Логотип Идель
Время

От станции «Свияжск» до пристани «Маевка»

Помимо учебы, других разных внеаудиторных занятий (концерты, соревнования, собрания) студенты журфака Казанского университета любят путешествовать по Волге. Это им удается как минимум дважды в год. И дело тут, думаю, не столько в тяге к матушке-природе, сколько в удовлетворении потребности пообщаться друг с другом в нерабочее время.

Май, день печати, скоро сессия

«Когда поедем на маевку?» Этот вопрос у нас начинают задавать в начале февраля. Ответ «видимо, в мае» мало кого устраивает. Понимаю я этих ребят: длинные пары, скучные учебники, бесконечная редакционная практика заставляют мечтать. Мечтать о лете или хотя бы о предсессионных днях, когда уже тепло, учиться не хочется, а до экзаменов еще есть время.

В рабочие будни не успеваешь оглянуться, как наступает пора зачетов. Май – сложный месяц и для студентов, и для преподавателей: контрольные, подведение итогов по дисциплинам, академические рейтинги, защиты дипломов... А тут еще и профессиональных праздников ряд: день выхода первого номера газеты «Правда» (5 мая), день радио (7 мая), день трансляции первой в мире телепередачи (9 мая), день татарстанской печати (19 мая). В общем, соблазнов-поводов для веселья хватает. Грех не отметить! Тем более, что впереди месяц контроля знаний под страшным названием «сессия».

Первый массовый выезд на природу на журфаке Казанского университета состоялся в конце шестидесятых годов. Студенты и преподаватели садились в электричку, добирались до «семсотки», разбивали лагерь на лесной поляне. Устраивали различные конкурсы, играли в футбол, волейбол, шутили, веселились, пели под гитару. Со временем инициатива переросла в традицию. Поездки помогали лучше узнать друг друга, на время преодолеть дистанцию между студентом и преподавателем. Спросите выпускников 1970-80-х годов: уверен, они до сих пор с теплотой вспоминают те дни.

В «лихие» девяностые традиция ушла. Кто-то ходил в походы, но массовые выезды были от случая к случаю, да и то по инициативе студентов. Раифа, Свияжск, Студенец, Нижний Услон – маршруты знакомые. Культурной программы не было – разбивали палатку, организовывали стол...

В середине 2000-х молодые преподаватели кафедры журналистики решили возродить традицию совместных со студентами поездок. Выбрали третье воскресенье мая: занятий нет, тепло, День печати Татарстана скоро. Думали над маршрутом, но оригинального ничего не нашли. Кинули по группам клич: «17 мая, 7.30, сбор в речном порту возле пригородных касс. Кому не спится – ждем!».

Первым пришел старший преподаватель кафедры журналистики Юрий Фролов – бессменный участник почти всех массовых студенческих журналистских выездов. Он принес раритет – флаг с изображением воробья и пословицей-назиданием: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Полотнище еще первую маевку помнит. За Фроловым пришло еще человек тридцать-сорок, включая в то время завкафедрой журналистики Светлану Шайхитдинову. Мы отправились на теплоходе в Печищи (Верхнеуслонский район), откуда днем после подвижных игр и походного обеда ушли на пляж Верхнего Услона. Искупавшись, позагорав, вдоволь напевшись под гитару, последним рейсом мы вернулись в Казань. Все надеялись на продолжение, договаривались «сплавать куда-нибудь» тем же составом после сессии, но, как часто бывает у журналистов, так и не собрались.

Гипс на счастье

У студентов память хорошая. На следующий год в марте они мне заявили:

– Хотим на маевку!

Если так, то надо ехать. Дождавшись Дня печати Татарстана (19 мая), собрались инициативной группой (участие в маевке добровольное) – не более тридцати пяти человек. Речпорт, Волга, Печищи, горы, футбол. Программу решили разнообразить конкурсами, в которых преподаватели участвовали наряду со студентами. Вы давно играли в «испорченный телефон»? Похоже, именно для журналистов эта игра придумана. Сможете пронести во рту ложку с яйцом метров так пятьдесят? Надо не просто не уронить яйцо, но и соперника победить. Ведение мяча по-баскетбольному только на первый взгляд кажется легким: правый волжский берег крутой и, разогнавшись, вы рискуете пустить мяч по склонам прямо в реку и больше его не найти.

А этого вам никто не простит.

Наша маевка веселая, поэтому даже проигравшие всегда получают небольшие призы: карманный фонарик, свисток, яблоко, блокноты, ручки, брелоки. Важно весь день сохранять хорошее настроение. И флаг яркого цвета все с тем же актуальным напоминанием «Слово – не воробей...», который мы поднимаем, как только разбиваем лагерь, напоминает о том, что с грустью нам не по пути.

Да и какая может быть грусть, если начинается футбол? К примеру, для меня это – самая главная часть поездки. Играем мы все на любительском уровне, но какие страсти кипят на поле! Парней на журфаке всегда очень мало, поэтому берем в команды и девушек. С ними не просто веселее, они придают ножному мячу что-то новое. Что именно? Не могу сказать, просто чувствую это во время соревнования. Правила соблюдаем, но они иногда нарушаются…

– Футбол – возможность выплеснуть накопленные за неделю учебы эмоции, – сказал мне как-то спортивный организатор, и через полминуты забил гол вратарю-преподавателю.

Во время игры никто себя не жалеет. За несколько лет возрожденной маевки без различных повреждений не обходилось. Кому случайно по пальцу достанется, кому по ноге... Мы же не профессионалы, разминке должного внимания не уделяем. Эмоций много, обиды тоже случаются – все хотят победить. Самый серьезный случай: одному из студентов в порыве борьбы сильно травмировали левую ногу. Но он, несмотря на боль и просьбы зрителей уйти с поля, продолжил игру. Минут через пять ему (не нарочно, конечно) «сломали» и вторую ногу. Травма была настолько серьезной, что в Казани парню сделали три операции. С тех пор мы «страхуемся»: берем с собой жидкий гипс, который можно оперативно наложить на перелом. Покупая каждый раз накануне поездки, года три уже возим его с собой. Слава Богу, ни разу не пригодился. Похоже, нам продают счастливый гипс.

Как приятно после игры снова вернуться к походному столу! Спасибо девушкам – тем, кто и за футболом успевает следить, и обед из сумок доставать. Оставшееся время мы проводим за разговорами об учебе, жизни, концертах и т.д. Это часы искренности, единения «перваков» и старшекурсников, студентов и преподавателей, возможность лучше узнать друг друга.

Несколько последних лет место нашей маевки – поляна на горе рядом с населенным пунктом Рудник (Верхнеуслонский район). Выяснилось, что студентам нравится романтика речных путешествий. Теперь мы два часа добираемся на теплоходе, поднимаемся на гору. Вот где живописные места! Виды на остров Свияжск, город Зеленодольск, на горизонте – Чувашия. Потрясающе! Столько простора! И еще: случается, что из Казани нас провожает дождь. Но как только приезжаем на место, всегда проглядывает солнышко и теплеет. Святое место!

Так было и на маевке-2018, прямую трансляцию которой мы вели в социальных сетях и на YouTube. Журналисты мы или нет, в конце концов?

Это мой Свияжск, а это – твой

Еще одна традиция: в начале сентября везти первокурсников на посвящение в Свияжск. Даем молодым неделю на адаптацию в университете и тоже воскресным утром собираем в речном порту. Стопроцентной явки не требуем – все добровольно. Обычно приходят человек 25–30.

В первые дни учебы не все еще друг друга знают (тем более студенты из разных групп), поэтому случаются забавные диалоги.

В этом году, как обычно, стою возле пригородных касс – встречаю студентов. Вижу знакомое лицо.

– Девушка, вы с ЖС? – спрашиваю (дело было несколько лет назад, когда мы учились и работали еще на факультете журналистики и социологии – сокращенно ЖС).

– Нет, я первокурсница, – отвечает она мне. – А кто нас в Свияжск повезет?

Посещение острова-града – это, в основном, самостоятельная экскурсия. Спасибо Юрию Фролову: он там знает каждый уголок и историю. Раньше он все нам показывал, «открывал» для нас остров. Теперь я сам могу экскурсию провести и провожу. Так же, как и на маевке, время в Свияжске летит незаметно. Прибыв на место, после традиционного инструктажа начинаем осмотр достопримечательностей. На это уходит около полутора-двух часов. Затем организовываем походный стол, играем в футбол и волейбол, то есть почти все, как на маевке. Ребята даже аналогию придумали – «сентябревка». Также рассказываем студентам о профессии журналиста, требованиях, предъявляемых к корреспондентам в редакциях.

С нами ездит несколько старшекурсников. Гуляя по острову, мы с ними вспоминаем: в том году этого не было, два года назад было грязно, а теперь вот – бетонная дорога. Увы, многие старые дома снесли, заменив на новые – из красного кирпича. В сентябре 2011-го негде туристу было присесть, а сейчас есть целых два небольших парка и скамейки. Кто-то вспомнил столовую, которую в этом году закрыли, но открыли кафе «Буян» в здании, где магазин. Местный «город мастеров» понравился всем. Репортерский взгляд выявляет детали, складывая которые ребята создают представление об острове в целом.

Вечером мы возвращаемся в Казань полные впечатлений об этом историческом месте. Уверен: каждый из нас может оперативно сделать путевой репортаж, в котором представит оригинальный, присущий только ему, взгляд на Свияжск.

«И чо я опять проснулась рано?»

Такой вопрос задала мне четверокурсница, прибежав в порт за три минуты до отправления теплохода на маевку. Действительно, для чего нам – студентам и преподавателям – надо вставать чуть свет в воскресенье и куда-то ехать, несмотря на погоду?

Все просто. Именно на природе, а не в вузовской аудитории, мы знакомимся, лучше узнаем друг друга, себя, студентов, а студенты – преподавателей. Так уж у нас повелось, что студенты и их наставники очень быстро становятся коллегами и друзьями. Большая, дружная семья казанских журналистов формируется именно там, на Волге, где-то в районе Свияжска.

Когда следующая маевка, не подскажете?

Теги: идель воспоминания студенты журнал идель журфак маевка традиции

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев