Логотип Идель
Время

Место силы. Все дороги ведут в «Урам»

Экстрим-парк «Урам» – площадка для самовыражения, серьезных тренировок, активного отдыха и, главное, хорошей компании. Здесь тренируются чемпионы, представляющие Татарстан на международном уровне. Экстремальщики считают его местом силы.

Экстрим-парк «Урам» – площадка для самовыражения, серьезных тренировок, активного отдыха и, главное, хорошей компании. Здесь тренируются чемпионы, представляющие Татарстан на международном уровне. Экстремальщики считают его местом силы.

 Парк для статуса


Парк «выстрелил» в прошлом году. Именно с 2020 г. начинается «освоение» экстремалами новой территории.  

Разработчики новой для Казани и республики концепции по организации досуга молодежи учли, кажется, все направления, которые активно осваивает молодежь: воркаут, паркур, скейтбродинг, BMX, диджеинг и др. То, что раньше считалось маргинальным, теперь не просто часть большого официального проекта по благоустройству набережной Казанки, но и престижное занятие.

Парк «Урам» – не просто красивая инфраструктура. Это место, наполненное активной жизнью. Здесь регулярно проходят культурные мероприятия, снимаются музыкальные клипы и реклама. Парк открыт для всех, любой находит здесь возможность для самовыражения. Сюда приходят семьи с детьми, туристы, опытные и не очень спортсмены и экстремалы.

А вообще, принято считать, что экстрим-парк «Урам» укрепляет статус Казани как спортивной столицы России.

 То ли еще будет!

«Урам» – парк без границ. Он не имеет определённого входа, а попасть туда можно со стороны Кремлёвской набережной и со стороны парка Горького.

Он разделен на восемь зон. А первое, что видит всяк сюда входящий, – монолитная железобетонная конструкция, на которой несколько детишек обезьянками вскарабкиваются на различные части объекта. Это, как поясняет табличка, «Паркур»: площадка имитирует городской ландшафт, а для выполнения трюков здесь есть стенки, перила, перекладины. Для любителей турников рядом расположена воркаут-зона, где можно сделать пару подходов на брусьях или выход силой.

Стритбольный парк виден издалека благодаря своей оригинальной окраске: он выполнен в апельсиновых, лавандовых и серых оттенках.

Несмотря на то, что парк состоит из шести площадок для игры 3x3, две из них можно объединить в полноценное пространство для игры в баскетбол. С мячом можно поиграть и в футбол: для этого здесь есть два полноформатных поля и три поля для мини-футбола.

Главная достопримечательность и «фотозона» парка – бетонная петля – своеобразная дверь в скейт-парк. Зона подойдет для катания на роликах, скейтбордах, самокатах и велосипедах. Здесь есть пул («осушенный бассейн») и уличная плаза – имитация городской среды с лестницами, перилами, скатами.

Слева от скейт-парка располагается большой памп-трек – трасса, состоящая из волнообразных кочек и виражей, где можно разгоняться, не крутя педали. А если вы новичок или ребенок, то лучше пока повременить и покататься по малому памп-треку рядом. 

Самое волнующее в «Ураме» – тренинг зона и эйр-парк, где можно делать различные по сложности трюки в воздухе. Первая зона покрыта мягкими матами и пластиком для смягчения удара во время падения. Эйр-парк же – зона повышенной сложности, рассчитанная на максимальную продолжительность полета и высоту прыжка.

«Урам» имеет и крытую часть, однако там до сих пор идёт строительство. «Основой для здания стали три опорные точки – спорт, семья и молодежь. Для всех них в крытом экстрим-парке будут созданы специальные площадки. Внутри здания появятся скейт-парк, лекторий, танцевальный зал, школа диджеинга, кафе, прокат, а также многофункциональное фойе, где могут проходить культурные мероприятия. 

В сезоне 2021 г. экстрим-парк также станет площадкой для проведения масштабных фестивалей, всероссийских и международных соревнований, среди которых День молодежи, Международный турнир по брейкингу и уличному искусству COMBOnation , Чемпионат РТ по баскетболу 3х3 и другие. Более того, на территории парка летом будут запущены регулярные мастер-классы по паркуру, танцевальные джемы, турниры по стритболу в рамках Лиги УРАМ Татарстан 3х3». Об этом нам рассказали в Министерстве по делам молодежи Татарстана.

Все познается через боль

Сейчас парк «Урам» во власти профессиональных спортсменов. BMX-райдер (велосипедный мотокросс – ред.), 23-летний Джамиль Ахметзянов представляет Татарстан на всероссийских соревнованиях. Он уверяет: теперь ему без скейт-парка жизни нет. Джамиль, к слову, был одним из тех, кто принимал участие в возведении казанского экстрим-парка, пока единственного в России.

Джамиль: 

В конце 2011 г. я приобрел свой первый велик, а уже усиленно кататься начал весной 2012. Как и большинство людей, пришел к этому элементарно. Как-то, возвращаясь из школы, я увидел во дворе своего друга детства на каком-то классном велике. Мне показалось, это прикольно выглядит, и взял покататься. И всё – загорелся. Стал спрашивать у родителей насчет покупки велика, а они поставили мне условие: «Четверть без троек закрываешь, и мы его покупаем». Так и появился у меня первый велосипед. Когда я начинал кататься, к сожалению, в Казани был только один скейт-парк, и тот в плачевном состоянии. Он находился на парковке спорткомплекса «Ватан», рядом с парком Победы. Я был очень юным, и было проблематично туда добираться самостоятельно. Я, естественно, в скейт-парк не ездил, катался по улице: по ступенькам, подкатам. За первый год катания мало чему научился.

Страха не было, а было огромное желание постоянно пробовать что-то новое. Конечно, коленки разбивались, были ссадины, потому что не было никакой защиты: учился-то всему самостоятельно, никто и не говорил, что нужно надевать защиту, хотя бы шлем. Поэтому сначала все познавалось через боль. Сейчас страх бывает, потому что стал взрослее – умнее. И теперь сначала думаешь, а потом делаешь. Велосипед – это не просто транспортное средство. Это твои руки и ноги, это продолжение тебя.

Когда человек катается на скейтборде, велике, самокате, он подвергает себя риску, и в этот момент у него выделяется адреналин. Я именно этим объясняю себе такую привязанность к маленькому велосипеду. Есть некая адреналиновая зависимость: когда у тебя что-то получается, испытываешь чувство эфйории. Поэтому я так сильно люблю это дело, а не конкретно какой-то трюк.

Я не хочу думать о том, есть ли в моем спорте ограничения по возрасту. Но есть крутой спортсмен, на которого я пытаюсь равняться, – Райан Найквист. Это тренер сборной Америки по BMX-фристайлу, ему сейчас 41. Он катается лучше меня в несколько раз, великолепно делает трюки. А со здоровьем у него всё хорошо, так как он использует правильный подход к катанию на протяжении многих лет. Или, например, Тони Хоук – скейтбордист, звезда в Америке. В честь него даже создали компьютерную игру Tony Hawk, она была очень популярна в 2000-х годах. Ему сейчас 53 года, и он тоже до сих пор катается. Часто дает интервью и даже свой бренд обуви и скейтбордов выпускает. В общем, пока нет примеров, когда из-за возраста человек уходит из нашего спорта. Скейтбординг, BMX популярны среди молодежи, а сейчас особенно. Это не просто какая-то развлекаловка, а официальный вид спорта, который недавно признали олимпийскими, а в этом году он будет представлен на олимпиаде в Токио. Значит, после олимпиады будет очередной всплеск интереса, а это значит, что понадобятся кадры, тренеры, школы и т.д.

Любой человек может сделать любой трюк, просто кто-то больше боится, кто-то менее в себе уверен, а кто-то, наоборот, слишком уверен, но при этом не задумывается о технике. Когда у меня что-то не получается, есть два варианта: либо я оставляю это дело на потом, либо начинаю анализировать, пытаюсь себя мотивировать: ты всё можешь, просто нужно сделать по-другому. Чаще всего трюки мы снимаем на видео и потом анализируем.

Так как все в этот вид спорта приходят самостоятельно, то чаще всего не понимают, как правильно нужно все делать. Поэтому прыгают, пробуют делать все сразу – то, что им еще не под силу. Ну, и получают травму. Профессиональные же спортсмены травмируются по другим причинам – вследствие неправильно выполненного сложного трюка.

С чего вообще начался «Урам»? Это объединение различных уличных молодежных сообществ: брейк, диджеинг, паркур, воркаут, скейтбординг, BMX, самокат, майнтинг байк и всё подобное. Появилось такое сообщество – «Урам», означающее в переводе с татарского «улица». Это не какая-то юридическая или коммерческая компания, это люди, объединенные идеей. В 2018 г. разделили Министерство по делам молодежи, спорту и туризму на минспорт и на минмол. Последний и забрал под свое крыло всю уличную молодежь. До этого в республике ничего не делалось для развития BMX и экстремальных видов спорта. И вот здесь, когда к нам пришли чиновники из минмола, произошло наше объединение. Мы сказали, что у нас нет места, где мы могли бы развиваться, творить, кайфовать и т.д. Они, в свою очередь, рассказали об этом Президенту. Так минмол стал некой платформой, с которой мы смогли сказать, что нам нужно.

Я не принимал участия в строительстве парка, то есть руками ничего не делал. Но я непосредственно знаком с одним из основателей строительной компании парка Василием Борисенко. Он считается одним из первых BMX-райдеров в нашей стране, который начал кататься в 90-х годах. Конечно, сейчас он уже не катается, но строит места для этого. Когда я узнал, что им отдают это дело, сразу списался с ним. Вместе мы проектировали некоторые зоны, например деревянный скейт-парк – эйр-парк с тренинг зоной и бетонный бассейн с фигурами – боул называется. Для некоторых зон тоже идеи вбрасывал.

Я чувствую себя прорайдером по нескольким причинам. Во-первых, я уже девятый год этим занимаюсь, а с 2017 г. представляю Татарстан на разных соревнованиях.  Теперь я катаюсь не просто для себя. Я принимал участие в разных чемпионатах: в чемпионатах на первенство страны, в чемпионате республики, всероссийские несколько раз проходил. Но тут важно понимать, что я сейчас говорю про официальные соревнования, которые идут от Министерства спорта России. Так как BMX и другие экстремальные виды спорта были не официальными, то все самые крупные крутые соревнования и проходили неофициально: различные фестивали, показательные выступления, коммерческие соревнования. В официальных соревнованиях выявляется самый сильный спортсмен в стране, затем он получает это звание, или ему дают мастера спорта, кандидата, или он попадает в сборную. А в неофициальных ты бьешься за какой-то призовой фонд или классный приз. Раньше все экстремалы зарабатывали исключительно на соревнованиях, потому что они почти все имели призовой фонд. Если ты, например, попадаешь в тройку, тебе отстегивали «котлету» или какие-то спонсорские призы. А сейчас по-другому: за тебя платит регион или государство.  

Я бы очень хотел, чтобы парк «Урам» стал тиражируемым объектом, чтобы не только у нас в Казани такое появлялось, а вообще в каждом городе республики была экстремальная площадка. Экстремальные виды спорта – крайне популярные среди молодежи развлечения или увлечения. Также я бы хотел, чтобы именно в Татарстане были сильнейшие спортсмены. На данный момент так и есть: сильнейший спортсмен страны Ирик Ризаев из Казани. Он, скорее всего, будет представлять Россию на первой олимпиаде. Казань неизбежно будет центром экстремальных видов спорта в ближайшие несколько лет, потому что подобного объекта пока нигде в стране нет.

BMX – это образ жизни. Это не просто велик, на котором я езжу, делаю трюки или отдыхаю. Почти всё мое окружение, друзья, знакомые – все так или иначе связаны с экстремальными видами спорта, с BMX, со строительством площадок для этих видов спорта, организационной работой. И чуть меньше половины своей сознательной жизни я уделил этому велосипеду. А потому это уже неотъемлемая часть меня.

Теги: парк урам, минмол рт, молодежь, лето, отдых

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев