Логотип Идель
Время

Разложить по полочкам: что интересного рассказали эксперты в лектории «Науруза-2018»?

Якорным событием фестиваля-форума в 2018 году стал традиционный лекторий. Восемнадцать известных далеко за пределами России театральных художников, режиссеров, продюсеров, критиков и маркетологов рассказали участникам форума обо всех тонкостях профессии и попытались помочь им в решении «острых» вопросов. «Идель» представляет краткий срез анонсов выступлений по основным блокам образовательной части форума.

Якорным событием фестиваля-форума в 2018 году стал традиционный лекторий. Восемнадцать известных далеко за пределами России театральных художников, режиссеров, продюсеров, критиков и маркетологов рассказали участникам форума обо всех тонкостях профессии и попытались помочь им в решении «острых» вопросов. «Идель» представляет краткий срез анонсов выступлений по основным блокам образовательной части форума.

«Покупать билеты через распространителей – это ужасное зло»

Лекция «Электронные продажи: digital продвижение, сегментация аудитории, программы лояльности, абонементы, ценообразование» 
Олег Соколов руководитель отдела продаж Центра имени Вс. Мейерхольда: 

Будущее есть у всех театров, которые готовят себе это будущее сегодня. Можно жить без онлайн продаж и выстроить уникальную систему по взаимодействию со зрителем – это возможно, но вопрос в том, нужно ли, и сколько это стоит? В нестоличных театрах велика привычка покупать билеты через распространителей, и это ужасное зло, хотя этот формат может успешно работать.
Важно оценивать свою аудиторию: кто эти люди и почему они покупают офлайн или онлайн? По какой цене они покупают? В какие дни? Конечно, при смене стратегии продаж театр может столкнуться с кризисом, но этот кризис менее страшный по сравнению с тем, что ждет этот театр через 10 лет, когда театр и его сотрудники будут настолько технологически отставать и не понимать рынок, что им, скорее всего, придется уйти. Это грустная ситуация на мой взгляд.
Многие нестоличные театры развили классные стратегии продаж онлайн и научились работать с новой аудиторией, ведь работа онлайн это не только смена стратегии, но и работа с новыми аудиториями, новый стиль работы. Мне очень нравится то, что происходит сейчас в Перми (Театр оперы и балета, Театр-Театр), в Воронеже (Камерный театр), в Ярославле (Волковский театр), Ростове-на-Дону (Театр «18+»).
Многие театры мне жалуются, что у них стареет публика, билеты становятся дешевле, дабы удовлетворить потребности пенсионеров, молодежь не приходит. Первый мой вопрос: а есть ли у вас распространители. Если да и это основной массив продаж, то это тяжелый случай и нужно менять формат работы. Как правило, распространители взаимодействуют со своей базой «нахоженной», и не театр выбирает аудиторию, а распространитель театру собирает эту аудиторию порой такую, которой театр и вовсе не нужен. 
Время распространителей, проходит, это нужно признать. В этом плане у меня много вопросов к Татарскому театру оперы и балета имени Мусы Джалиля, например. Если театр сам хочет моделировать свою аудиторию нужно выходить в онлайн, анализировать аудиторию, научится строить новые предложения для зрителей, общаться со зрителем через новые каналы, считать рекламный бюджет и разрабатывать маркетинговую стратегию. Для открытия онлайн продаж не нужно быть семи пядей во лбу, нужно посмотреть в интернете, кто вас больше устраивает из компаний предоставляющих ПО, потратить пару дней на договор и иметь большое желание работать по-новому.
Форум «Науруз» – это важное событие для многонационального общества России. Думаю, форум полезен не только в заявленных рамках тюркоязычных театров, но проблематизирует существование национальных театров в России в общем. Проблемы, как мне кажется, схожие в отрасли, что для Карелии, что для Татарстана, так что смело можно расширять географию. Форум дает прекрасную возможность сплотиться театрам, поделиться своими навыками, ощутить себя в индустрии. Возможно, кто-то с новыми знаниями и пониманием силы этого движения решится на новые проекты, думаю, это самое важное. В любом случае мне очень радостно от того, что в России есть множество национальных реальностей, в которых ты можешь оказаться и расширить свои рамки познания, и я в этом участвую. Алга!

«Изменения в общем законодательстве страны не учитывают театральной специфики»


Лекция «Законодательство в театральном мире».

Марина Андрейкина кандидат экономических наук, доцент кафедры продюсерства и менеджемента исполнительских искусств Российского университета театрального искусства – ГИТИС: 
С середины 1990-х годов началось формирование нового российского законодательства, были приняты основные кодексы. В нулевые годы тенденция регулировать все отношения общим, а не специальным законодательством только усилилась. Поэтому деятельность театра регулируется в части трудовых отношений трудовым кодексом, в отношении налогов – налоговым, в связи с гражданско-правовыми отношениями – гражданским, а в связи с бюджетными средствами и имуществом – бюджетным кодексом и так далее. 
Чаще всего мы сталкиваемся с изменением общего законодательства, которое принимается без учета театральной специфики. В первую очередь, это законодательство, касающееся порядка расходования бюджетных средств. В Российской Федерации это происходит примерно раз в 8–10 лет. Дальше начинается процесс корректировки – театральное сообщество пытается внести поправки, и иногда это удается. После изменения федерального законодательства начинается волна изменений на уровне регионов. Можно сказать, что законодательство все время находится в подвижном состоянии. Сейчас в соответствии с поручением Президента Российской Федерации идет работа над новым законом о культуре.
На время «Науруза» себе я ставлю задачу сориентировать профессионалов и всех заинтересованных лиц в театральном законодательстве нашей страны, прояснить ситуацию с правами театральных режиссеров в связи с изменением законодательства, в общении с коллегами выяснить специфические правовые проблемы, возникающие у театров Татарстана, обсудить возможности их решения. Казань славится своей театральной культурой. По именам участников, приглашенных на форум «Науруз», очевидно, что это событие как для театральной истории Татарстана, так и для всей России.

«Из высей художественно-творческого персонала завлиты вывалились на грешную землю административной части»
«Семинар-практикум для завлитов по основным видам деятельности»
Александр Вислов театровед, театральный критик, редактор журнала «Вопросы театра» Государственного института искусствознания, преподаватель:
За последние 50–60 лет, со времен Павла Маркова, в функционале завлитов изменилось многое. И изменилось главное. Из горных высей художественно-творческого персонала (к чему эта профессия относится, казалось бы, по определению) завлиты постепенно, в особенности в последние пару десятилетий, вывалились все больше куда-то на грешную землю административной части. Исключения, противостоящие этому, отнюдь не благотворному для всего российского театра процессу, разумеется, есть (как, наверное, были и в «марковские» времена), но общая тенденция налицо.
Хорошо еще, когда именно у режиссеров ходят в секретарях-референтах наши бедолаги-завлиты. Куда хуже, если им приходится исполнять эти обязанности у театральных директоров при той директорской модели, которая находит все более широкое распространение на российских сценических просторах. Зачастую их можно именовать завлитами исключительно «согласно штатному расписанию», а по сути, они никак не могут быть отнесены к представителям этой когда-то славной профессии. Легко ли заменяемы эти люди? Конечно! Замену даже высококлассному секретарю-референту сегодня можно найти без особого труда. А вот настоящего завлита и заменить куда как нелегко, а найти, если его в театре нет, еще более сложно.
У идеального завлита, о котором я буду мечтать и грезить на своем семинаре, должны быть, на мой взгляд, три основных направления деятельности. Во-первых, определение путей развития его театра на ближайшие годы (конечно, совместно с худруком – но это в тех случаях, когда таковой имеет место быть и притом не номинально). Во-вторых, собственно, литературная работа – не в плане написания характеристик на артистов труппы: этого как раз, по возможности, следовало бы избегать – а с точки зрения поиска новых (и старых) текстов для репертуара и последующей адаптации их под готовящийся конкретный спектакль. Ну и наконец, идеальный завлит – это серый кардинал (в хорошем смысле слова). Что же до отношений с прессой и пиаром, то к этой тонкой сфере он, безусловно, должен иметь прямое отношение, но в качестве координатора и эксперта, а никак не технического исполнителя.
Особенности в работе завлитов национальных театров – участников «Науруза», – конечно, есть. Некоторые из них очевидны – достаточно сказать, что литчасть национального театра должна быть могучей кузницей национальных драматургических кадров. О каких-то иных (и более тонких) особенностях очень надеюсь узнать в ходе семинара из первых рук. Еще об одной характерной и колоритной особенности в работе завлитов тюркоязычных и, порой, выходящих за эти рамки национальных театров, непременно, надо сказать. Имя этой особенности – Нияз Игламов.


«Бедный по сценографии театр стал менее привлекательным для массового зрителя»
«Семинар практикум по созданию художественного образа спектакля»

Надежда и Геннадий Скомороховы театральные художники: 
Художественная составляющая в театре – это один из важнейших критериев оценки спектакля. Зритель воспринимает спектакль на 80 процентов визуально. Не случайно говорят именно «посмотреть» спектакль. И это не зависит от того, визуал сейчас зритель или нет. Так было всегда. Здесь важную роль играют и общее решение, и отдельные детали, из которых собирается целое. Очень большое значение в сценографии имеет ответ на вопрос: где происходит действие? А также выбор цвета и фактуры всей пьесы. Грамотно придуманный костюм может определить способ существования актера на сцене. Конечно, все это делается, чтобы достичь гармонии внутри спектакля, чтобы это работало на общую пользу.
Но сейчас есть такая тенденция, когда художник становится доминирующим автором спектакля, на первый план выходит сценография, а режиссура уходит на второй план. За счет фокусов сценографии решаются все важные переломные моменты в драматургии, финал спектакля тоже зачастую – сценографический фокус, который запоминается и остается со зрителями. С одной стороны, такое смещение акцентов художнику приятно и выгодно, с другой – куда уходит режиссура? «Бедный» театр, не ориентированный на богатство сценографии, стал менее привлекательным для массового зрителя. Такой театр стал более элитарным, для узкого круга, и делать его умеют очень немногие режиссеры. Хороший спектакль – это тот, после которого нельзя сказать: хорошая декорация (или красивая музыка), или костюмы хорошо сшиты (или актеры хорошо играют), хороший спектакль – это когда все настолько гармонично, что нельзя выделить одну доминирующую часть представления.
Если говорить о народном, национальном оформительстве, то к нему стоит относиться двояко. С одной стороны, каждый из нас является, так или иначе, носителем своей народной культуры. Но в работе над спектаклем наше «народное» начало не стоит искусственно вскармливать, выпячивать, конечно, если это не является частью образного решения спектакля. Наше народное начало и так в нас есть, и оно найдет выход само, хочешь ты этого или нет. С другой стороны, в работе мы часто сталкиваемся с другой, новой, загадочной народной культурой разных народов нашей огромной страны. И начинаем погружаться в это разнообразие и богатство культур, будь то татарская, бурятская, башкирская культура. Для нас, как для художников, это бездонный колодец. И чем больше мы узнаем, анализируем, вдохновляемся, тем больше мы можем выплеснуть, дать зрителю.
Но стоит сказать, что здесь есть опасность увлечься и потерять связь с современностью и сверхидеей. Нужно соблюдать баланс, тогда, несомненно, родится что-то интересное и осмысленное – то, что можно подать зрителю. На форуме «Науруз» будет интересно узнать, о чем думают, как решают, под каким углом смотрят на современный мир люди театра из других стран, носители других культур и обычаев.

Теги: театр науруз театр камала

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев