Театр и кино – две разные женщины
Об отношениях двух индустрий – кино и театра - а также о перспективах «Свияжск АРТели» шел разговор на открытой дискуссии в Творческой лаборатории «Угол».
Об отношениях двух индустрий – кино и театра - а также о перспективах «Свияжск АРТели» шел разговор на открытой дискуссии в Творческой лаборатории «Угол».
В Творческой лаборатории «Угол» на актуальную дискуссию собрались театральные критики, продюсеры и режиссеры. На встрече, прошедшей в необычном формате – пресс-конференция и дискуссия в одном - ее участники говорили, чем различаются индустрии театра и кино, дает ли театр режиссеру те возможности, которые не может дать кино, о перспективах работы режиссера в театре, а также о том, нужен ли кинорежиссеру театр и для чего.
Так же эксперты рассказали о программе театральной лаборатории «Свияжск АРТель», которая пройдет на остров-граде 8 - 8 августа.
Театральные эскизы спектаклей в формате сайт-специфик для шестой лаборатории подготовят известные российские кинорежиссеры – Тимур Бекмамбетов, Игорь Волошин и Елизавета Стишова. Тема лаборатории в этом году – дорога. Постановки развернутся на открытой местности, а декорациями послужат природа и архитектура Свияжска.
Сейчас Тимур Бекмамбетов работает над постановкой о Ходже Насреддине. Главные роли сыграют артист театра им. Камала Эмиль Талипов и Нияз Зиннатуллин из Казанского ТЮЗа. В других ролях – Искандер Хайруллин из театра им. Камала и Юлия Маленкина из иммерсивного спектакля «Анна Каренина». Автор текста, написанного специально для «Свияжск АРТели» – казанский драматург и режиссер Ильгиз Зайниев. Во время спектакля, который планируют показать после заката, зрители будут следовать за актерами по берегу.
Режиссер, сценарист Игорь Волошин готовит эскиз по авторской пьесе «Паук». В ней рассказывается о волне репрессий в СССР конца 40-х годов. По сюжету, кинозвезда Ольга Х. попадает в одиночную камеру на Лубянке. Ее пытают, и единственный способ это прекратить – подтвердить, что она работает на британскую разведку. В спокойные часы актриса делит камеру с черным пауком, который превращается в ее друга и собеседника.
Для своего театрального эскиза Елизавета Стишова выбрала произведение «Житие протопопа Аввакума». Напомним, Аввакум – лидер первых старообрядцев, стойкость и бескомпромиссность которого поразила режиссера. Интонация спектакля напомнит зрителям сказку или притчу в духе литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса.
Офф-программа лаборатории будет состоять из одного спектакля удачно состоявшегося тандема режиссера Васи Березина и популярной актрисы Розой Хайруллиной.
Об этом на пресс-конференции рассказала кинопродюсер, театральный режиссер, соучредитель Фонда поддержки современного искусства «Живой город» Диана Сафарова. «В спектакле будут задействованы настоящие коровы, с которыми Роза Хайруллина будет прогуливаться по острову», – отметила она. Постановка, затрагивающая темы современной России и убийства коров, основана на поэме «Слово о полку Игореве.
«В последние два года у нас есть такая тенденция, что на территорию театра мы пытаемся завлечь людей как можно больше из не то чтобы смежных, но из совершенно разных сфер искусств. От этого театр только выигрывает. На примере нашей художницы стало очевидно, что человек был дизайнером, а сейчас стал театральным художником и даже более того - театральным режиссером. Мне кажется, что подобные эксперименты для театра очень полезны, они расширяют его границы и обогащают. Зачастую мы друг другу надоедаем, каких-то открытий не происходит», – отметила театральный продюсер, соучредитель Фонда «Живой город» Инна Яркова.
На вопрос, для чего кинорежиссеру нужен театр, она отвечает так: «Для кинорежиссеров театр интересен тем, что это другой способ коммуникации со зрителем, где нет камеры, где зритель перед собой он видит живого артиста».
В свою очередь, своим мнением на этот счет поделился и директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск», соучредитель Фонда «Живой город» Артем Силкин.
«Для режиссера кино, тем более состоявшегося, работа с театральным пространством – это в любом случае личный вызов. Очевидно, что кино обладает неким набором манипуляторских инструментов в виде монтажа и спецэффектов, которые позволяют усложнить технически, но упростить решение каких-то режиссерских задач. В театре все гораздо сложнее, потому что есть актеры, декорации. Для того, чтобы осуществить успешную постановку, кинорежиссеру нужно предпринять усилия, чтобы решить задачи, которые в кино, может быть, не всегда перед ним стоят», – сказал он.
Как театральный продюсер ощущает разницу в работе театрального режиссера и кинорежиссера? «Это две разные женщины – театр и кино, а мужчина один – режиссер. У них абсолютно разные темпоритмы. Женщина театра вальяжная, а кино начинается внешне и никогда не останавливается. Если в театре планируется премьера, то собирается пресс-конференция, говорят, что пригласили такого-то режиссера, пошили такие костюмы, все это ждут. В плане показа в кино бешеный ритм, независимо от того, авторское это кино или блокбастер», – считает кинопродюсер, директор образовательного форума «Время кино» Альбина Нафигова.
Следующий вопрос, прозвучавший в ходе дискуссии – предоставляет ли театр для режиссера какие-то возможности, которые не может дать кино? На этот вопрос быстро нашел ответ продюсер, сценарист и режиссер Алексей Барыкин. «Я очень точно знаю, зачем и что именно мне может дать театр, чего не может дать кино», – утверждает он. С этим режиссер столкнулся при постановке одного из фильмов в жанре монодрама. «Монодрама – тот жанр, который естественно и органично может существовать как в театре, так и в кино. При этом для кино болезненно мучительный жанр, потому что в нем две разные пластики восприятия. Если работаешь с монодрамой и при этом пытаешься остаться в пластике кино, приходится изобретать достаточно сложные штуки».
Барыкин привел в пример фильм «Изгой» Тома Хэнкса, который повествует история современного Робинзона Крузо, попавшего на необитаемый остров. По словам режиссера, разговор героя был бы абсурдным по причине отсутствия зрителя, поэтому авторы фильма придумывают необычное решение – включить в фильм образ вымышленного собеседника (волейбольный мяч с нарисованным лицом), который дает герою право говорить. В театре же разговор на сцене был бы естественен в этой пластике. «Театр дает право и даже обязанность на символизм и абстракцию, которые в кино можешь себе позволить только если совсем уходишь в фестивально-авторскую плоскость», – говорит Барыкин.
О перспективах работы режиссера в театре рассказала театральный и балетный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска» Айсылу Кадырова. «Анализируя то, что уже было у других людей с этими профессиями, я могу сказать, что театр – это хорошая школа для режиссера, который начинает в театре, а потом что-то делает в кино. Самый яркий пример этому – Петр Фоменко, которого большинство знает как театрального режиссера и очень удивляются, когда видят его замечательный фильм «Почти смешная история» и говорят “Надо же, это работа Фоменко!”». Она отметила: когда сделавший карьеру в кино человек приходит в мир театра, это почти во всех случаях приводит к неудаче.
Спикеры сошлись во мнениях, что главной головной болью кинорежиссера в современном российском кино являются сценарий и бюджет.
А что насчет сегодняшнего российского театра? Действительно ли он предоставляет больше возможностей для эксперимента, чем смешанные с ним области творчества? Этот вопрос был обращен ко всем, в том числе, и к залу.
«По степени откровенности, коммуникации, осмысления каких-то абсолютно новых вещей и явлений театр все-таки находится впереди по отношению к кино и визуальным искусствам. Сам процесс там очень долгий: пока напишут сценарий, пока его снимут и смонтируют, здесь не бывает глубоких обсуждений. В этом плане театр очень интересен, потому что это поле не просто эксперимента, а осмысления нашей жизни», – поделилась своим мнением одна из зрительниц.
Еще одна участница дискуссии озвучила свое мнение о том, в чем она, как зритель, видит различие между театром и кино. «Когда зритель смотрит кино, он является более пассивным наблюдателем, чем когда смотрит театральную постановку. Кинорежиссер, в отличие от театрального режиссера, может управлять взглядом зрителя. Для того, чтобы вникнуть в театральную постановку, зритель должен сделать гораздо больше работы внутри себя. Кино – протертая пища, а театр все-таки пища твердая, которая требует работы от потребителя, чтобы ее правильно усвоить».
Напомним, «Свияжск АРТель» – это ежегодная театральная лаборатория в Свияжске. Ее проводит Фонд поддержки современного искусства «Живой город» при содействии Министерства культуры РТ. Формат лаборатории означает, что режиссеры готовят эскизы спектаклей в очень сжатые сроки — буквально за несколько дней.
В «Свияжск АРТели» участвовали известные режиссеры из России и не только: например, лауреаты «Золотой маски» Дмитрий Волкострелов, Всеволод Лисовский и Роман Феодори. Год назад на лабораторию приезжал Штефан Кэги — один из создателей знаменитой театральной группы Rimini Protokoll: это была его первая оригинальная работа для России.
Галерея
Теги: театр кино свияжск арт
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев