Радик Хабиров: " Я - строитель будущего России"
Сегодня стало известно, что учитель английского языка казанской гимназии №122 Мария Голованова стала финалисткой престижного конкурса «Учитель года», войдя в пятерку лучших учителей России. Пятерку призеров определили по результатам мастер-класса и «Классного часа». Казань не первый год демонстрирует высокий образовательный уровень республики. Например, в 2019 году одним из призеров этого всероссийского конкурса стал учитель физики Татарской гимназии №1 имени Г. Тукая Радик Хабиров, который, несмотря на увлеченность профессией учителя, сам себя называет… строителем: «Я – строитель! Но строю я не здания, а будущее целой страны», – написал он в своем портфолио.
Сегодня стало известно, что учитель английского языка казанской гимназии №122 Мария Голованова стала финалисткой престижного конкурса «Учитель года», войдя в пятерку лучших учителей России. Пятерку призеров определили по результатам мастер-класса и «Классного часа».
Казань не первый год демонстрирует высокий образовательный уровень республики. Например, в 2019 году одним из призеров этого всероссийского конкурса стал учитель физики Татарской гимназии №1 имени Г. Тукая Радик Хабиров, который, несмотря на увлеченность профессией учителя, сам себя называет… строителем: «Я – строитель! Но строю я не здания, а будущее целой страны», – написал он в своем портфолио.
Радик родился 8 июня 1993 года, в 2015 году окончил Казанский государственный архитектурно-строительный университет. Хобби – техническое творчество, чтение научно-популярной литературы, велопрогулки. Педагогическое кредо: ученик — не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. В профессии учителя ценит неподдельные, яркие эмоции детей, непрерывное самосовершенствование в школе, возможность изменить мир к лучшему. Занимается научной деятельностью, является аспирантом КНИТУ-КХТИ.
Я родился в деревне Альметьевского района. Первые классы закончил в местной школе, а затем продолжил учебу в городе. После школы, естественно, встал вопрос, куда пойти учится. А меня с юности почему-то тянуло в строительную сферу. Я и поступил в строительный университет (в то время – КИСИ), окончил факультет «Промышленное и гражданское строительство» по специальности инженер-проектировщик. До сих пор в памяти сохранился наш институтский девиз: «Не каждому дано так щедро жить – друзьям на память города дарить». Это из советской песни.
Я до сих пор очень люблю всякие расчеты, строительную мощную технику, которая внушает уважение к самой специальности, и, конечно, сами здания.
А когда стал проходить практику, вдруг поймал себя на ощущении, что это не совсем мое. Да, у меня была мечта – строить города, изучать тайны древних построек. Мечта, конечно, в чем-то воплотилась, но я понял, что это не совсем то, что я искал. Профессия проектировщика мне показалась подобием серого конвейера, рутинно штампующего неживые объекты. И однажды, проходя мимо школы, я увидел детей, которые играли в футбол. У них были такие настоящие эмоции, было столько радости, что я подумал – вот такие живые эмоции я хочу испытывать каждый день. И, похоже, я хочу работать в школе, подумал я в тот момент.
Потом подумал еще и стал рассылать резюме по школам, предварительно пройдя переподготовку в КФУ. Там есть специальные курсы, ориентированные на подготовку педагогических кадров. Желающий переобучиться на учителя выбирает подходящее направление – я выбрал естествознание и приступил к учебе, после которой сдал государственный экзамен, дающий право на преподавание в школе.
После учебы раздался звонок от завуча одной из казанской школ – меня пригласили поработать у них. А потом я оказался в той школе, где и работаю до сих пор – в 1-й татарской гимназии, преподаю любимую физику. Кстати, в этом году мы очень торжественно отметили столетний юбилей гимназии им. Тукая.
Я бы не сказал, что я попал туда совсем уж случайно. Скорее, меня в школу привела моя мечта строить. Только сначала я заблуждался и хотел строить города, а теперь я хочу строить будущее целого народа и своей страны. Звучит, может, несколько пафосно, но это мое внутренне ощущение.
До школы я очень сильно метался в поисках себя и своего места: отучился в строительном университете, поработал на стройках. И все это время понимал – это не совсем то, что я по-настоящему хочу. Но строительство дало мне многое: волю, характер, умение созидать. А когда я оказался в школе, то успокоился – нашел свое место в жизни.
Школа для меня – осознанный выбор, а не от нечего делать. Я знал, куда я иду, что буду делать и что я от этого жду. Быть учителем – настоящее призвание, думаю, что так о себе может сказать решительно каждый педагог. Я могу говорить лишь о школах, где мне посчастливилось поработать, где работают те, кто искренне предан своему делу, по-настоящему любит детей и заботится о том, чтобы дать им качественное образование. Думаю, сегодня ситуация в корне поменялась. Попранный некогда престиж учительской профессии потихоньку возвращается на свое место.врубка-цитата Нельзя не замечать, что и со стороны государства к нам, учителям, стало заметно больше внимания – в стране начали понимать роль образования в жизни отдельного человека и целого общества. В моей практике именно так.
Иногда вспоминаю фильм «Большая перемена», очень хороший и очень добрый. У меня тоже были некоторые сложности, но я выработал личный свод правил, как я должен вести себя в школе, и стараюсь его неукоснительно выполнять. Я не строгий, больше – справедливый. Я стараюсь донести до каждого ученика материал в той степени, в которой он
может его понять. И очень важно, чтобы мои ученики запомнили основные законы физики на всю жизнь. Как показывает практика, больше всего люди запоминают интересные факты из истории или биографии великих ученых. А ведь любое природное явление работает по простым физическим законам.
Поэтому я выстраиваю свой урок таким образом, чтобы каждое теоретическое знание подкреплялось примером на практике – чтобы ученик потом надолго запомнил то, что мы сейчас проходим. Объясняю какие-то явления или законы физики, принципы работы техники с примерами из реальной жизни. Словом, я стараюсь давать практикоориентированные знания. И, таким образом, у ученика создается интерес и мотивация. В таком случае и строгость не нужна – ученик вовлечен в учебный процесс и нет проблем даже с дисциплиной. Моя строгость проявляется в отношении невыполненной домашней или контрольной работы. В этом случае ученик получает свою заслуженную оценку. Мой ученик должен понимать, что любое действие влечет за собой последствие, за которое он должен отвечать. К этому нужно приучать с детства. врубка-цитата
Я стараюсь быть для детей другом. Любой урок я начинаю с небольшой беседы. Мы обсуждаем, что происходит в мире, в стране – так я располагаю детей к себе и снимаю этим некое напряжение. Я пытаюсь узнать о каждом своем ученике подробности из его другой, не школьной, жизни. Потому, что эти знания дают представление именно о личности ребенка и подсказывают, как с ним лучше общаться. У каждого ребенка есть свои таланты: он может быть не силен в физике, но пишет прекрасные стихи или хорошо поет. У каждого ученика есть черта характера, за которую его можно уважать. Я стараюсь раскрыть эти черты в своих детях.
Ученик большую часть времени проводит в школе. И понятно, что роль школы в воспитании огромна. В каждой школе есть заместитель директора по воспитательной работе с четким планом на годы вперед. Воспитательный процесс – это своеобразный треугольник, в котором задействованы три стороны – родители, ребенок, школа. врубка-цитата Этот треугольник оправдывает себя только в том случае, если все его стороны заинтересованы и в работе, и в результате. Очень часто получается, что всю ответственность стороны стараются переложить друг на друга. Встречаются и родители, которые уверены, что, обеспечивая ребенка материально, они со спокойной душой могут переложить трудный процесс воспитания на школу. Порой и учителям элементарно не хватает времени погружаться в воспитание, да и основная функция школы все-таки – это дать объемные и качественные знания. В итоге от этого противостояния страдает ребенок. Чтобы этого не было, нужно родителям и учителям работать в тандеме.
Да, сейчас многие говорят, что профессия учителя – это не модно. Когда я уходил из строительства в образование, многие просто недоумевали: «Как так? В школе и с финансами плохо и самореализоваться сложнее». Но у меня всегда было и есть твердое убеждение в том, что я должен заниматься тем, что мне нравится, работать там, где от меня максимальная польза. Тем более, сейчас мужчины-педагоги потянулись в школу. И среди моих друзей есть учителя мужского пола. Так что, серьезных проблем в этом вопросе у меня нет. Как нет и хихиканья из-за моей профессии. Могу сказать точно: учительство становится престижной работой.
Если браться за дело, то надо доводить дело до конца. Это принцип любого успешного человека. И если в школе мне оказана честь быть классным руководителем, то надо в это дело погружаться полностью. У учителя ведь многогранная роль: ты и старший товарищ, и друг, и врач, и психолог – учитель совмещает в себе все это и еще чуть больше. Тебе все время нужно быть на позитиве, чтобы твоя энергия передавалась детям, чтобы даже самые не заинтересованные захотели включиться в процесс. Словом, нужно все время быть на виду и быть заряженным на оперативное и положительное решение любого вопроса. Это, безусловно, трудно. Поэтому нужна сильная мотивация. У меня она на достаточно высоком уровне, потому что в школу я пришел осознанно плюс искрение эмоции детей меня по-настоящему радуют и заряжают.
Жизнь идет, ее условия меняются, а, значит, меняются и дети. Сегодня встречаются дети с совсем другими ценностями, продиктованными временем. К сожалению, сейчас зачастую на первый план выходят два критерия хорошей жизни – обеспеченность и популярность. врубка-цитата Для них, нынешних подростков, это очень важно. Но это ценности, навеянные временем. А есть ценности, который вечны – не зависимо от того, в какую эпоху мы живем: любовь к детям, уважение к старшим, помощь ближнему, бескорыстие, сострадание... Эти ценности никуда не делись, они есть и в современных детях. Но вот то, какие ценности станут основными для этих детей во взрослой жизни, зависит от родителей и учителей. Мы должны научить их расставлять приоритеты, научить пониманию, что вечно, а что преходяще. Дети взрослеют, меняется их мышление, характер мыслей становится иным. И, я твердо убежден, что центр тяжести у большинства детей смещен все-таки в сторону тех самых вечных ценностей.
У современных детей очень много талантов и способностей, много возможностей все это развивать. Возможно, в школе они просто не могут найти себе применение, и тратят таланты на стороне. Чтобы такого не было, мы поставили перед собой задачу – максимально выявлять таланты наших детей и создать условия для применения детских талантов в стенах родной школы, чтобы его энергия выплескивалась в школе и была направлена на созидание. А взрослым просто надо постараться направить энергию талантливого и активного ребенка в нужное русло.
Последние школьные стандарты нацелены на то, чтобы школа быстрее приблизилась к тому, чтобы называться «школой будущего». Мы живем в такое время, когда новые технологии очень быстро устаревают, когда информация меняется с каждым часом, да и сам мир несется на скоростях вперед.
Перед школой сейчас ставится задача – ученик должен быть не просто носителем знаний, а быть компетентным человеком, который может быстро сориентироваться в бурном потоке информации. врубка-цитата Поэтому мы должны воспитывать людей, умеющих выделять рациональное зерно, работать с источниками информации. Сейчас в Татарстане современная материально-техническая база школ хорошая: интерактивные доски, ноутбуки, электронные дневники и все прочее. Это, конечно, делает школу более современной. Но я убежден: кадры по-прежнему решают все, и главное место в школе будущего я все-таки отвожу учителю.
Безусловно, техническое оборудование очень важно в современном процессе обучения. Но вот в Советском Союзе у школьного учителя из всего оборудования были доска и мел. А та система образования до сих пор считается лучшей в мире. Да и средний уровень образованности советского школьника был очень высоким. Знаете, а ведь ничего больше и не нужно. Так что, повторюсь, я убежден: для школы и хорошего образования, в первую очередь, нужен хороший учитель. А потом уже технический инструментарий. Поэтому школа будущего, это, в первую очередь, школа профессионалов.
Десять лет назад я и не подозревал, что стану учителем. А сейчас я знаю: где бы и кем бы я ни был, я точно буду помогать другим открывать себя и находить свое место в жизни, реализовывать свои мечты.
Я нашел себя и свое место в жизни. А потому я, наверное, счастливый человек.
Теги: школа образование реформы
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев