САМОЕ УЖАСНОЕ – ВСТАТЬ НА ОДНУ КОЛЕЮ
Режиссер театра и кино, сценарист, старший преподаватель Казанского Государственного института культуры ЮЛИЯ ЗАХАРОВА работает над художественным фильмом для детей и подростков. Наш автор Камила Айтуганова выяснила, кто и как вдохновил Захарову взяться за «Мишку», в чем заключается ее авторская методика обучения юных актеров и какова сверхзадача молодого режиссера.
Режиссер театра и кино, сценарист, старший преподаватель Казанского Государственного института культуры ЮЛИЯ ЗАХАРОВА работает над художественным фильмом для детей и подростков. Наш автор Камила Айтуганова выяснила, кто и как вдохновил Захарову взяться за «Мишку», в чем заключается ее авторская методика обучения юных актеров и какова сверхзадача молодого режиссера.
О ЧЕМ ФИЛЬМ?
Главный герой «Мишки» – мальчик Роберт, который живет со своей старшей се- строй в маленьком городке. Свое беззаботное детство он проводит в компании любимых игрушек, в которых видит реальных друзей. Однако наступает момент, когда Роберт сталкивается с непростым выбором...
Работы Захаровой находят отклик не только у российского зрителя, но и высоко ценятся на международных кинофестивалях. Так, художественный фильм «Халима» был удостоен Приза Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый Слон» на XIII Казанском международном фестивале мусульманского кино; Приза в номинации «Лучший фильм о религии» на Calcutta International Cult Film Festival (Индия); Награды от кинокритиков за лучший фильм на тему религии на Cult Critic Movie Awards (Индия). Юлия – лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. Член Союза театральных деятелей Российской Федерации. Помимо работы над кинопроектами, в послужном списке режиссера несколько театральных постановок и актерских работ.
– Юля, ты запомнилась татарстанскому зрителю как автор фильма «Халима». Как после работы над серьезной остросоциальной проблематикой решила снять фильм для детей?
– В этой сфере остро не хватает контента. Фильмов для семейного просмотра практически нет. Еще работая в ТЮЗе, понимала: моя аудитория – это больше подростки с их проблемами. Но однажды ребята, участники смены «Алга», для которых я проводила мастер-класс, придумали пронзительную историю. Она и легла в основу «Мишки». Для меня стало откровением, что и у детей 7-8 лет есть депрессия. Это тот возраст, когда ты вроде бы взрослый, но и в куклы поиграть хочется тоже. Происходит трансформация – недоребенок-недоподросток. Я вот свои подростковые переживания помню, а совсем детские – нет. Кажется, это все стирается. И поэтому, наверное, мы не понимаем их переживаний. К тому же все зависит от времени, в котором ты живешь. Все меняется, но переживания остаются, просто они разные. У нас почему-то считается, что все дети испорчены смартфонами и социальными сетями. Но, несмотря на все гаджеты, дети остаются детьми, от этого никуда не денешься!
– На каких площадках ждать «Мишку»?
– После того как я прописала идею детей, мы поняли, что нужно делать полный метр. Короткий метр подойдет только для фестивалей, а мы хотим попытаться выйти на российский прокат. На данный момент ищем финансирование. Фэнтэзи и приключения требуют качественной технической составляющей. Я очень боюсь театральности в этом плане, так как даже ткани костюмов на театральной сцене могут выглядеть круто, а на крупном плане, скорее всего, проиграют.
– Для такого проката нужны и хорошие актеры. Что по поводу детей? Есть ли в Татарстане классные актеры-дети?
– Во-первых, актеры-дети, я считаю, не совсем правильная формулировка. Во-вторых, нужен тщательный кастинг. С ними, как и с опытными артистами, нужно работать. Если человек не готов, если он не доверяет режиссеру, то ничего не получится. Нужно полностью довериться, убрать все психологические барьеры, иначе возникают сложности на площадке. В-третьих, важно, чтобы это было желание самого ребёнка, а не актерские амбиции родите- лей. Талантливых детей очень много, и у нас есть несколько кандидатур на роль Роберта.
– Есть ли трудности в поиске взрослых актеров? Ведь часто театральные артисты теряются, первый раз придя на съемочную площадку. Нужно ли театральному артисту обучаться на каких-то курсах киноактёра, например?
– Сейчас мир с такой интенсивностью движется вперёд. В связи с развитием блогинга, я бы вообще перестала разделять кино, театр и телевидение. Очень много смежных сфер, где актёр может себя применить. Пора уже менять подход к образованию актеров. Я считаю, актеров нужно делать универсальными. Актёр может проявить себя на современных экспериментальных площадках, он может сниматься в рекламе, в кино, в сериалах, быть ведущим ютуб-канала. Не нужно зацикливаться на техниках и системах, многое уже себя изжило. Человек меняется, мышление становится более клиповым. Мы уже явно не те люди, которые жили в эпоху Станиславского и Мейерхольда.
– Ты ведь сама преподаешь актёрское мастерство. Не придерживаешься никакой системы?
– У меня есть своя авторская программа. Но я не делю программу так: вчера мы работали по Станиславскому, сегодня по Чехову, завтра по Вахтангову, послезавтра по Мейерхольду. Я больше ищу психологический подход. Конечно, мы со студентами изучаем, как работают эти инструменты. Но сейчас, например, пришла волна из Европы. Очень популярна техника отстранения, когда ты не переживаешь изнутри за своего персонажа, а презентуешь его. Здесь важнее то, какой текст ты доносишь. И самое главное – всё отталкивается от зрителя. То, что хочет смотреть зритель, очень быстро развивается. Что было интересно вчера, буквально через неделю уже никого не волнует.
– Какая главная тема «Мишки»? Чем эта история может заинтересовать?
– Здесь то, что проходил когда-то каждый, – социализация и становление личности. В этой истории затрагивается тот момент в жизни ребёнка, когда от него уже чего-то ждут. Это момент давления: ты должен, а ты не понимаешь, что ты должен. Сделать хороший детский фильм – это вызов и для режиссера, и для художника-постановщика, и для оператора, и для актеров. Поэтому я думаю, что наша творческая команда именно на этом держится – на личном вызове.
– У тебя есть какая-то сверхзадача? Твои проекты довольно разноплановые. Есть ли уже намеченный путь, которому хочется следовать в творчестве?
– У меня очень большая сверхзадача – выжить в этих условиях и остаться в профессии. На данный момент в Татарстане молодым режиссерам выживать довольно тяжело – происходит большой отток. Если бы все было стабильно, то, наверное, я бы придерживалась какой-то одной линии. Однажды один известный художник сказал мне, что для творческого человека самое ужасное, когда он встаёт на одну колею и на своих же штампах выезжает потом всю жизнь. Возможно, мой путь – постоянно пробовать что- то новое. Сегодня меня взволновала детская тема, завтра, возможно, взволнует тема пенсионеров.
фото Юлии Калининой и из архива Юлии Захаровой
Теги: Кинопоказ время, культура, журнал "Идель" литература, творчество
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев