можно самим состряпать себе оберег: «конь-огонь» из лыка, «домовенка» из мешковины, куклу- «колокольчик» из ткани и так далее.
Не в Греции все есть – в Елабуге.
Только цифры:
- Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЕГМЗ) создан в 1989 году. На его охранной территории площадью 491,5 га расположен ансамбль комплексной застройки уездного города конца XVIII – начала XX веков, сохранившей особый колорит и единство архитектурного облика с великолепным природным местоположением. Внутренняя среда исторической части Елабуги отличается редкой цельностью благодаря единовременности формирования и большой работе по обеспечению сохранности, на протяжении 30 лет проводимой музеем-заповедником совместно с руководством города.
- В охранной зоне ЕГМЗ расположены 184 объекта культурного значения, из них: 6 – федерального значения, 106 – республиканского, 72 – местного.
- В имущественный комплекс музея-заповедника входит 31 здание и строение, в т.ч. 12 объектов культурного наследия, 2 из которых федерального значения, 10 – республиканского. Дирекция ЕГМЗ расположена в здании ОКН республиканского значения «Усадьба купца А.Г. Тарасова – 1868 г.; нач. ХХ в.» по адресу: г. Елабуга, ул. Гассара, 9.
В Елабуге открыты 16 музейно-выставочных объектов:
- Историко-археологический комплекс «Елабужское («Чертово») городище» (ОКН федерального значения);
- Мемориальный дом-музей И.И. Шишкина (ОКН федерального значения);
- Музей-усадьба Н.А. Дуровой (ОКН федерального значения);
- Музей уездной медицины имени В.М. Бехтерева;
- Литературный музей М.И. Цветаевой;
- Дом памяти М.И. Цветаевой;
- Музей «Портомойня»;
- Библиотека Серебряного века с электронным читальным залом Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина;
- Музей истории города;
- Музей Памяти;
- Музей-мастерская декоративно-прикладного искусства;
- Интерактивные мастерские;
- Выставочный зал;
- Музей современного этноискусства;
- Музей-театр «Трактир»;
- Музейный магазин «Художественный салон» с Музейной кофейней.
- ЕГМЗ осуществляет уход за территорией исторического Троицкого кладбища с могилой Н.А. Дуровой (объект культурного наследия федерального значения), Петропавловского кладбища с могилой М.И. Цветаевой (ОКН федерального значения), историко-археологического комплекса «Елабужское городище» (ОКН федерального значения), захоронениями немецких, австро-венгерских и японских военнопленных, находящихся в охранной зоне ЕГМЗ и исторической части Елабуги.
Фондовые коллекции Елабужского государственного музея-заповедника насчитывают более 66 000 предметов. Ее украшениями являются подлинные работы знаменитого живописца И.И. Шишкина (в том числе его самая ранняя картина «Жатва»); локон волос и записная книжка великого поэта М.И. Цветаевой; археологические находки, датирующие 1000-летний возраст Елабуги; предметы, найденные во время раскопок на объекте культурного наследия федерального значения «Ананьинский могильник»; большая коллекция полотен участников арт-проектов, проходящих в Елабуге; значительное собрание изделий мастеров-участников Всероссийской Спасской ярмарки; знаменитая рюмка «муха» – прототип брендового сувенира «Елабужская муха».
- Ежегодно Елабужский государственный музей-заповедник:
- проводит 15 000 экскурсий;
- принимает около 150 теплоходов.
- Общее число посещений музейно-выставочных объектов ЕГМЗ превышает 500 000 человек.
(Редакция журнала «Идель» благодарит пресс-секретаря ЕГМЗ Евгению Поликарпову за предоставленные материалы и помощь в подготовке публикации).
Теги: елабуга, музеи, история
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев