Логотип Идель
Время

Рустем Галимзянов: «Пока электромобиль в Казани – это боль»

Считается, что экологической катастрофы не избежать, если человечество не перестанет жечь бензин. Казанец Рустем Галимзянов год назад пересел на электромобиль. Как изменилась его жизнь после такого вложения средств? Во сколько обходится подзарядка и есть ли проблемы с управляющей компанией?

Считается, что экологической катастрофы не избежать, если человечество не перестанет жечь бензин. Казанец Рустем Галимзянов год назад пересел на электромобиль. Как изменилась его жизнь после такого вложения средств? Во сколько обходится подзарядка и есть ли проблемы с управляющей компанией?

 Рустем Галимзянов родился 25 апреля 1983 года в Казани. В 2005 году окончил Казанский государственный энергетический университет по специальности промышленная теплоэнергетика. В 2004 году получил второе высшее образование в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева, в 2021 году окончил магистратуру в Казанском федеральном университете. Сейчас работает заместителем главного инженера по основным сетям АО «Сетевая компания» - «Казанские электрические сети» 

 

– Рустем, вы пытаетесь изменить жизнь общества к лучшему, опираясь на новые технологии? 

– Всю свою жизнь я прожил в Казани, за исключением пары лет. Я всегда увлекался языками, после института полтора года жил в Англии, посмотрел, как развивается наш «запад» (смеется). При этом всегда интересовался современными технологиями, всегда смотрел какие-то новинки в строительстве, технике, даже в социальных проектах. И, конечно же, старался тиражировать этот опыт в Татарстане. Вообще, я всегда за участие в социальных проектах, даже на основной работе я веду международные переговоры с китайцами и американцами на этот счет.

Можно сказать, вся наша семья – это социальная сфера. Например, родственники со стороны мамы – врачи. Даже бабушка с дедушкой познакомились в госпитале на фронте, он работал врачом, а она – медсестрой. И я хотел стать врачом. Мне всегда нравилось людям помогать. А папина ветка – энергетики. Они фундамент под ТЭЦ-2 закладывали, и папа хотел, чтобы я в энергетику пошел. Поэтому мое основное образование – по специальности «Электроника в медицине и биологии» в Казанском государственном энергетическом университете. Но и медицину не отбросил далеко, потому что мне это, точно, нравится.

Когда уехал в Англию, я нашел работу в социальной службе. Моя работа заключалась в том, чтобы ездить по домам к пожилым и престарелым людям: кому-то лекарства купить, с кем-то просто поговорить, в магазин сходить за продуктами. Девочки, например, убирались, мы – больше как психологи и курьеры. Это были люди, которые недавно выписались из больницы и не все задачи по дому могли выполнять. Мне всегда было приятно видеть благодарность этих людей. 

Я хотел бы развивать проекты по поддержке социально не защищенных людей в Казани, у нас этого не хватает. А это очень важно. 

 Случайно узнав от знакомой, что в КФУ открывается обучение социальному предпринимательству (магистратура), я встретился с руководителем магистратуры Зухрой Зиганшиной, и она предложила мне поступить на программу «Управление проектами в сфере социального предпринимательства».  Для поступления нужен был проект, я взял тему электротранспорта, так как работаю в сфере энергетики. За два года до этого я интересовался электромобилями, читал много статей на английском языке. «Звезды сошлись», мне захотелось раскачать этот проект внутри научного сообщества, с поддержкой КФУ, попробовать разобраться в этой теме со стороны социального предпринимательства, решить социальные вопросы в городе, набрать больше компетенций и начать внедрять.

Делать чище воздух для нашей республики и будущих детей, которые в ней будут жить.

По теме электротранспорта я в итоге защитил магистерскую диссертацию. Очень благодарен Зухре Рашидовне за то, что она поддерживала меня, постоянно находила специалистов в ходе моей учебы. На одной из лекций по развитию проекта у себя в блокноте я написал, что хочу купить электромобиль. Потом закрыл блокнот и забыл про него. Но стал выбирать для себя подходящую модель электромобиля. Nissan Leaf  – самый доступный электромобиль, но хотелось-то все равно «Теслу» (смеется), потому что это легендарный автомобиль, и первый. В итоге я ее себе заказал в Майами. О том, как ее везли, и как я ее перегонял из Москвы в Казань,зимой в минус 25, я, наверное, как-нибудь в мемуарах расскажу (смеется),. В итоге я стал обладателем «Теслы».

Отвечая на запрос журнала IDЕЛЬ, Министерство экологии и природных ресурсов РТ сообщило, что развитие электротранспорта является актуальным мировым трендом. Предприятия республики начали внедрять электромобили в повседневную эксплуатацию. 

Инженеры НТЦ ПАО «КамАЗ» создали новый электрический автобус, массовое производство которого начнется в 2022 году. Тестовые испытания проходили в том числе и на городских маршрутах города Казани. Предварительные результаты испытаний показали, что электромобили выбрасывают в атмосферу значительно меньше вредных веществ и парниковых газов, по сравнению с автомобилями, оснащёнными двигателями внутреннего сгорания. Электромобили менее шумные, проще в ремонте и техобслуживании, имеют лучшую динамику, более безопасны и экономичны. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани электромобили размещаются на парковочных местах бесплатно.

Недостатки электротранспорта:

– большая закупочная стоимость;

– неразвитая инфраструктура зарядных станций;

– ограниченный запас хода;

– чувствительность к температуре;

– проблемы с микроклиматом в салоне;

– сложно утилизировать аккумуляторы (средний срок службы батарей – от 10 до 15 лет, а их производство способствует образованию парниковых газов).

Как уточнили в минэкономразвития РТ, для минимизации негативного воздействия аккумуляторных батарей на окружающую среду необходима разработка на федеральном уровне нормативно-правовой базы для их хранения, утилизации и вторичной переработки, интеграции электромобилей в энергосистемы, декарбонизация производства электроэнергии, развитие инфраструктуры подзарядных станций.

– Изменилась ли ваша жизнь с приобретением электромобиля?

– Кардинально – нет. Но внимания ко мне сильно прибавилось. Даже когда я останавливаюсь на светофоре, люди поворачивают головы и смотрят, особенно дети. Однажды во дворе мальчишка чуть не слетал с самоката. Но приятно, что семейный бюджет пополнился минимум на 10 тысяч рублей, которые раньше уходили на топливо.

– На сколько километров хватает батареи? 

– Завод производителя говорит, что запас хода хватает на 500 км. Но практика показывает, что если летом ехать уверенно, ни в чем себе не отказывать: кондиционер и громкая музыка, то хватает на 350 км, а зимой, вообще примерно на 250-300 км.

Я заряжаюсь по пятницам до 100 процентов. И потом два дня езжу спокойно, в понедельник опять заряжаюсь… В общем, заряжаюсь по понедельникам, средам и пятницам. Инструкция по эксплуатации говорит, что необходимо сохранять заряд батареи в интервале от 50 до 90 процентов. Но если едешь на дальнее расстояние, то на планшете электромобиля ограничиваешь заряд аккумулятора. Если придерживаться этого интервала, то аккумулятор прослужит намного дольше. Поэтому соответственно я заряжаюсь чаще, можно заряжаться и реже, но разряжать до нуля и заряжать до 100 процентов нежелательно для аккумулятора. 

– Сколько длится зарядка автомобиля на станции подзарядки? 

– Я заряжаюсь дома, в своем гараже. Это тоже отдельная история – как организовать зарядную станцию у себя в паркинге. Наша некоммерческая организация как раз занимается тем, что консультирует и объясняет людям, как все это правильно сделать, как взаимодействовать с управляющей компанией, как получить мощность, как выделить земельный участок. То есть там много бюрократических тонкостей, которые мы помогаем решить. На парковке моего дома стоит однофазная промышленная розетка, но есть и трехфазные – 220 и 380 В. Вечером после работы ставлю на зарядку, утром машина заряжена на все 90 процентов. Прежде чем покупать такую машину, надо продумать, где ты ее будешь заряжать. Это очень важно. Очень удобно, если у вас свой дом, там вообще никаких проблем нет. Или если у вас есть свой гараж или парковочное место. 

– А если нет гаража и приходится делать подзарядную станцию возле дома? 

– Все индивидуально. Моя зарядка обошлась около 30 тыс. рублей. Все зависит от того, где вам управляющая компания даст точку подключения, у меня она оказалась далеко, мне пришлось строить 100 метров кабеля от домашнего щита до парковочного места. А кому-то, может, повезет, и у него парковка будет рядом со щитом. Есть очень много кейсов по установке зарядной станции, и ни один не похож на другой. Все индивидуально. Помню, к нам обратились ребята, которые жили на 12 этаже, и говорят: «Нам через форточку удлинитель выбрасывать, чтобы зарядить машину?» Это же нереально. Поэтому наша компания ищет какие-то объекты недвижимости, которые находятся рядом с их домом. Это может быть киоск или опора (столб). Все делается безопасно, через приложения и с договором на аренду использования.

Сейчас обладатели электромобилей говорят, что это боль, а я хочу сделать, чтобы было легко и радостно, а не больно.

– До встречи с вами, я думала, что обладатели электромобилей заправляются только в ТЦ «Мега», либо возле КГЭУ…

– Я могу долго про это рассказывать…

– Получается на электрокаре пока нельзя путешествовать, так как не везде есть зарядные станции?

– Когда мою машину пригнали в страну, я забирал ее из Москвы. Это был февраль 2021 года, на улице минус 25. Единственная по дороге в Казань зарядная станция находилась в Нижнем Новгороде. Это как раз середина пути – 400 км от Москвы и 400 км до Казани. А я весь на эмоциях, в эйфории, потому что я эту машину полгода ждал. Мы с другом едем в Казань, а на этой машине хочется разгоняться, чтобы увидеть ее возможности. Она разгоняется за пять секунд до сотки. Мы проехали 280 км и все. До Нижнего еще 110 км, а запас батареи 30 процентов. Мы с другом, не понимаем, что дальше делать. 

Есть такое мировое приложение «PlugShare» – карта, которая показывает ближайшие зарядные станции. Обладатели электромобилей могут внести в это приложение свое домашнее зарядное устройство. Например, я домашнюю зарядку могу занести в приложение и указать условие зарядки - платная она или бесплатная. И ко мне будут люди заезжать. Так вот, заходим мы в это приложение и видим, что рядом вообще нет зарядок, но есть неподалеку отель в Доброграде и там есть зарядная станция. Строим маршрут до этого котеджного поселка. Когда доехали, аккумулятор разрядился полностью.

Ток в зарядной станции был всего 16 А (ампер). Это очень мало. Приходит уведомление, что время заряда автомобиля составит более 25 часов. Ускорить можно было, изменив подачу тока с 16 до 32 А с помощью маленького устройства, похожего на брелок домофона. Но я его оставил дома. Пишу ребятам в чате владельцев электромобилей. Они подсказали, как увеличить зарядный ток. В общем, повезло. Через 12 часов мы поехали до Нижнего на следующую подзарядку. 

Зарядки делятся на медленные (12 часов) и быстрые (полтора часа) в зависимости от машины и емкости аккумулятора. Приезжаем в нижний, а станция не работает. Это просто жесть! Техподдержка сказала, что сможет только утром приехать. Доехали до отеля на попутке. Потом зарядились на станции в ТЦ МЕГА, еле доехали до дома.

 Серийное производство электромобилей в России начнется в 2022 либо 2023 году. Об этом в интервью РБК рассказал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Он отметил, что уже в новом году в стране будет запущена новая мера поддержки отечественных электрокаров. Так, в рамках автокредитования будет доступна скидка в размере 25 % от стоимости авто, но не больше 625 тыс. рублей.

– Дорого ли обходится техническое обслуживание?

– Технически электромобиль намного проще устроен, поэтому обслуживание вообще не дорогое. Там нет коробки передач. Максимально простое устройство. Там только в салоне фильтр надо менять, чтобы пыль не попадала в машину, менять - малсо в редукторе. Тормозные накладки практически менять не нужно, потому что ездишь на одной педали. Торможение происходит за счет рекуперации. Сейчас у меня машина проехала уже 65000 км, и тормозные накладки, как новые. Тормозом пользуешься только в экстренных случаях. Ходовое обслуживание – в любом сервисе. «Теслу» можно тестировать удаленно: ставишь ее под Wi-Fi и связываешься с айтишниками, как правило, они из Белоруссии, Украины и оттуда проверяют машину. И если они что-то экстренное находят, то надо уже машину к ним везти. Хотя сейчас энтузиасты организовывают сервис и в Казани. Вообще же, это очень надежная и безопасная машина, гаджет на колесах. Вся ценность в ней – программное обеспечение.

За набор функций дизельной машины ты платишь один раз при покупке. 

– Какой километраж выдерживает электрокар? 

– У «Теслы» срок гарантии на аккумулятор по 8 лет: и на двигатель, и на аккумулятор. А «Toyota» дает 3 года на кузов. Самое дорогое в электромобиле – аккумулятор, а в нем самое ценное – программное обеспечение. Мой друг из Перми купил «Теслу» на гарантии в Европе. Проездил на ней шесть лет, емкость аккумулятора упала всего до 97 процентов, и он поменял аккумулятор. То есть, по сути, у него сейчас новая машина. Это как на айфоне, аккумулятор поменял – и у тебя уже новый телефон.

– Гештальт вы закрыли, считаете ли вы себя счастливым человеком?

– Если не считать себя счастливым человеком, тогда ты будешь несчастным. Мы сами творцы своей судьбы. Я считаю: всегда надо радоваться. Кончено, кто-то может сказать, «вот легко говорить,  потому что у тебя есть все». Под лежачий камень вода не течет. Я нахожу интерес во всем. 

– Какой у вас новый гештальт? 

– Развивать сеть зарядных станций. Люди не покупают электромобили, потому что нет зарядных станций, а зарядные станции не появляются, потому что электромобилей мало. Это замкнутый круг. Наша сетевая компания в 2021 году уже установила  14 зарядных станций. И мне приятно, что я – инициатор всей этой движухи.

Татарстан – продвинутый регион, мы любим инновации, но практика показывает, что люди с осторожностью переходят на электромобили.  В прошлом году в Татарстане было 80 владельцев электромобилей, по моим подсчетам, их станет больше минимум вдвое. 

На запрос журнала IDЕЛЬ Управление МВД по РТ сообщило, что на данный момент в Татарстане зарегистрировано 304 транспортных средства, оснащенных электродвигателем. По прогнозу ведомства, за 2022 год прирост таких авто составил 224 единицы.

Динамика есть, и изменения неизбежны. Есть и меры поддержки, и постановления РФ, у нас в Татарстане есть рабочая группа по развитию электромобилей. Все движется вперед безвозвратно. Некоторые производители уже говорят, что к 2030 году они не будут выпускать машины на бензине. Поэтому, я думаю, рано или поздно все поменяется. Мы на своем примере показываем, что это не страшно.

Теги: тесла, эко, экомобиль, электрокар, казнь, машина будущего

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев