Логотип Идель
Время

Казанский рэп-баттл. Эпоха возрождения

Когда-то все сходили с ума, слушая рэперов 50 Cent’а и Эминема, сейчас рэп-культура трансформировалась из полуподпольной андеграундной субкультурной музыки в мейнстрим. В тренд попал и татарский хип-хоп. У нас в республике есть даже свои баттл-лиги, с представителями которых нам удалось пообщаться.

Когда-то все сходили с ума, слушая рэперов 50 Cent’а и Эминема, сейчас рэп-культура трансформировалась из полуподпольной андеграундной субкультурной музыки в мейнстрим. В тренд попал и татарский хип-хоп. У нас в республике есть даже свои баттл-лиги, с представителями которых нам удалось пообщаться.


Россия знает многих молодых рэп-исполнителей из Татарстана, ставших известными за пределами республики. Например, артист лейбла Black Star – Slava Slame. Или Альберт Нурминский – российский хип-хоп исполнитель из Татарстана. Здесь можно вспомнить и Тимати, который вырос в еврейско-татарской семье. Музыка этих артистов сейчас в чартах всех музыкальных площадок страны. Только клип Нурминского на трек «Валим» набрал на YouTube 114 миллионов просмотров.

А в республике появляется все больше новых музыкантов, которые популяризируют хип-хоп культуру, причем не только через русский рэп, но и через тексты на татарском языке. Тот же самый казанский исполнитель Enaecash перепел песню Габдуллы Тукая «Туган тел» в стиле хип-хоп. А уж «Әпипә» не перепел сегодня только ленивый. Самая известная народная татарская песня стала хитом в творчестве сразу нескольких современных певцов. И все чаще с такими произведениями рэпперы выходят на творческие поединки – рэп-баттлы (тренд хип-хопа, основанный на словесном сражении двух или более MC – прим. ред.). 

К слову, сегодня очевидна тенденция возвращения популярности площадкам для проведения баттлов, так как рэп-индустрия набирает обороты, появляется больше артистов, контента, растет интерес к ним. В определенный период рэп-баттлы были чрезвычайно популярны у молодежи: такие площадки собирали огромное количество и представителей этой культуры, и их почитателей. Однако со временем площадки для проведения рэп-поединков стали закрываться. Но с недавних пор казанские энтузиасты от рэп-культуры взялись за возрождение этого направления. И у этих энтузиастов есть конкретные имена.

Кто и как делает рэп-баттлы в Казани

 Возрождение культуры рэп-баттлов в Казани принадлежит Kasp1Y и З. В 2017 г. они основали одну из главных площадок – INDE-battle, который сегодня является единственной татарской лигой. Они и рассказали о хип-хоп индустрии в Татарстане. 

Шарапов Рамиль Ринатович – 23 года, организатор рэп-баттлов в Татарстане, основатель INDE-battle, выступает под псевдонимом Kasp1Y. Родился в поселке Васильево, вырос в городе Зеленодольске. Окончил в 2019 г. КНИТУ КАИ, по образованию – инженер-технолог по композитным материалам. 

 

 – О существовании рэп-баттлов я узнал еще в 2014 году. Тогда я особо не был впечатлен, поскольку их формат показался примитивным, у исполнителей в приоритетах были шутки, что называется, ниже пояса. Мне такое не нравилось. Спустя несколько лет наткнулся на баттл «Млечного» против «Narec'а», и меня это заинтересовало. Особенно то, как рэперы «играют» с подачей, техникой, флоу (интонационный строй читки рэпа – прим. ред.). При этом они используют в своем тексте интересные шутки. Так я постепенно начал вникать в эту культуру и следить за популярными баттлами.

Сам начал увлекаться рэпом в 2017 году, участвовал в баттлах, затем стал писать тексты. Не могу сказать, что у рэпера должен быть какой-то особенный талант, но в нашем деле точно не помешает начитанность. Самое главное, чтобы было, о чем сказать публике, иначе текст не пойдет.

В Казани баттлы были популярны в 2017-2019 годах. Тогда было несколько лиг, каждая из которых старалась показать свое превосходство над остальными. Самые известные на то время лиги – это OTG, DOPE, ROUNDKAZAN. BLACK BARS. Именно в эти годы в Казани и был пик популярности рэп-баттлов: стабильно каждый месяц или каждые две недели проводились эвенты (рэп-вечера). Однако с течением времени все площадки друг за другом начали закрываться, и в мае 2019 года баттл-рэп в Казани полностью исчез. 

До появления нашей площадки многие думали, что баттлы в Казань больше никогда не вернутся. У людей были причины полагать, что все так и сложится, поскольку в 2019 году закрылись последние три площадки. В это время мы с моим коллегой – рэпером З. задумались о своем проекте. Мы начали активно продумывать детали, чтобы вновь вернуть былой ажиотаж казанских рэп-баттлов.  Появилась идея сделать турнир самых сильных представителей Казани со всех лиг. Но для его старта нужен был промо-эвент, чтобы люди имели понимание, что представляет собой наша площадка.

Для самого техничного BPM были выбраны лучшие battle MC этого жанра на тот момент – Barakoganja и Golden Lego Bionicle. Когда с участниками определились, мы начали думать о месте проведения эвента. Было несколько вариантов, но мы остановились на Фабрике Алафузова. Также нужно было решить вопросом с видеографом. Причем у нас была арендованная камера, на которую мы и снимали. Вопрос звука тоже был актуальным: микрофоны нам выдали на Фабрике, а звук с акапельных баттлов был записан на микрофон-пушку у главного оператора.

К промо-эвентам наша команда подошла основательно: подготовили трейлер, сделали афишу, заказали рекламу в социальных сетях и провели конкурсы с репостами. Плюс ко всему мы попросили у казанских известных рэперов записать видеоприглашение на наше мероприятие. В нем приняли участие I-RON, Коснарт, О'БЕЗ'Б[Э], LUXURY MURDER, Белошвака, HeadShot.

Самый первый баттл прошел очень эпично. 

За отопление в помещении отвечала огромная печь, однако она не оправдала наших ожиданий, сломавшись прямо во время баттла. И всем пришлось перебазироваться на улицу, где развели большой костер, возле которого не просто все грелись, но и проходил сам поединок. Звук, к слову, тоже оставлял желать лучшего. Но других вариантов не было. Это мероприятие далось нам с трудом. Но вот так, потихоньку мы начали возрождать казанские баттлы и объединять всех представителей.

В то время мы только начинали. Но уже тогда понимали, сколько работы нам еще предстоит, хотя были готовы ко всему и шаг за шагом стали продвигать Казань на карту баттлов России.

Название для своего проекта мы придумывали очень долго. Собирались всей командой. Хотелось, чтобы в названии фигурировало всем известное татарское слово, при этом сохранялась серьезность. Преодолев несколько десятков неудачных попыток придумали «INDE-battle». Слово «Инде» мы написали в английской раскладке, посчитав это хорошей игрой слов, и при всем этом, если вглядеться в логотип, то можно увидеть и третий смысл в названии– «In The Batlle», то есть «на баттле».

На проект мы затрачиваемся основательно. Первое время вкладывали очень много средств из собственного кармана и уходили при этом в огромный минус. Мы всегда хотели сделать наш проект качественным, с хорошим звуком, картинкой, обложкой. И все это стоит немалых денег. Пока эти два года мы все это вывозим, однако не знаю, как сложится в будущем. Спонсоры нам бы, точно, не помешали.

Задачей рэп-баттлов, как известно, является демонстрация своего доминирования в словесной форме над оппонентом или сразу несколькими оппонентами. Кто-то проявляет свое остроумие, кто-то высмеивает соперника, а кто-то и вовсе грамотно применяет информацию про своего визави и умело использует ее.

Отбор на баттлы у нас идет в два этапа. 

Сначала мы просим сдать свои заявки на предстоящий турнир. Обычно это минутное видео с презентацией своих рэп-навыков в текстовой составляющей в совокупности с формой подачи своей творческой идеи. Затем из всех заявок мы отбираем лучшие и приступаем ко второму этапу, где устраиваем полноценные отборочные баттлы, наблюдаем, как участники проявят себя вживую. И только после этого этапа набираем ограниченное число участников для турнира. Конечно, бывают исключения: когда мы знаем какого-либо участника лично и уверены в нем, тогда мы не требуем от него заявки. Однако в этом случае такому участнику мы можем предоставить только Main Event – внетурнирный баттл. 

На данный момент у нас полная свобода действий. Темы для будущих баттлов мы еще не задавали, пока думаем над этим. Возможно, в будущем придумаем новый интересный формат, где будет определенная тематика.

За чемпионство в турнире мы даем денежный приз – 10 000 рублей. Также участнику, выступившему на встрече лучше всех в своем формате, мы платим от 500 до 1000 рублей.

В Казани проблема с рэп индустрией в том, что почти все рэперы «тусуются» по отдельности, своими компаниями, нет полноценной общности. Однако мы также стараемся решить этот вопрос: ходим на разные фестивали и знакомимся с новыми рэперами, заодно приглашая их к нам на баттлы.

Самое сложное в рэпе – не выгореть. Иногда бывает, что спустя долгое время начинаешь замечать отсутствие того самого запала, который был в самом начале. В такие моменты опускаются руки, хочется сдаться, но здесь главное взять паузу и вернуться с новыми силами.

Мой топ рэперов составляют, в основном, местные исполнители – это «s10» и «I-RON».

Насчет татарского языка в баттлах. Мы его внедряем, и еще как! У нас на баттлах в первое время было очень много шуток с национальным колоритом, почти все пытались остроумно совместить татарский и русский язык. Тот же баттл Минниханова и Грозного – у Минниханова добротная часть текста полностью на татарском.

 Баттл Минниханова и Грозного мы проводили 31 октября 2020 года на тематической встрече Хэллоуин. Мы долго думали, какую можно было бы составить пару, и самым очевидным стало данное столкновение.

Два организатора, Рамиль (Минниханов) и Игорь (это я, так же З., так же Иван Грозный) решили договориться и сделать шуточный баттл. Помимо того, что это первый казанский баттл, где отыгрывались исторические роли, мы еще и постарались сделать баттл без мата. Небольшой спойлер: не совсем получилось, пару слов я допустил по причине острого волнения.

Такое сражение вышло экспериментальным, вызвало множество споров именно из-за качества выступлений. Сам феномен театральных баттлов не особо понравился нашей публике, но в целом сражение вышло более чем интересное.

Текст, подача, флоу, вайб (расшифровка – прим. ред.), динамика в выступлении и наличие панчлайнов 

 Рэп словарь:

Панчлайн – ударная строка

Флоу – собственный стиль повествования МС

Мэн – мужик

Чувак – обычное обращение к человеку

Вайб – атмосфера мероприятия

Для текстовой составляющей нужно стараться всесторонне развиваться, чтобы иметь богатое воображение и словарный запас, а для подачи и техники желательно постоянно репетировать сложные тексты, чтобы научиться их выговаривать без ошибок. Со временем начнут приходить собственные раскладки.

О рэперах, как и об исполнителях в других жанрах, существует множество стереотипов. Главный из них, наверное, что все рэперы курят и употребляют наркотики. Скажу от себя: я категорически против наркотиков, а общаясь со многими рэперами, могу с уверенностью заявить, что очень маленький процент ребят действительно это употребляет.

Принято считать, что соперники в рэп-баттлах недолюбливают друг друга, потому так остро и говорят о своем визави. Но это совсем не обязательно. Наоборот, довольно часто крутой баттл получается именно у симпатизирующих друг другу оппонентов. Однако если в баттле есть конфликт, наблюдать за ним становится намного интереснее. В первом сезоне, например, у нас был участник, который шел против всех, и каждый его баттл был особенно интересным, поскольку он был очень агрессивным.

Поэтому добрым рэпером быть вполне возможно. На моей памяти по-настоящему злых battle MC не так уж и много. Быть может, в Америке дело обстоит иначе, но в России не часто с этим встречаешься. Большинство доброжелательное.

У нас грандиозные планы на наш проект: мы хотим устроить масштабный турнир по всем городам России, а также внедрить новые интересные форматы в свой INDE-battle.

 «Когда-то рэп неразрывно ассоциировали с подземкой»

 Игорь Ластецкий (певдоним – З.) – 22 года, родился и вырос в Уфе, один из основателей INDE-battle, учится в Казанском государственном институте культуры по специальности «Менеджмент социально-культурной деятельности». 

 

–  Я с детства интересуюсь культурой и примерно с 17 лет начал активно следить за ключевыми баттл-площадками Казани. После двух лет регулярных посещений живых мероприятий с рэп-баттлами мне не просто резко захотелось самому выступить со своими текстами, а стать одним из лучших рэп-исполнителей. Три года назад я отсылал заявки всем площадкам, но они стали поочерёдно закрываться в 2019 году.

Идея открыть площадку INDE-battle пришла с пониманием того, что новые площадки могут просто не появиться, а желание выступить у меня не пропадало. 

Я всеми силами поддерживал казанские баттлы, создавал даже отдельное СМИ в социальных сетях – «Баттловый вестник Казани», посвященный площадкам и участникам, я собрал информацию о казанском баттл-рэпе и его представителях, обозревал их достижения, по итогам писал статьи. К сожалению, этого оказалось мало, и совместно с Рамилем Шараповым (Kasp1Y), который также хотел видеть новые сражения и себя в них, решили с нуля организовать турнир лучших исполнителей в Казани. Сейчас нашу площадку отличает наличие баттлов под биты, качество съемки, звука и дизайна, которые мы внедрили даже в нашу продукцию – браслеты, футболки и power bank с нашим логотипом.

Мы – самая просматриваемая лига Казани, которая смогла провести целых три сезона и заявить о себе на российском уровне. Рэп популярен везде и массово, потому что он видоизменяется и регулярно открывает в себе что-то новое. Когда-то рэп неразрывно ассоциировали с подземкой, сейчас – с баттлами и новой школой. 

Татарстан не отстает от всего этого, у нас даже проводятся рэп-фесты и концерты. Баттлы в том виде, в котором мы их проводим до сих пор, появились в России в 2012-2013 гг., когда как раз в центре Казани организовалась баттл-площадка Veni Vidi Vici. 

У меня есть свои любимые рэп-исполнители. Среди лучших баттл-рэперов могу выделить Hack.exe, Гачи Мученика и Джекерда. Они одни из немногих, кто выступает на уровне высших площадок по России.

Рэп для меня – это INDE-battle. Площадка, которую я создал с командой, чтобы помочь себе и другим самовыражаться. Я никогда не был фанатом рэпа, но мне нравится возможность отчитывать и побеждать неугодных мне людей словом.

Темы-табу на рэп-баттлах

Есть запретные в баттлах темы. Для каждой площадки они свои. Их участники обсуждают заранее, чтобы не было острых межличностных конфликтов. Для всего остального баттлы предоставляют свободу слова. Отдельным вопросом является личная политика каждой площадки, которая может допустить запрет на публикацию исключительно тех материалов, которые впоследствии будут препятствовать проведению баттлов. Например, слова, попадающие под определение экстремизма.

Такие прецеденты редкость, а в Татарстане такого и вовсе никогда не было.

 

Теги: рэп-баттлы, казанская музыка, хип-хоп исполнители, творчество, культура

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев