Логотип Идель
Время

Турецкая МЕСОПОТАМИЯ

В скалистой местности на юго-востоке Турции с видом на северные равнины Сирии расположен город, переживший Ассирийскую, Римскую, Османскую империи, Осроенское царство и Сассанидскую Персию. Здесь жили, сменяя друг друга, шумеры, ассирийцы, персы, римляне, арабы, византийцы, сельджуки, а сейчас его населяют ассирийцы, курды, арабы, турки. С 4500 г. до н.э. город живет своим тысячелетним укладом, и ему совершенно все равно, кто владеет им. В понедельник вечером, после двух перелетов и долгой поездки в автобусе, я сошел с минибюса (микроавтобуса) в старом городе и заглянул в первую попавшуюся гостиницу.

В скалистой местности на юго-востоке Турции с видом на северные равнины Сирии расположен город, переживший Ассирийскую, Римскую, Османскую империи, Осроенское царство и Сассанидскую Персию.  Здесь жили, сменяя друг друга, шумеры, ассирийцы, персы, римляне, арабы, византийцы, сельджуки, а сейчас его населяют ассирийцы, курды, арабы, турки. С 4500 г. до н.э. город живет своим тысячелетним укладом, и ему совершенно все равно, кто владеет им. В понедельник вечером, после двух перелетов и долгой поездки  в автобусе, я сошел с минибюса (микроавтобуса) в старом городе и заглянул в первую попавшуюся гостиницу.

Обстановка лобби, цена мне понравились, и, не долго думая, я решил здесь остановиться. Утром я еще более убедился в правильности выбора: с террасы ресторана открывался вид на равнины Сирии. Утром, почти на восходе Солнца, за завтраком можно было наблюдать просторы равнины, а вечерами за чашкой чая – огоньки поселений. Город Мардин – один из старейших городов Верхней Месопотамии, с давней христианской историей и с населением около 100  тыс. человек. Город насчитывает 7 церквей.  К сожалению, по причине пандемии часть из них была закрыта. Древняя часть города по площади небольшая, с одной основной улицей и множеством маленьких улиц и узких переулков. Но, чтобы обойти и рассмотреть все достопримечательности города, надо посвятить два-три дня своего путешествия. Случайно познакомившись с ассирийцем, владельцем ювелирного магазина, я договорился о посещении ассирийской церкви. Церковь оказалась сирийской православной Сорока мучеников (Kırklar Kilisesi). Другое ее название —церковь св. Бехнама (Mor Behnam). Церковь была переименована в XV веке в честь христианских мучеников Каппадокии. В 1170 году в церковь св. Бехнама были перевезены мощи 40 святых. Эти мощи хранятся там и по сей день. До пандемии здесь регулярно проводились службы на новоарамейском языке (арамейский – язык Иисуса Христа) и церковь была открыта для свободного посещения. Увы, настоятеля не было, и внутрь самой церкви я не смог попасть, а обошел только двор. На соседней улице находится Армяно-Католическая церковь св. Иосифа (Mor Yusuf Kilisesi или Surp Hovsep).
Рядом с городским Музеем с небольшой, но интересной коллекцией артефактов, где представлены образцы ассирийской и бронзовой керамики, находится сирийская католическая церковь Богоматери (Merıyem Ana Kilisesi). На главной улице, напротив отеля, где я остановился, находилась церковь Мор Хирмиз (Mor Hırmız Kilisesi), которая принадлежит халдейскому патриархату. В 10 км к востоку от города располагается один из самых интересных объектов этой области – монастырь св. Анания (Deyrulzafaran). Это древнейший (493 г.) ассирийский православный монастырь, возведенный на месте языческого храма бога Луны. Сейчас монастырь выполняет функцию школы для сирот, которые изучают здесь язык, культуру и традиции ассирийского народа. В стенах обители располагаются усыпальницы сирийских патриархов, ранее служивших в храме. Из исламских достопримечательностей в Мардине привлекает внимание Медресе Зинджирие, основанное в 1385 году. Сейчас здесь проводятся религиозные курсы. Медресе находится в центре Мардина. Строительство другого медресе Касымие началось в XIII веке, но было завершено лишь к концу XIV столетия. Религиозная школа функционировала более 500 лет. Медресе-музей располагается на юго-западе города. В центре города находится построенная в XII столетии династией Артукидов Большая мечеть (Ulu Camii). Уникальным является минарет с резьбой по камню. Обойдя исторические достопримечательности города, советую пройтись по местному базару около Большой мечети. На базаре рекомендую купить разновидности мыла ручной работы из ослиного или козьего молока, различных трав, диких фисташек (или Кевовое дерево, или Скипидарное дерево, или Ложный бакаут, лат. Pistacia atlantica subsp. mutica), серы и пр., одеколон из нарцисса, черной розы и т.д. А также разнообразный кофе: турецкий, турецкий с различными добавками, кофе из зерен диких фисташек, ассирийский кофе, арабский кофе – мырра (mırra). В Мардине развито выращивание и производство миндаля. Самый популярный миндаль в голубой глазури можно приобрести на главной улице старого города. Мардин также славится своей медной посудой, серебром. Этими ремеслами издревле здесь занимались ассирийцы. 

АНТИЧНЫЙ ГОРОД ДАРА 

Прожив 3 дня в Мардине, мы отправились с друзьями путешествовать по Месопотамии дальше. И следующей нашей стоянкой стали руины античного города Дара (Dara Mesopotamia Ruins), в 35 км к юго-востоку от Мардина, в селе Огуз. Античный город был возведен после раскола Римской империи в 505 году по приказу византийского правителя Анастасия I. В ходе завоеваний арабы нанесли значительный урон Даре, и к Х веку город опустел. Сегодня на территории античного памятника располагается деревня с населением из курдов и арабов. В Даре уцелели фрагменты церквей, дворцов, рынков и подземелий, кладбище, цистерна и тюрьма. 

МИДЬЯТ И МЕСОПОТАМСКОЕ ВИНО

 В 70 км от Мардина располагается еще один интересный бывший ассирийский город Мидьят. В городе имеется девять ассирийских православных церквей. Город славится месопотамским вином, которое производят и продают ассирийцы. Город упоминается в глиняных письменах в ассирийских таблетках в IХ в. до н. э. как Матиат, что на арамейско-сирийском означает «мой район, моя Родина». Первые сирийские христиане в Мидьяте жили в пещерах, которые до сих пор сохранились. В Мидьяте живут курды, турки и арабы, ассирийцы, армяне, как этноконфессиональные группы халдеи и езиды. ПоэтомуМидьят называют «городом языков и религий».

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ СТОЛИЦА КУРДОВ ДИЯРБАКЫР

 Вечером, уже в темноте, проехав через затопленный в связи со строительством плотины в июле 2020 года древний город Хасанкейф, впитавший в себя наследие нескольких цивилизаций и расположенный на скалистых берегах реки Тигр в турецкой провинции Батман, мы оказались в Диярбакыр. Город на реке Тигр курды считают своей неофициальной столицей. Возведенный в IV в. по повелению Констанция II, исторически город назывался Амида или Амед. Название Диярбекир (дияр – край) город получил после завоевания в 640 г. арабским племенем Бекир. В истории Диярбекир был одним из пунктов Великого шлкового пути. В 1937 г. Ататюрк лично посетил Диярбекир после очередного конфликта с местными курдами и распорядился заменить имя города Диярбекир на созвучное Диярбакыр (бакыр – медь). В 1981 – 2002 годах Диярбакыр из-за боевых действий между турецкой армией и отрядами Курдской рабочей партии был закрытым городом. Наиболее известным историческим памятником в Диярбакыре является Большая мечеть (Ulu Camii): в VII в. она была перестроена господствовавшими здесь арабами из старой церкви. Исходя из того, что суннитский ислам состоит из 4 мазхабов – Ханафитский, Ханбалитский, Маликитский и Шафиитский, для совершения намаза было предусмотрено выделение в каждой из них специального помещения, что привело к образованию строения, сочетающего в себе синтез разнообразных архитектурных стилей. Из крепости Диярбакыра, где находится Археологический музей, открывается прекрасный вид, в том числе и на Тигр.


МЕККА ТУРЕЦКОЙ КУХНИ ГАЗИАНТЕП

 Немного устав от множества передвижений, в конце недели мы добрались до города Газиантеп. Расстояние по трассе Диярбакыр – Газиантеп около 300 км мы проехали примерно за 3 ч. Источники пишут, что Газиантеп, предположительно, отождествляется с античной Антиохией Таврской. В Средние века за городом утвердилось имя Айнтап/Антеп. В XIX в. в городе имелось шесть армянских храмов. 8 февраля 1921 г. Великим национальным собранием Турции за «заслуги горожан в деле борьбы с французскими оккупантами» к названию города был добавлен титул «победитель» (Gazi). В Газиантепе в 2011 г. был открыт крупнейший в мире музей римской мозаики. Основу экспозиции составили многочисленные мозаики из расположенного в регионе античного города Зевгма, затопленного турками в 2000 г. в связи со строительством ГЭС. Благодаря разнообразию кухни и лучшей баклаве, Газиантеп считается гастрономической столицей турецкой кухни. Кстати, в турецком языке фисташки называют Antep fıstığı, т.е. фисташки (из) Антепа. Таким образом, Мардин славится миндалем, Газиантеп – фисташками, район турецкого Черного моря – фундуком. А грецкий орех больше всего производится по соседству с Газиантепом в Кахраманмараше. Утром следующего дня после Диярбакыра на завтрак мы поехали в заведение, где готовят печенку на мангале. Популярное у горожан место работает всего три дня в неделю: пятница-воскресенье. Хозяину заведения этого достаточно для удовлетворения своих материально-экономических потребностей. Так как я с утра мясо не ем, нет такой привычки, по пути мы купили слоеный пирог с брынзой и турецкие пирожки погча (poğça), которыми турки обычно завтракают.

Плюс друзья-турки взяли специально для меня местный десерт катмер (katmer) – фисташки со сливками в слоеном тесте. И пирог с брынзой, и десерт были настолько сытными, что до вечера я уже ничего не хотел есть, а только пил чай или кофе. На ужин мы попробовали традиционный для этого региона суп Ювалама (yuvalama çorbasi) , состоящий из йогурта, нута, мясного фарша и пр. специй. Что касается кухни других городов, которые мы в этот раз посетили, то в Мардине популярный хлеб, который я не видел в других турецких городах, – сладкий хлеб с корицей и ассирийская булочка тоже с корицей. В Диярбакыре популярны блюда из печени и бараньи ребра (kaburga). Плюс: за это недолгое путешествие мне удалось попробовать различные виды кофе. Это кофе из диких фисташек, кофе с грецкими орехами, классический турецкий кофе, ассирийский кофе – более крепкий в сравнении с турецким, арабский кофе – мырра – очень крепкий. 

К сожалению, за это короткое путешествие море я видел мельком – один день в Анталии и не успел поваляться на пляже. Но я проехал по историческим древним городам Междуречья и в очередной раз убедился, что Турция для туриста и даже для самих граждан Турции – до конца не изведанная и очень интересная страна.

фото автора и из открытых источников


 

Теги: журнал "Идель", молодежь татарстана, творчество

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев