Логотип Идель
Время

Супер Стар

Что творилось в Большом концертном зале им. С. Сайдашева в Казани 21 декабря! В зале царил позднеромантический симфонизм Антонина Дворжака. Концерт был истинным стилевым монолитом: в первом отделении слушатели с замиранием сердца следили за взволнованным диалогом оркестра и солирующей виолончели в руках Рустама Комачкова, а во втором – внимали драматизму седьмой симфонии великого чешского композитора.

Что творилось в Большом концертном зале им. С. Сайдашева в Казани 21 декабря! В зале царил позднеромантический симфонизм Антонина Дворжака. Концерт был истинным стилевым монолитом: в первом отделении слушатели с замиранием сердца следили за взволнованным диалогом оркестра и солирующей виолончели в руках Рустама Комачкова, а во втором – внимали драматизму седьмой симфонии великого чешского композитора.

Лауреат российских и международных конкурсов, постоянный участник многих разнообразных по направлениям фестивалей, один из самых популярных виолончелистов нашего времени Рустам Комачков прилетел в Казань за два дня до концерта и за чашечкой кофе любезно согласился дать интервью для журнала «Идель».

– Вы в первый раз в Казани?

 – Второй… несколько лет назад приезжал с пианистом Рустемом Кудояровым с сольной программой. Играли в ГБКЗ им. С. Сайдашева, зал мне показался комфортным для выступлений, с хорошей акустикой. Так что концертная площадка мне уже знакома.

– Нравится Казань? 

– По дороге из аэропорта рассматривал город: красивый, дороги хорошие.

Рустам родился в Москве и рос в семье профессиональных музыкантов: мама – теоретик-музыковед. Под её началом осваивал премудрости нотной грамоты в музыкальной школе им. Гнесиных. Отец Рустама Рифат Курбанович – контрабасист, народный артист России, работавший в Государственном академическом симфоническом оркестре им. Е. Светланова. А дедушка Курбан Комачков был композитором, пианистом, аранжировщиком. Такая родословная ко многому обязывает, поэтому за плечами музыканта обязательная в таких случаях цепочка от музыкальной школы до Московской консерватории и аспирантуры.


– Был у вас в жизни период, когда вам не хотелось заниматься музыкой? 

– Да, примерно до 14 лет было как-то всё равно, пока мне не дали по специальности концерт до минор Иоганна Христиана Баха – младшего сына Иогана Себастьяна. И, как говорится, меня «зацепило»…

– У вас есть какие-нибудь предпочтения в стилевых направлениях?

 – Особых предпочтений нет, многое нравится. Все классические виолончельные концерты у меня в репертуаре есть. Прекрасные концерты: двойной И.  Брамса для скрипки и виолончели ля минор, тройной Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до мажор. А какие интересные сонаты для виолончели и фортепиано есть у Бетховена! Их всего пять, но они такие разные… Первые две опубликованы были 27-летним композитором, а последние – когда ему было 35. По ним можно проследить, как менялся стиль Бетховена. Есть планы сыграть с Алексеем Гориболем в 2020 году все пять сонат в Москве, в Петербурге и других городах.

– А современную музыку играете? 

– Каждый год меня приглашают на фестиваль «Московская осень» в Союз композиторов. В минувшем году композитор Евгений Щербаков написал для меня концерт для виолончели со струнным оркестром. Этой же осенью с успехом в концертном зале «Зарядье» прошла и другая мировая премьера композитора Сергея Ахунова «Эпиграфы», с участием поэта Сергея Завьялова и актрисы Ингеборги Дапкунайте. Я был первым исполнителем сольной сюиты Александра Чайковского, много лет сотрудничаю с Леонидом Десятниковым. Общение с современными композиторами полезно для меня, потому что становится понятным, чего они хотят. А исполняя классическое наследие, приходится сравнивать изданные редакции с оригинальным текстом! С уважением отношусь к творческому наследию.

Виолончельный концерт А. Дворжака си минор (соч. 104), прозвучавший в первом отделении концерта, создавался уже зрелым, маститым композитором в возрасте 53 лет. В тематическом плане он перекликается с его же самой известной симфонией с подзаголовком «Из нового света».

 И этот тематизм – знаковый в его творчестве, когда с первых же нот узнаётся автор сочинения. По определению Рустама, это один из самых любимых и популярных концертов – хит просто! Нет ни одного виолончелиста, который бы его не играл. Когда в семье ждали первенца – его, Рустама, отец учил этот концерт на контрабасе. Так что Рустам воспринял это произведение не только «с молоком матери», а даже намного раньше.

– Вам нравится, что первая и третья части концерта так тематически связаны между собой? 

– Да, очень… во второй части тоже есть тематические арки с крайними частями.

За свою многолетнюю концертную деятельность Рустам играл со многими коллективами и разными дирижёрами, но с нашим ГСО РТ с художественным руководителем и главным дирижёром Александром Сладковским встречаться на сценической площадке ещё не доводилось. Поэтому в преддверии выступления в Казани Рустам посетил их в Москве в зале им.  Чайковского, где в исполнении ГСО прозвучали  «Симфонические танцы» Рахманинова. Выступление произвело колоссальное впечатление, показалось, что это совсем новое прочтение классики.

– Дирижёр, – рассказывал Рустам, – потрясающий музыкант с утончённым мировосприятием, влюбленный в музыку, получающий настоящее удовольствие от процесса её исполнения. И оркестр оказался тоже потрясающий: группа медных духовых выглядит на европейском уровне, не говоря уже о струнных. Принимали выступление москвичи просто отлично, – продолжал рассказывать Рустам, – все кричали «Браво!» 
Вместо слова «аншлаг» (битком набитый зрителями зал), он дважды произнес: «Биток был! Биток!»

А вот что сказал сам дирижёр Александр  СЛАДКОВСКИЙ после концерта о виолончелисте: 

«Редко встречаешь музыкантов, которые чувствуют музыку кожей, а на самом деле, у них даже нет кожи – сплошной нерв и душа! 

Я воспринимаю этого музыканта как чистого, абсолютно совершенно фантастического виолончелиста, который сопереживает каждый звук, каждую тему, он постоянно в этом потоке. 

И, конечно, он в свои годы уже достиг огромного мастерства. Я первый раз с ним играю, очень рад, что корни у него татарские. Это исторический день и для нас, и для него, я уверен, тоже. Поэтому я этому контакту счастлив, уверен, что мы будем продолжать сотрудничество…»


Страны, города, новые страны, новые города... А в памяти остаются гостиничные коридоры или сценические площадки. Но это и есть сама жизнь – жизнь концертирующего музыканта. Зато появляются всё новые и новые друзья в других странах и городах. И в Москве круг поклонников растет и ширится. 


«В Казань, на концерт приехала целая делегация близких моих друзей из Москвы. Я им очень благодарен. Играл как дома, чувствуя их поддержку», – говорит музыкант. 


Рустам снялся в двух короткометражных фильмах и ещё собирается сниматься: интересно! В одном из фильмов его герой, по профессии фотограф, говорит совсем юной девушке:
 – Видишь, как я стар? 
– Нет, ты не стар, – отвечает девушка. 
– Я стар, – продолжает утверждать герой, – очень стар, Superstar! И смеётся в кадре… 
 

автор: Наиля Шарифуллина

фото Алисы Калипсо и из архива ГСО Республиуки Татарстан
 

Теги: БКЗ им. Сайдашева время, культура, журнал "Идель" литература, творчество

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев