«СВЯЖСК – ЭТО НАВСЕГДА»
Сегодня о Свияжске говорят и пишут много, я же хочу рассказать о человеке, который поднимал тему сохранения острова тогда, когда это было, мягко говоря, немодно. На официальном уровне Свияжск, его тяжелое прошлое и настоящее были нежелательной темой, предметом умолчания. И все-таки был в Казани человек, который при любой возможности говорил об острове, о его истории и архитектуре, собирал документальные материалы – вещественные, письменные, устные и боролся за сохранение того малого, что выжило в катаклизмах ХХ века.
Сегодня о Свияжске говорят и пишут много, я же хочу рассказать о человеке, который поднимал тему сохранения острова тогда, когда это было, мягко говоря, немодно. На официальном уровне Свияжск, его тяжелое прошлое и настоящее были нежелательной темой, предметом умолчания. И все-таки был в Казани человек, который при любой возможности говорил об острове, о его истории и архитектуре, собирал документальные материалы – вещественные, письменные, устные и боролся за сохранение того малого, что выжило в катаклизмах ХХ века.
Владимир Владимирович Чумаков родился в Казани 7 июля 1931 года. В советских анкетах не существовало социальной категории «потомственный интеллигент», и в документах социальное происхождение значилось так: «из служащих». Так сформулировано социальное происхождение и в «личном листке по учету кадров» В.В.Чумакова. Но есть и другие документы. Они уточняют, что отцом Владимира был Владимир Николаевич Чумаков (1900 – 1965) – архитектор, мать – Галина Николаевна (1910 – 1998) – домохозяйка. Она рассказывала, что сын рос и воспитывался в любви к прекрасному и уважении к истории. Рано научившись читать, Владимир полюбил литературу. Кроме истории, его интересовала хорошая поэзия. Он был записан в школьную и городскую библиотеки. Сосед по квартире профессор И.Ф. Козлов также делился с ним своими книгами. Все это сформировало мировоззрение Владимира Чумакова.
В 1939 г. В.В. Чумаков поступил в среднюю общеобразовательную школу №19 им. В.Г. Белинского. Это была одна из лучших школ города. Казанская интеллигенция стремилась отдать туда своих детей. Ее выпускники составили славу и гордость республиканской науки и культуры. В 1949 Володя Чумаков оканчивает школу и поступает в Казанский инженерно-строительный институт (КИСИ), решив продолжить дело отца. Незадолго до получения диплома В.В.Чумаков был вынужден прервать учебу по состоянию здоровья (слабые легкие). Профессиональное образование он завершил во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте в Москве. С 1961 по 1963
В.В. Чумаков учился на факультете проектов гражданского строительства и в 1963 г. получил диплом о высшем образовании по специальности «Инженер-строитель».
Свою трудовую деятельность он начал в мае 1953 г. в Специальной научно-реставрационной производственной мастерской Управления по делам строительства и архитектуры Совета Министров ТАССР. Это учреждение располагалось в Спасской башне Казанского Кремля. Юноша с незаконченным профессиональным образованием был назначен на должность архитектора. Здесь он проработал до августа 1957 г., а с сентября перешел на работу старшим лаборантом в Казанский инженерно-строительный институт (КИСИ) на кафедру архитектуры и еще до получения диплома начал преподавать. С декабря 1963 по октябрь 1964 он заведовал вечерним отделением института. С ноября 1964 г. до сентября 1965 г., В.В. Чумаков прожил в Волгограде, где на конкурсной основе был принят на должность ассистента кафедры архитектуры Института городского хозяйства.
В 1965 г. скончался отец, Владимир Николаевич Чумаков. Это печальное событие заставило В.В. Чумакова вернуться в Казань и взять на себя заботу о матери. Он поступает на работу на должность ассистента в инженерно-строительный институт: сначала на кафедру начертательной геометрии и графики, а с сентября 1967 г. – на кафедру архитектуры. В 1969 становится старшим преподавателем. Его учебная нагрузка на дневном и вечернем отделениях КИСИ превышает 900 часов. Он ведет такие предметы, как «Гражданские здания», «Архитектура сельских и сельскохозяйственных комплексов», под его руководством создаются курсовые и дипломные проекты, он входит в ГЭК (государственную экзаменационную комиссию), ведет студенческие практики.
В 1965 г. Владимир Владимирович женится, а в 1966-м у него родился сын Федор. Однако жизнь с его матерью, Зоей Федоровной Брюхановой, заведовавшей отделом Республиканской библиотеки, не сложилась. В анкетах начала 1970-х гг. в графе «семейное положение» писал «холост. Однако в середине 1970-х гг. он вновь женился. Его супругой стала Тамара Тихоновна Калашникова.
Несмотря на большую занятость, В.В. Чумаков находил время для общественной работы. Надо сказать, что это было обязательным практически для любого члена социалистического общества, тем более для преподавателя. В конце 1960-х – в 1970-е гг. он был членом Художественного Совета института, входил в Республиканский Совет охраны памятников культуры ТАССР. Можно перечислять факты повышения профессиональной квалификации, благодарности в приказах ректора и многое другое, что запечатлено в характеристиках, протоколах, анкетах и других документах, составляющих личное дело старшего преподавателя кафедры архитектуры КИСИ В.В. Чумакова. Человек он был разносторонне развитый, с широким кругом интересов.
Как же в его жизни появился Свияжск? Когда Чумаков впервые попал на этот заброшенный остров, то «заболел Свияжском». Наиболее раннее из документально подтверждаемых свидетельств пребывания В.В. Чумакова в Свияжске относится к 1957 г. Это фотография фрагмента фресковой росписи на внешней поверхности стены Никольской церкви. Роспись была обнаружена Владимиром Владимировичем во время ремонта кровли над алтарем Никольской церкви. Позднее этот снимок был помещен автором в его книгу о Свияжске. Скорее всего, ремонтно-реставрационные работы на острове проводились казанской мастерской, где он в то время работал.
Научный интерес к истории архитектуры Свияжска проявился позднее, когда В.В. Чумаков стал преподавателем инженерно-строительного института. Первая его печатная работа была опубликована в сборнике тезисов научной конференции КИСИ в 1965 г. и скорее напоминала научный отчет.3 В аналогичных сборниках можно найти статьи В.В. Чумакова о Свияжске и в другие годы. Так, в 1967 г. была опубликована статья «Планировочная структура и застройка Свияжска», в 1979 г. – «Памятники гражданской архитектуры Х1Хв. – ансамбль административных зданий Свияжска». Работа обобщающего характера, посвященная анализу генерального плана города Свияжска в первой половине Х1Хв., осталась неопубликованной. Она была представлена в качестве отчета о научной работе в 1980 г.
В соавторстве с В.П. Остроумовым В.В. Чумаков смог опубликовать материал об архитектурной истории Свияжска в центральном журнале. Московское издание всесоюзного масштаба «Наука и жизнь» в 1967 г. напечатало на своих страницах статью «Город древя … хитр сотворен».4 Текст этой статьи вошел в упоминавшуюся выше книгу этих авторов. Хочется отметить, что после 1943 г. это была первая публикация,
специально посвященная Свияжску на всесоюзном уровне.
В эти же годы В.В. Чумаков начал ставить вопрос о сохранении памятников архитектуры острова-града. Чуть позднее, в начале 1970-х гг., им была высказана идея создания заповедника.
«Думается, что Свияжск как памятник древнерусского зодчества не может и не должен находиться в забвении. Он будет пользоваться не меньшей популярностью, чем, скажем, Кижи, если его сделать архитектурным заповедником». Причем эта идея имела под собой ряд конкретных предложений по ее возможной реализации. Главным В.В. Чумаков считал сохранение уцелевшего культурного наследия. Неоднократно он высказывался о том, что «только на научно обоснованных исследованиях и путем глубоких раздумий можно сделать правильные выводы». Суть идеи заключалась в консервации на первом этапе и бережной реставрации на втором памятников архитектуры Свияжска. В.В. Чумаков считал обязательным отсутствие каких-либо новых сооружений на острове и предлагал вынести на берег реки Свияги всю туристическую инфраструктуру: гостиницы, магазины, кафе, бары, рестораны, развлекательные комплексы. Конечно, в советское время не ставился вопрос о возрождении монастырской жизни на острове, хотелось сделать Свияжск привлекательным объектом для туризма и отдыха, открыть его для любителей старины, древней архитектуры и изобразительного искусства. Но во главу угла своих проектов В.В. Чумаков ставил медицинский принцип «не навреди!». Проект Чумакова не был нацелен на нарушение неповторимой ауры древности, сохранявшейся на острове во многом благодаря его заброшенности. Вот эту атмосферу старины стремился сохранить В.В. Чумаков, превращая в то же время Свияжск в музей-заповедник.
В 1970-1980-х гг. В.В. Чумаков много сил и внимания отдавал студенчеству, справедливо полагая, что в руках молодежи наше будущее. Приезжая в Свияжск со студентами своего родного КИСИ и с практикантами исторического факультета Казанского университета, Чумаков проводил учебные занятия, практики, беседы. Раскрывая ребятам тайны своего любимого города, он знакомил их с историей архитектуры, с принципами древнего градостроительства, с историей острова, передавал им легенды и были обитателей Свияжска.
Для сбора материала В.В. Чумаков не только знакомился с архивами Москвы и Казани, но и собирал документы личных архивов людей, чья жизнь каким-либо образом была связана со Свияжском. Он находил их через общих знакомых, даже путем случайных встреч. Например, в беседе, чаще всего не относящийся к теме Свияжска, выяснял, что человек имеет к острову отношение. Остров не отпускал его от себя, эта тема постоянно была в его голове.
Был ли Владимир Владимирович занят другими архитектурными объектами? Несомненно, да. Он очень хорошо знал архитектуру старой Казани, его волновала судьба городских усадеб Х1Хв., он участвовал в разработке проекта восстановления торговой лавки Ромася в селе Красновидово, в музеефикации Ленино-Кокушкино. Однако при этом его главной темой, по его собственному признанию и по воспоминаниям людей, его знавших, был Свияжск.
«Свияжск – это диагноз», – шутил В.В. Чумаков. Соглашусь, что, однажды попав на остров, вы либо останетесь к нему равнодушны, либо будете помнить всю жизнь. Сегодня в условиях бурного возрождения Свияжска, превращения его в музей-заповедник, в центр туризма необходимо вспомнить о тех людях, которые посвятили этому делу свою жизнь. Думаю, что в создающемся на острове музее должно найтись место для увековечивания памяти В.В. Чумакова. Тем более в Национальном музее Республики Татарстан имеются переданные в фонды коллекции, которые долгие годы собирал Владимир Владимирович. Коллекционер он был страстный. Еще школьником начал собирать карандаши. В течение жизни он собрал интересную коллекцию старинных ключей, гирь, светильников, значков, открыток (большинство из них – виды старой Казани). Неординарность Чумакова-коллекционера заключалась в том, что он делал свои собрания достоянием общественности, он выставлял их на общее обозрение, увлеченно рассказывал о собранных предметах, занимался их реставрацией. Мать, Галина Николаевна, и вдова, Тамара Тихоновна, выполнили пожелание В.В. Чумакова о передаче его коллекций в фонды Национального музея Республики Татарстан, с которым его дружба и сотрудничество продолжались на протяжении пятидесяти лет.
Листая Личное дело В.В. Чумакова в Архиве КГАСУ (бывший КИСИ), переворачиваю последний документ – Приказ №852 от 1 ноября 1988 г. Ректора
В.Н. Куприянова об исключении В.В.Чумакова из списков профессорско-преподавательского состава в связи со смертью.
Измерьте старых улиц биотоки
Истории, намеченной на слом.
Храните старину!
И вас потомки
Помянут с благодарностью добром.
Эти строки написал один из друзей-поэтов В.В.Чумакова, разделявший его взгляды. Нам остается только присоединиться к ним и добрым словом вспомнить тех людей, кто и сегодня теми или иными доступными методами отстаивает дело сохранения объектов культурного наследия нашей страны.
Теги: время, культура, журнал "Идель" литература, творчество, молодежь
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев