Логотип Идель
Время

Театру кукол «ЭКИЯТ» - 85 лет!

Татарский государственный театр кукол «Экият» делает все для того, чтобы ребенок сидел в зале не один, а с мамой, а еще лучше – с мамой и папой, с бабушкой и дедушкой. Многие спектакли театра – для семейного просмотра: они интересны и детям, и взрослым. Любой взрослый даже на детском спектакле чувствует магию. Ведь мы отчетливо видим только персонажей-кукол. А кто скрывается за ними и оживляет их?

Самый загадочный театр – это театр кукол. Ширмы, тени, силуэты, сами движения кукол создают ощущение волшебства. Это особый вид искусства со своими уникальными и поистине безграничными выразительными возможностями. И, конечно, в любом спектакле в той или иной степени присутствует воспитательный момент, ведь в основе любого сказочного сюжета лежат размышления об общечеловеческих ценностях, о добре и зле, о том, что такое дружба, уважение и любовь. Дети, приходя в театр кукол, всегда ждут чуда. Они учатся на спектаклях, как и на книгах, познают жизнь. Хотелось бы, чтобы взрослые понимали: театр – это не только развлечение, но и определенный душевный труд для маленького человека. 


Татарский государственный театр кукол «Экият» делает все для того, чтобы ребенок сидел в зале не один, а с мамой, а еще лучше – с мамой и папой, с бабушкой и дедушкой. Многие спектакли театра – для семейного просмотра: они интересны и детям, и взрослым. Любой взрослый даже на детском спектакле чувствует магию. Ведь мы отчетливо видим только персонажей-кукол. А кто скрывается за ними и оживляет их? Татарскому государственному театру кукол «Экият» 28 октября исполнилось 85 лет! 


За 85 лет своей истории Казанский театр кукол прошёл увлекательный путь, богатый событиями, поисками и свершениями. Его сегодняшнее состояние – результат самоотверженного труда и творческого вдохновения множества людей – настоящих энтузиастов своего дела. 


Несколько поколений актёров, режиссёров, художников, а также технических, административных сотрудников и руководителей, работавших в разные годы, вложили немало сил в становление театра.


 Более 40 лет на должности главного режиссера проработал заслуженный деятель искусств РФ и РТ Ильдус Зиннуров (1977-2018 гг.). Он осуществил постановки более ста спектаклей на русском и татарском языках. Особое внимание И. Зиннуров уделял национальной драматургии. Им были поставлены пьесы известных поэтов и прозаиков Рената Хариса, Гульшат Зайнашевой, Рафиса Корбана, Флеры Тархановой, Зульфата, Амануллы, Ркаиля Зайдуллы, Рузаля Мухамметшина и др. 


Режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ и РТ Людмила Дьяченко проработала в театре 45 лет (1972-2017 гг.). Она стояла у истоков зарождения профессиональной школы актеров-кукловодов в Республике Татарстан в Казанском театральном училище, выпускники которого составили основу труппы театра. Все они образовали творческий костяк коллектива на долгие годы. Каждое имя – это целая страница открытий, новшеств, высокого профессионализма.

Уже 26 лет руководит театром Роза Саитнуровна Яппарова. Театр кукол «Экият» многие ассоциируют с ее именем. Роза Саитнуровна внесла особый вклад в развитие искусства театра кукол. И речь идет не только о репертуаре, насыщенном классическими произведениями и великими именами поэтов, драматургов Наби Даули, Зульфата, Равиля Бухараева, Ркаиля Зайдуллы и т.д. Сотрудники и актеры всегда с почтением говорят о ней как об учителе – именно так они называют своего руководителя. 


Кроме того, личная заслуга Розы Саитнуровны – организация и проведение Международного фестиваля театров кукол «Шомбай-фест». В этом году с 23 по 28 октября в Татарском государственном театре кукол «Экият» прошел III Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-фест–2019». В работе фестиваля представили свои лучшие спектакли именитые российские коллективы и иностранные коллеги из Франции, Италии, Азербайджана, Белоруссии, Башкирии, Хакасии, Карелии, Новосибирска, Красноярска, Абакана, Белгорода и другие. Одна из главных задач фестиваля – дать возможность зрителям познакомиться со всем многообразием мирового кукольного искусства. Идея проведения фестиваля была поддержана Министерством культуры РТ и реализована с его участием. За годы проведения Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest» собрал на своей площадке более 30 театров со всего мира. 


Авторитет, положительный имидж Татарского государственного театра кукол «Экият», сложившийся за последние годы в российских театральных кругах кукольников, – результат всесторонней эффективной деятельности Розы Яппаровой в едином театральном пространстве. 

В настоящее время в театре работает более 100 человек, из них 35 актеров. 

Народные артисты РТ – Наталия Егорова, Рамзия Файзуллина, Александр Карпеев, Эльвира Гилемханова; заслуженные артисты РТ – Ришат Гиздатуллин, Сергей Кузнецов, Юрий Чуктиев, Владимир Фечин, Даниль Утешев, Гульнур Габдрахманова, Фанзиля Сабирова, Дилюс Хузяхметов, Татьяна Сорокина и другие. Молодые актры приходят в театр в основном по окончании Казанского государственного института культуры и Казанского театрального училища. Недавно труппа пополнилась новыми молодыми актерами: Ириной и Эдгаром Гайнуллинами, Ниязом Садыковым, Лейсан Миннахметовой и т.д. 


В настоящее время в репертуарной афише театра более 50 спектаклей по произведениям татарской, русской и зарубежной литературы. Многие спектакли являлись участниками и лауреатами Всероссийских и Международных театральных конкурсов и фестивалей. Это «Гуси-лебеди» Л. Кожевникова, «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, «Буратино» А. Толстого, «Камыр батыр» С.  Хусни, «Су анасы» Г. Тукая. Театр находится в постоянном творческом поиске. К работе привлекаются лучшие драматурги, режиссёры, композиторы, художники не только из Татарстана, но и других регионов. В результате создаются спектакли, интересные не только детям, но и взрослым. Среди них следует отметить спектакль для взрослых «Ханума» А. Цагарели в постановке И.  Зиннурова, «Ночь перед Рождеством» в инсценировке и постановке известного режиссера, художественного руководителя Пензенского областного театра кукол,
заслуженного деятеля искусств РФ, Лауреата национальной театральной премии «Золотая маска» – Владимира Бирюкова. 

«Пой, курай!.. Играй, Шомбай»!» по пьесе С. Дорожко (на русском и татарском языках) заслуживает особого внимания. Свой юбилей Татарский 
государственный театр кукол «Экият» встречает с новым главным режиссёром. Верится, что Ильгиз Зайниев с его чувством ответственности, работоспособностью и уже достаточно большим профессиональным опытом сумеет сохранить всё лучшее в театре.


 В преддверии юбилея театра мы решили поближе познакомиться с артистами-кукольниками театра и узнать все секреты этой необычной творческой профессии. 

 Кто все эти волшебники, которые, благодаря своим рукам и голосу, оживляют кукол и творят настоящую магию? Все тайны работы артиста-кукловода и много интересного из закулисной жизни театра кукол нам расскажут артисты Татарского государственного театра кукол «Экият».


Что происходит с куклами, когда они приходят в негодность? 

ДИЛЮС ХУЗЯХМЕТОВ,  заслуженный артист РТ:

 – Так как куклы активно используются в ходе спектаклей, они требуют регулярной реставрации. Если эта тростевая кукла, то в большинстве случаев появляется люфт в голове. На руках кисть начинает прокручиваться. Если кукла перчаточная, то внутри все рвется и патроны ломаются. Зачастую мы приносим в бутафорский цех героев спектаклей, которых необходимо привести в порядок – поменять старый наполнитель на новый и, грубо говоря, «залатать дыры». А если честно, в нормальных руках актера при хорошем обращении и хранении ничего с куклами не случается. 


Какие бывают системы кукол? 

ГУЗЕЛЬ ГАЯЗЕТДИНОВА, артист-кукловод: 

– Мне приходилось работать c разными видами кукол. Но самые распространенные в нашем театре: планшетные (или настольная кукла, когда актер живьем работает с куклой прямо на столе), петрушечные, тростевые и ростовые. А в спектакле «Принцесса Крапинка» (А. Шмидт, инсц. Э. Гилемхановой) я работаю с куклой-тантамареской. Это кукла, позволяющая вырабатывать актеру выразительность мимики лица, отрабатывать жестикуляцию и эмоциональную выразительность речи. 


Юлия вы переехали в Казань из Винницкой области, расскажите поподробнее, как вы попали в театр кукол «Экият»?

 ЮЛИЯ ВАСИЛИШИНА, артист-кукловод:

 – Я родилась в маленьком городе в Винницкой области, где не было театра кукол. Изначально поступала на драматический факультет в Харьковский театральный университет, но, пообщавшись со студентами-кукольниками, выбрала специализацию артист театра кукол. Волшебный, красивый мир этой профессии открылся для меня в процессе обучения. После окончания университета я устроилась на работу в Виницкий академический театр кукол «Золотой ключик». Спустя два года коллектив нашего театра был приглашен на Международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава» (г. Белгород), где я познакомилась с моим будущим мужем Константином Карпеевым. Он тоже работает тоже в театре кукол «Экият». Я вслед за ним переехала в Казань. Я очень благодарна руководству театра, что приняли меня на работу и создали благоприятные условия для моего трудоустройства. Международные театральные фестивали сближают! (Смеётся.) 


Чем для вас является профессия кукольника? 

ИРИНА и ЭДГАР ГАЙНУЛЛИНЫ артисты-кукловоды (муж и жена): 
– Кукольный мир – это самый теплый мир. Он уникален тем, что каждый актер творит свою модель мира, в которой существует сам и которую предлагает другим. Кукольник – философ, которому есть что предложить, он всегда занят делом. Мы с женой учились вместе, теперь и работаем вместе. Всегда на сцене помогаем друг другу. Мы дарим детям радость. Нигде больше нельзя увидеть столько детских улыбок. Счастливые детские лица – вот наша лучшая награда! Каждый спектакль театра – это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей.

Почему вы выбрали профессию артиста-кукловода, чем она вас привлекла? 

АЛЕКСАНДР КАРПЕЕВ,  народный артист РТ:

 – Профессию артиста-кукловода я выбрал неслучайно. Я с детства любил театр кукол и с большим интересом смотрел кукольные спектакли. Волшебный, красивый мир театра кукол открылся для меня в Казанском театральном училище. Мне нравится выражать эмоции через куклу. Перед кукольником стоит более сложная задача, чем перед драматическим актером. Артист театра кукол — универсальный актер. Драматический актер учится ходить и говорить на сцене, оправдывать свои действия, а актера театра кукол, помимо этих знаний, обучают управлению куклой, цирковым элементам и многому другому. Профессия кукольника сложна, она требует больших эмоциональных и физических затрат. Однако моменты счастья, которые я испытываю, играя на сцене, заставляют забыть о трудностях. Что может быть важнее профессии, которая приносит радость детям!

Какими чертами, по Вашему мнению, должен обладать актер-кукольник? 

РАМЗИЯ БЕЗУС,   народная артистка РТ:

 – Обязательно чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом. Помимо этого, актер должен иметь отличную память и сообразительность. Он должен уметь разбудить море эмоций, передать зрителю каждую капельку чувств мимикой, жестами, интонацией. Быть творческим человеком и испытывать удовлетворение от того, что находишься на сцене, дарить людям радость. У наших актеров, кто давно работает в театре, берут автографы – и это уже показатель: человек состоялся как актер, потому что запомнился зрителям. Поэтому доля здорового тщеславия должна быть в наших будущих коллегах. Необходимо очень большое трудолюбие, потому что в этой профессии его потребуется в достаточном количестве.

В чём успех артиста кукольного театра?

 ФАНЗИЛЯ САБИРОВА,  заслуженная артистка РТ: 

– Сложно сказать. Главный наш зритель – это дети, и, конечно же, хочется, чтобы после увиденного спектакля они снова пришли в театр. Наверное, благодаря театру кукол, детской аудитории, общению с детьми, я чувствую себя всегда прекрасно. Когда я прихожу в театр и знаю, что буду играть для детей, слышу их смех, то все плохое уходит. Это непередаваемое чувство, когда ты через ширму слышишь их дыхание, чувствуешь, что ты зацепил их, схватил зал. Детей-то нельзя обмануть, они-то сразу ложь чувствуют. Когда ты где-то не схватил зрителей, они начинают шуметь. Успех к кукольнику, как правило, приходит на фестивалях, когда коллеги оценивают и признают работу, происходит необходимый для артистов обмен опытом. 

Фото из архива театра «Экият»

автор: Дилия Шаязданова (Зав.литературной частью театра кукол "Экият")

 

Теги: актеры творчество юбилей театр кукол "Экият"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев