Логотип Идель
Время

Взгляд из будущего

Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова воспитал достойную смену. Среди молодых артистов есть уже ведущие – они задействованы в большинстве спектаклей и проектов. Мы поговорили с ними о театре, любимых ролях, об особенностях работы режиссеров Александра и Ильи Славутских и о том, каким они видят свое будущее в театре.

Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И.  Качалова воспитал достойную смену. Среди молодых артистов есть уже ведущие – они задействованы в большинстве спектаклей и проектов. Мы поговорили с ними о театре, любимых ролях, об особенностях работы режиссеров Александра и Ильи Славутских и о том, каким они видят свое будущее в театре.


 

«Мы, дети этого театра, не могли упасть в грязь лицом: ни с точки зрения профессии, ни с точки зрения человеческих качеств».
Алексей Захаров – ученик Александра Яковлевича Славутского, сначала был вольнослушателем его актерского курса при ГИТИСе на базе качаловского театра, а позже стал полноправным студентом студии и был вовлечен в постоянный репетиционный процесс. С 2009 года Захаров – в труппе театра, и его жизнь целиком посвящена сцене. 
Актер известен зрителям по ролям: Керубино («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше), Пьеро («Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера), Пети Трофимова («Вишневый сад» А.П. Чехова), Славы («Пять вечеров» А.Володина). Одну из своих ролей он считает особенной – это Сергей Павлович Голубков («Бег» М.А.Булгакова). «Голубков – более утонченный, инфантильный, менее эффектный с точки зрения внешних приемов персонаж. Это индивидуальность, которая для меня сложна, это роль “на сопротивление”, для которой требуется совсем другая внутренняя работа. И это очень сложно, я до сих пор борюсь, совершенствуюсь в этой роли. Где-то получается, где-то не совсем, но я надеюсь, что все будет хорошо, что мое движение внутри этого характера не прекратится», – говорит актер. Большая часть жизни актера проходит в стенах театра, поэтому коллектив театра в некоторые моменты является для него даже первой семьей: «Мы очень хорошо общаемся между собой, как в семье. Мы все помогаем друг другу, это хорошее качество для артистов. Иногда бывают такие моменты, когда ты резко обиделся на своего коллегу: по твоему мнению, на сцене он сделал что-то не так. Это быстро проходит, потому что работа превыше всего, и поводом для таких обид всегда бывает желание, стремление сделать лучше». 


По словам актера, в театре царит дружеская атмосфера. Когда в труппу приходят новые молодые артисты, они не остаются без внимания, их всячески поддерживают и помогают, поэтому спустя два месяца они начинают чувствовать себя в театре своими. «У меня и моих сокурсников это вхождение в театр проходило немного иначе. Мы – ученики Александра Яковлевича Славутского и с самого начала, с первого курса с нас спрос был намного выше и серьезнее. Мы, дети этого театра, не могли упасть в грязь лицом: ни с точки зрения профессии, ни с точки зрения человеческих качеств, мы не имели такого права. Мы точно понимали, что должны здесь работать и будем, – вспоминает актер. – Определенно, ответственность лежит на нас до сих пор, и я всегда чувствую ее».


 Алексей Захаров никогда не видел со стороны большую часть спектаклей, в которых занят. «Квадратура круга» (В.П. Катаева) – одна из немногих постановок, которую он видел со стороны как зритель, а затем – уже изнутри как актер. «Это замечательная комедия о любви. Мне кажется, зритель максимально отдыхает на этом спектакле. Мне нравится тот открытый контакт с залом, который в нем есть, нравится ловить эту ответную волну радости», – рассказывает Захаров. 
Режиссеров Александра и Илью Славутских артист воспринимает как абсолютно профессиональных людей со своим видимым режиссерским почерком, поэтому работать ему интересно с ними обоими: «Они похожи методикой работы, очень хорошо понимают профессию, технологию постановки спектакля. У Ильи, как у артиста, есть еще и взгляд изнутри, он может как бы “влезть в твою шкуру” и полностью сыграть за тебя роль. К Александру Яковлевичу я отношусь более трепетно, потому что он мой учитель, наставник. Когда у меня что-то не получается на репетициях, и он ругает меня, я не только пытаюсь понять, что не так, и сделать лучше, но и думаю: Александр Яковлевич расстроился, и это еще одна мотивация подстегнуть себя», – признается молодой актер. 
Алексей Захаров называет качаловский театр своей судьбой и видит свое будущее в нем. Постепенно артист готовится переходить в другую возрастную категорию: из молодого артиста в артиста среднего возраста. Будем надеяться, что этот переход принесет артисту новые интересные возрастные роли.


«Когда выходишь на сцену и видишь глаза, которые ждут какого-то волшебства и феерии, ты отдаешься полностью этому, живешь этим и получаешь такое колоссальное удовольствие».
Ксения Храмова окончила актерский курс Александра Славутского при ГИТИСе на базе качаловского театра. В труппе с 2009 года. 
Несмотря на то, что актриса с восьми лет на сцене, качаловский театр для нее – это другой мир, возможность преодолеть свои комплексы и по-другому посмотреть на себя. «Когда выходишь на сцену и видишь глаза, которые ждут какого-то волшебства и феерии, ты отдаешься полностью этому, живешь этим и получаешь такое колоссальное удовольствие», – признается актриса. 
Актриса считает, что в театре сложился дружный коллектив, готовый помочь каждому артисту и поддержать его: «На первом курсе я в первый раз вышла играть в спектакле совершенно случайно: уволились две актрисы, и вечером в этот же день после репетиции я играла на сцене. Там было очень много массовых сцен и сплоченность, поддержка так чувствовались. Мы постоянно существуем на одном дыхании: вместе собираем материал, в читках кто-то предлагает одно, кто-то другое, и это все вырезается по крупицам и собирается в одно». 
Из всех ролей, в которых сейчас задействована актриса, ей близка роль Маланьи из сказки «Иван-дурак и черти» (Л. Устинова). Это одна из первых работ Ксении Храмовой, которая близка ей по характеру: главная героиня такая же озорная, трудолюбивая и веселая.


По мнению Ксении Храмовой, методы работы режиссеров Славутских очень похожи, ведь Илья является учеником Александра Яковлевича. Под руководством Ильи Славутского актриса работала в постановке «Зимний трамвай». «Это нечто другое, потому что это – стихи казанских авторов, какая-то свобода. Ты идешь и пробуешь что-то свое, а он это не отстраняет. У Александра Яковлевича все равно немного своя определенная схема, которую ты уже знаешь и понимаешь, чего он хочет», – говорит Храмова.


Качаловский театр для актрисы – это семья, дом, дружба и единомышленники. Также это стиль, хорошая драматургия и сильная труппа. Она уверена, что ее ждет хорошее будущее в театре: «Мне кажется, что должен быть какой-то рывок, буду новая я, потому что после рождения ребенка поменялась я и мои взгляды, мысли, отношения. Я должна переродиться и войти во взрослый этап. Я все еще живу в какой-то детскости, как ребенок, а сейчас должна подняться на более сложные и думающие роли». Актриса мечтает сыграть роль Катерины в постановке «Гроза» (А.Н. Островского).


«Доброе обсуждение – это правильное отношение к театру. Если я вижу, что человек по своей наивности и неопытности начинает наигрывать, я считаю своим долгом подойти и сказать об этом».
Виктор Шестаков окончил Челябинскую академию культуры и искусств в 2009 году. В качаловский театр молодой актер пришел в 2013 году, уже имея опыт работы на сцене. Здесь он сразу «вошел» в такую значительную роль, как Ким («Теорема Печенкина, или Последний коммунист» В. Залотухи), потом появились Жевакин («Женитьба» Н.В. Гоголя), Яша («Вишневый сад» А.П. Чехова) и другие. 
Один из самых запоминающихся образов Шестакова – роль Гекльберри Финна в постановке «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (М. Твена). По словам актера, с этим персонажем их объединяет такое качество, как упертость. «Я имел представление о жизни беспризорников, поэтому работать над образом было легко. В детстве мы так же ходили на речку, прятались от взрослых, поэтому мне понятен образ жизни этого героя», – рассказывает он. Для вхождения в образ молодой актер использует специальный прием настройки на спектакль: «Если мы играем Гекльберри Финна, можно походить на растанцовке, позадирать девчонок, такое присутствует. Я считаю, что нужно настраиваться и слушать, как идут сцены. Это нужно для того, чтобы во время твоего выхода не начинать спектакль с начала, а продолжать его, тянуть перспективу». 
Актеру нравится обстановка в коллективе: «Я бы не сказал, что у нас имеются какие-то интриги и заговоры, все по-доброму, все помогают. Общаешься с режиссером, предлагаешь, споришь. Я любитель поспорить с режиссером, у меня своя точка зрения на роль, у него своя. Режиссер убеждает меня, я соглашаюсь. Не испытываешь никаких ущемлений от старших коллег». 


По словам Виктора, Славутский старший является мудрым человеком и режиссером, но с Ильей ему работать: «Я могу больше предложить, творчески подерзить, покривляться на репетициях. Александр Яковлевич может видеть целиком то, чего ты еще не видишь. Он работает на уровне действия, пытается заставить меня действовать, и это правильно. Артист должен действовать, и действовать словом в том числе». Шестаков считает, что спектакли, в которых когда-либо был задействован актер, никогда не могут пройти мимо него и все равно будут являться частью его жизни. Конечно, для него ближе те спектакли, которые репетировались с ним изначально. «Золотой слон», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Трехгрошовая опера» – все эти постановки имеют большое значение для актера, и в каждой из них он играет с большим удовольствием. В последней из них он играл еще в студенчестве. «Пока я с этим не столкнулся, ввиду своей молодости и наивности не знал, что у одного спектакля может быть несколько решений. Когда я был студентом, я не представлял, что со мной такое может случиться. Некоторые спектакли мне пришлось сыграть несколько раз с разными режиссерами», – вспоминает он.
 Коллектив театра по праву можно назвать второй семьей артиста, так как большое количество времени они проводят вместе. Шестаков не видит смысла ссориться с кем-то и обижаться себе во вред – всегда нужно идти на компромисс. Своим долгом он считает помогать молодым артистам, как в свое время на первых репетициях «Золотого слона» ему помогали советами старшие коллеги по цеху Михаил Галицкий и Светлана Романова: «Доброе обсуждение – это правильное отношение к театру. Если я вижу, что человек по своей наивности и неопытности начинает наигрывать, я считаю своим долгом подойти и сказать об этом».


«Для меня качаловский театр – это целый комплекс благоприятностей. Я считаю, что качаловский театр – это бренд, современный театр, который сохранил и несет в себе традиции русского психологического театра», – говорит актер. Он видит свое будущее в качаловском театре, хочет работать, развиваться и получать удовольствие от проделанной работы: «Я бы хотел сыграть бандита, что-то кровавое, трэшевое в стиле Тарантино или героя, который поет. Отдаю себе отчт, что я не Гамлет. Для этого есть внешние данные. Уже со студенчества я понимал, Гамлет – это не мое. Старая актриса никогда не сыграет Джульетту, у меня такая же история с Гамлетом». 

«Я люблю свою профессию за возможность перевоплощаться. Это так интересно быть кем-то другим, позволить себе на некоторое время похулиганить!»
В труппу театра Мария Шеховцова попала в 2016 году, спустя год после окончания Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина. Воодушевленная речью мастеров актриса не осталась в Москве в ожидании работы, а смело уехала в провинцию, где играла в Воронежском театре драмы им. А.В. Кольцова. «Мой первый блин оказался комом, после первого года работы я поняла, что оставаться там больше не хочу. В срочном порядке я стала просматривать варианты других театров, и мой выбор пал на театр Качалова. На мое резюме мне тут же ответили, я приехала, показалась и вот уже третий сезон работаю в одном из крупнейших и лучших театров России», – рассказывает она.
 Творческая жизнь актрисы изменилась с приходом в качаловский театр – интенсивная занятость в репертуаре, которая дает накопить бесценный опыт. «Что особо приятно, вся наша драматургия состоит из великой зарубежной и русской классики. Надо отдать должное Александру Яковлевичу Славутскому за доверие, которое он проявляет по отношению к молодежи, иногда это могут быть даже сложные драматические роли!» – отмечает актриса. 
Коллектив театра стал для Марии Шеховцовой не только настоящей семьей, но вместе с тем и школой жизни: «Люди, с которыми ты проводишь столько времени вместе, становятся для тебя близкими и родными. В такой семье все по-честному, если есть, за что похвалить, обязательно заметят твой правильный вектор, а если есть, за что поругать, укажут на ошибку. Могу без всякого преувеличения сказать – у нас в театре здоровая и рабочая атмосфера! С самого первого застольного дня наравне с артистами сидят балетмейстер и музыкант, которые тоже начинают думать и сочинять спектакль. У художника, как правило, уже готов макет декорации. То есть все цеха начинают работать по своим направлениям, такой механизм можно сравнить с налаженной системой часов! Во время репетиции наш режиссер иногда позволяет себе лирические отступления, поэтому мы всегда в курсе, что творится в мире. Залог успеха качественной работы, бесспорно, – дисциплина, которая царит в стенах качаловского театра». 


Большинство ролей, в которых задействована актриса, являются вводными. Лишь одна драматическая роль – Катя из постановки «Пять вечеров» (А.  Володина) – создана Марией с самого начала репетиций. «Новый, нетронутый материал сложнее уже готового, но тем и интереснее разгадывать и понимать его. К этой работе я отношусь с особым трепетом. Любопытно, что некоторые реакции и поступки моей героини схожи с моими в жизни. Но все же процесс создания этой работы был очень непростой для меня. Я люблю свою профессию за возможность перевоплощаться, это так интересно быть кем-то другим, позволить себя на некоторое время похулиганить! В жизни я себя ограничиваю воспитанием и принципами», – рассказывает девушка. 


Актриса считает, что в методах работы режиссеров Славутских гораздо больше сходств, чем различий: «Совершенно точно оба они преданы своему делу и очень любят свою профессию. Перфекционисты, все выверено и досконально продумано, случайности нет и быть не может. Различие в разнице режиссерского опыта. Александр Яковлевич в силу опытности, как психолог, может подобрать к каждому артисту индивидуальный подход. А Илья Александрович на основании блестящих актерских способностей может тонко и точно подсказать артисту во время репетиции, как воплотить то или иное действие». 


В планах на будущее у молодой актрисы – состояться в профессии и сыграть как можно больше разноплановых ролей. Роли, о которых мечтает Мария, – Варя в постановке «Вишневый сад» и Маша в спектакле «Чайка», потому что в этих образах раскрываются надежда, отчаяние и женская боль.
 «Для меня качаловский театр – это мой второй дом, здесь я провожу большую часть времени. На одной репетиции Александр Яковлевич Славутский процитировал китайского философа: “Выберите себе работу по душе, и вам не придтся работать ни одного дня в своей жизни!” С тех пор в момент усталости, напоминаю себе о том, какой же я счастливый человек, каждый день занимаюсь любимым делом, и что особо важно, – в коллективе единомышленников и друзей».

 


«У меня есть чувство ответственности и долга за то, что я нахожусь в этом театре и профессионально развиваюсь здесь».
Судьба связала Павла Лазарева с качаловским театром в 2013 году. Еще будучи студентом Казанского института культуры и искусств (окончил в 2014 году), Павел попал в театр и «приживался» в нем пять-шесть лет – присматривался к театру и следил за профессионалами на репетициях. Именно тогда к нему и пришло понимание профессии. По словам артиста, он запомнил много мелких деталей, которые накапливались как опыт, который пригодился затем в роли Тома Сойера («Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» М.  Твена).
 «Этот персонаж близок мне тем, что в детстве я хотел быть таким же, чтобы надо мной не было особого контроля, хотелось свободы. Ключевой момент этого персонажа в том, что он жаждет свободы, как и многие дети, которые живут с родителями. Они хотят побыстрее повзрослеть и выйти на волю, самостоятельности и взрослой жизни. В день спектакля я просыпаюсь и начинаю психологически настраивать себя, вспоминаю сцены. Когда прихожу в театр, надеваю костюм и думаю, что я сегодня – Том Сойер, вспоминаю, что мне говорил Александр Яковлевич в процессе репетиций, какие делал замечания. После этого в воображении создаётся общая картина образа и я постепенно вхожу в это состояние, в этого персонажа», – рассказывает актер. Из всех своих ролей наиболее значимыми для себя он выделяет две роли: Хлудов («Бег» М.А.Булгакова) и Граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О.Бомарше). Это первые большие возрастные роли актера, работа над которыми ему дается непросто.


 «Почему-то большинству артистов хочется играть роли, в основном противоположные их природе. То же самое происходит у меня», – объясняет он. В будущем Лазарев мечтает сыграть роль Тевье-молочника, так как ему нравится судьба этого персонажа, моменты общения с Богом. Еще одна роль, в которой он хотел бы себя попробовать, – мистический персонаж Воланд. 


Молодой актер считает театр своей второй семьей: «Меня не раз выручали, всегда поддерживали советами по профессии и вообще в жизни. Отношения замечательные с многими артистами театра, да и не только с ними, так же и с другими службами. У нас никогда не бывает скучно и грустно, всегда весело и позитивно. Во время рабочего процесса нет такого, что кто-то может оскорбить и обидеть, все это понимают и делают свою работу».
 «У меня есть чувство ответственности и долга за то, что я нахожусь здесь и профессионально развиваюсь в этом театре. Для меня качаловский театр – это дом. Мне нравится здесь быть, нравится обстановка и атмосфера. Здесь такие люди, которые хотят заниматься профессией. Для меня это школа, я понимаю, что здесь я развиваюсь, мне нравятся режиссеры, которые со мной работают», – признается артист.
Актеру интересно работать с обоими режиссерами Славутскими в равной степени. «Их главная схожесть – они добиваются результата. Они не бросают начатое дело на половине пути: если это песня, она должна быть хорошо исполнена, если это танец, он должен быть качественно поставлен», – считает он.

 


«В профессии актера нет идеала: ты постоянно взбираешься в гору, а она не заканчивается».
Славяна Кощеева начала работать в театре Качалова в 2013 году еще будучи студенткой третьего курса Казанского университета культуры и искусств. Через год она получила диплом, успешно прошла процедуру смотра и была принята в труппу.
 Качаловский театр во многом изменил жизнь молодой актрисы и смог привить ей хороший вкус к драматургии, книгам, кино, спектаклям и режиссерам. «Одно дело, когда ты показываешь актерские этюды в маленьком кабинете, а другое дело, когда ты выходишь на большую профессиональную сцену и понимаешь, что стоишь с такими прекрасными актерами, народными, заслуженными артистами, на которых ты только недавно смотрела из зрительного зала. На тебе лежит большая ответственность: ты должна гордо нести имя театра!» – считает девушка. Она называет качаловский театр хорошей актерской школой, так как каждый день ей предоставляется возможность узнавать и открывать что-то новое. 
Коллектив театра стал настоящей семьей для молодой актрисы. «Не в каждом театре есть такая сплоченность, такая добрая атмосфера. Мы прекрасно общаемся со старшим поколением. У нас нет такого, что кто-то с кем- то не здоровается. Если у тебя возникла какая-то проблема, можно подойти и обратиться, задать волнующий тебя вопрос, никто тебе никогда в этом не откажет. Когда начинаются репетиции, Александр Яковлевич всегда спрашивает нас, все ли у нас хорошо, делится с нами последними театральными новостями, своими взглядами на те или иные вещи, это всегда очень интересно. Ты постоянно воспитываешься, это все происходит как-то по-семейному», – рассказывает она. «Моим дебютом в театре была роль Дарьи Мочалкиной в “Золотом слоне”. Тогда я не знала, что актеры в день премьеры поздравляют друг друга и что-то дарят. Помню, как сидела и гримировалась, когда ко мне друг за другом приходили актеры с шоколадками, конфетками и поздравляли меня. Это было большим удивлением для меня, и мне кажется, что такая поддержка очень важна». 


Одна из самых ярких и запоминающихся ролей Славяны – персонаж Бекки Тэтчер («Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» М. Твена). Эту роль актриса начала репетировать с самого создания спектакля и, конечно, в работе не всегда все получалось сразу: иногда Славяна начинала изображать маленькую девочку, чего делать нельзя. «Александр Яковлевич всегда нам говорил: как играть ребенка, как играть подростка? Не нужно его играть, потому что дети – это такие же люди, как мы, которые что-то любят, ненавидят, завидуют, плачут, но испытывают точно такие же эмоции», – вспоминает актриса. «Действительно, если я буду стоять на сцене что-то пищать и изображать, этому никогда никто не поверит, а уж тем более дети. Они всегда очень хорошо чуют любую фальшь на сцене. Нужно играть все серьезно, так что никаких кривляний, только подлинное существование на площадке». 


Спектакль «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» является одним из любимых спектаклей актрисы. В нем ей нравится абсолютно все: драматургия Марка Твена и серьезные темы, которые он поднимает в этом произведении, режиссура, музыка, костюмы, сценография, актерский ансамбль. Также Славяна с удовольствием играет в ретро-концерте «Когда зажгутся фонари». Это спектакль-праздник, в котором звучат песни прошедших времен, такие душевные и настоящие. 
Говоря о режиссерах Славутских, она отмечает сходство: кропотливость и тщательность: в постановках нет места для «массовки», и каждая, даже совсем маленькая роль разбирается как главная. У Александра Яковлевича большой режиссерский опыт, в то время как Илья Александрович только начинает «ступать на рельсы режиссуры». Под его руководством актрисе посчастливилось поработать в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». «Мне дали роль служанки Фетиньи и самое интересное, что в пьесе е совсем нет, есть только Дуняша. А Илья Александрович создал целый квартет из слуг, он прорабатывал с нами наши образы досконально: кто они, откуда и почему служат в доме Агафьи Тихоновны. У него большой актрский опыт за плечами. Когда он работает с нами, может подсказать какие-то актерские приспособления, так как он был в нашей шкуре и понимает не только то, как это может выглядеть со стороны, но и то, как там внутри. У Александра Яковлевича большой жизненный опыт, к каждому он присматривается и пытается помочь, найти особенный подход. Он всегда учит нас “думать” на сцене, потому что, когда ты думаешь на площадке, ты никогда не будешь спотыкаться, ошибаться и что-то изображать», – говорит актриса.


 Славяна Кощеева считает себя амбициозным человеком, у которого «много мечтаний и стремлений в голове». «Хотелось бы освоить профессию, стать настоящим профессионалом своего дела. То, что я умею сейчас – это совсем чуть-чуть, маленький шажочек в постижении театрального мастерства, а хочется пройти большой путь. И вообще, наша профессия – это такое дело, когда невозможно научиться всему, всегда есть что-то новое, неизведанное. Мне нравится, что в ней нет идеала: ты постоянно взбираешься в гору, а она не заканчивается», – говорит она. 

Режиссура, педагогика, искусство – нет ничего, что бы было не интересно молодой актрисе. В будущем она мечтает сыграть в пьесах А.П. Чехова Варю из «Вишневого сада» или Наташу из «Трех сестер». Ее мечта – поговорить со сцены словами Шекспира или сыграть героиню исторического романа, например, Жанну Дарк.

«Для меня качаловский театр – это прекрасное чувство вкуса и стиля. Это начинается с самого здания театра и заканчивается простой пуговичкой на костюме актера. Все очень выверено и тщательно подобрано, ко всему разумный подход, осознанный выбор. У нас нет ничего случайного, что могло бы возникнуть просто так. Даже если посмотреть на наш репертуар, какие у нас авторы: Булгаков, Пушкин, Достоевский, Островский, Чехов, Шекспир, Брехт – далеко не в каждом театре есть список таких фамилий. У нас есть свой пошивочный, обувной и бутафорский цеха, где делают реквизит для спектаклей. Я очень благодарна, что меня взяли в театр и воспитывают, что верят в меня и дают мне роли. Александр Яковлевич всегда нам говорит: “Человек счастлив там, где он нужен”.  Я считаю себя счастливым человеком», – говорит актриса.

Фото из архива КАРБДТ им. В. Качалова
 

Галерея

Теги: театр культура театр Качалова творчество

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев