Логотип Идель
Время

Женская пресса в России (II половина XIX – начало XX века)

1914 год стал поворотным в истории русского женского движения. Слияние двух несопоставимых эпох – русской и советской – породило нас – женщин современной России, и чтобы понять и разобраться в самих себе, нам нужно знать, о чем думали и чем жили наши пра и пра-пра бабушки. Массовая активность женщин в стране является ярким показателем кризиса. Женщина была и остается – зеркалом мыслей и настроений общества.

«Если бы меня спросили: чем займутся женщины, когда их выберут депутатами в Государственную Думу»? Я ответила бы: гигиеной в широком смысле этого слова. Отечество наше страдает острой формой болезни. Русские граждане сплошь и рядом поступают так, точно находятся в горячечном бреду… Народ начинает осознавать причину своих болезней и хочет устранить ее. Для оздоровления России необходима свобода, устранение всеподавляющей бюрократической опеки и народное представительство с широкими полномочиями. Важная роль в этом процессе принадлежит современной женщине». М.И. Покровская, редактор журнала «Женский вестник», 1889 г.

 

Женский вопрос назрел в обществе вместе с кризисом, приведшим к революции 1905 года и первой мировой войне 1914 года. Эти события позволили женскому движению сделать качественный скачок. Недаром вслед за политическими в разных странах мира назрели революции сексуальные. Чистый, но скованный традициями и приличиями разум не мог говорить, значит, заговорило порочное тело. При этом женское движение оставалось беспартийным и строго прогрессивным, стараясь воплощать в жизнь просветительские и воспитательные намерения.

В начале ХХ века открылись неиссякаемые богатства женской души и ее огромный запас духовных сил. Женщина вышла победительницей из этой кровопролитной войны народов Европы, которая, в сущности, стала и войной мужчин против женщин, как сторонников порядка отживших явлений, старавшихся доказать, что сама природа указала на зависимое, тягостное социальное положение женщины. Женщина в России увидела перспективу свободной и лучшей жизни. Ей оставалось только убрать заграждения –ограничения имущественных прав, отстранение от участия в общественной жизни, лишение политических прав, малодоступное ей среднее образование, освоение «мужских» профессий.

Возникновение печати не могло со временем не привести к тому, что с развитием средств массовой информации, образовалась и постепенно выделилась в отдельную ветвь газетно-журнальной публицистики женская пресса. На рубеже XIXXX веков она бурно развивалась, этому способствовала политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в России – политический кризис на фоне мощного роста промышленности и стремительного формирования класса промышленной буржуазии, а также общий рост самосознания широких народных масс. Пресса занялась пропагандой нового социально-политического устройства государства либо отстаивала идеалы старого. На фоне политических журналов, женская пресса стояла особняком.

Культурный и интеллектуальный уровень современного общества может объясняться и закрытием в свое время большинства прогрессивных женских изданий. Чтобы перекинуть необходимый для дальнейшего развития мостик из XX в XXI век, нужно знать и помнить, какими путями опыт человечества приобретался, на каких задворках истории были собраны те крупицы мастерства, которыми мы восхищаемся до сих пор. Современной женщине необходимо осознавать, что наши высокообразованные и смотрящие далеко вперед предшественницы пытались способствовать скорейшему развитию женщины как существа глубоко чувствующего и глубоко мыслящего.

Борьба за раскрепощение женщины ведется давно. Огромную роль здесь сыграли женские прогрессивные издания. Сборник «Из истории русской журналистики конца XIX – начала XX века» под редакцией Б. И. Есина дает справку о том, что «на рубеже веков в стране издавалось 785 периодических изданий» с общим тиражом от 20 до 100 тысяч экземпляров. 125 из них имели общественно-политическое содержание. Несомненно, что среди них были и женские журналы.

В справочнике Лисовского «Библиография русской периодической печати с 1703 по 1900 год» и «Русская периодическая печать.1895 – октябрь 1917» под общей редакцией М. С. Черепахова можно обнаружить более 50 наименований различных женских изданий. Начиная с печатного листка с изложением политических позиций и взглядов императрицы Екатерины II на причины неурядиц в стране «Всякая всячина» (1769–1770 гг), заканчивая целыми политическо-научно-литературными журналами и обозрениями: «Современная женщина» (1914г) или «Женщина и хозяйка» (1916–1917).

Проследить эволюцию женских периодических изданий можно от модных ежемесячных изданий или «Библиотеки для дамского туалета» (1779) через сентиментальные «Журнал для милых» (1804), «Дамский журнал» (1823–1833), издаваемый князем Шаликовым, целый ряд «Гирлянд» (1831–1832), «Ласточек» (1859–1860) и «Рассветов» (1859–1862) до «Женского вестника» (1866–1868), «Женского образования» (1878–1881) и «Женского дела» (1899).

Эпоха социальных и политических катаклизмов начала XX века ни в чем, пожалуй, не уступает «смутному времени» наших дней. История распорядилась так, что сегодня мы вынуждены возвращаться к истокам женского движения в России через толстый слой забвения и отголосков прошлого. Возможно, нам удастся сквозь призму лет увидеть то, что не сумели или не успели рассмотреть и воплотить в жизнь наши предшественницы. Сегодня уже не стоит доказывать, что чем интереснее, умнее и образованнее будет женщина, тем ярче будет гореть этот очаг, и тем теплее будет около него мужчине.

Журнал «Женский вестник»

Стал первооткрывателем «серьезных» женских изданий и «законодателем мод» в развитии женских идей на российской почве. Знаменательно и то, что с самого начала в руководстве журнала самое активное участие принимали женщины. И в качестве издателя, и – непосредственно редактора.

До конца XIX века журнал был единственной общественной трибуной, с которой открыто провозглашались права женщин. К середине 60-х годов XIX века эта тема становится одной из самых острых в России. Это было время преобразований во всех сферах: судебная, земская, реформа образования и др. «Все вопросы носились в воздухе, ожидая своих толкователей. И женский вопрос из воздушного тумана спустился на землю, из отвлеченного и теоретического стал практическим и осязательным, так что каждый мог взять его в руки, каждый уже мог думать о нем ясно и говорить ясно. А так как думающих было много, и все заговорили сразу, то и получился общественный энтузиазм!», – писал русский публицист и литературный критик, участник революционно-демократического движения 1850–1860-х годов Николай Шелгунов.

Первый номер ежемесячного журнала «Женский вестник» увидел свет в сентябре 1866 года в Санкт-Петербурге. В передовой статье «Женское дело» известный публицист-демократ В. Слепцов писал: «В основании женского дела положены идеи, от которых человечество вправе ожидать самых плодотворных результатов… Задача этого дела, несмотря на свой специальный характер, клонится к пользе всех людей вообще, без различия пола и имеет в виду установить между нами лучшие отношения». Женский вопрос признавался составной частью проблемы общества в целом.

Издатели – супруги Мессарош говорят о необходимости «разумной, систематической пропаганды путем печатного слова», вернее всяких других путей влияющей на общественное сознание.

Большим плюсом программы появившегося журнала было утверждение о том, что «вопрос о положении женщины тесно связан со многими другими вопросами частной и общественной жизни», а потому и «Женский вестник» не может попасть в разряд специальных изданий. Публикации касались любых вопросов современности. Эта позиция принесла журналу успех и помогла с достоинством выдержать неизбежные нападки недоброжелателей, как из политической, так и из литературной среды. В условиях реакции 1866–1867 годов, журнал занимал наиболее левую, прогрессивную позицию в русской прессе и по ряду причин был закрыт в 1868 году.

«Женский вестник» был сразу взят под перекрестный обстрел критики. Ведущим «внутреннего обозрения» был В. Чуйко, который в острой форме ведет борьбу с противниками женского вопроса. Как-то на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» был опубликован фельетон по поводу статьи одной из сотрудниц журнала. Как писал неизвестный автор, «всему естественно-научномыслящему меньшинству (мужчинам – прим. ред.), известно, что как скоро женщина наденет панталоны, мир обновится и заблистает счастьем». Или некий А. Лубенец в газете «Неделя» придирается к опубликованному в журнале рассказу Н. Г. Помяловского «Данилушка», якобы тот не имеет ни малейшего отношения к тематике журнала. На что Чуйко отвечает, что «Женский вестник» с самого начала не собирался быть «журналом для дам». Наряду с литературными произведениями, здесь печатались путевые заметки, психологические исследования и наблюдения, а также педагогические статьи.

Восстановленный в 1904 году Марией Ивановной Покровской журнал качественно отличался от прежнего. Он стал ежемесячным общественно-научно-литературным журналом, посвященным равноправию и улучшению положения женщин. Об этом впервые в России было заявлено с его страниц. Журнал сразу взял курс на освещение, решение и всяческую поддержку женского вопроса в России. Каждый номер открывался передовой статьей редактора. Далее следовали материалы отдела беллетристики: рассказы, очерки, миниатюры. Выходили циклы статей, публикуемые с продолжением в нескольких номерах и небольшие экскурсы в историю, музыку и литературу. Среди авторов этого периода отметилась Е.В. Фукс, чьи материалы, посвященные любой женской проблеме, полны живой творческой мысли и отмечены своеобразным стилем. Сотрудники иностранного отдела и раздела отечественной хроники собирали интересные факты и публиковали их в виде небольших корреспонденций. Отдельными рубриками шли «Библиография» и «Известия и факты, касающиеся женщин», в которых Покровская обобщала некоторые наиболее значимые события, происшедшие за последний месяц в стране.

Главным вопросом того времени был вопрос об уравнении в политических правах мужчин и женщин, как одинаково значимых для государства граждан. Женщины разных сословий относились к этому по-разному, но и положение их было не одинаковым. Крестьяне были индифферентны. «Женский вестник» писал: «жены их самые равноправные в стране и они это прекрасно осознают. Женщина-крестьянка – это товарищ их (мужчин) жизни, которую они проходят вместе. Они имеют голос не только в семье, но и в обществе, и после смерти мужа становятся главой семьи, и пользуются такими правами, о которых женщины других классов только пока еще мечтают. Не то – в других классах. Мужчина там привык относиться пренебрежительно к жене и матери, и едва ли когда признает их авторитет. В рабочем классе положение жены и матери неудовлетворительное, но все-таки оно не такое, как в среднем и, особенно, в чиновном кругу. И чем выше положении мужа, тем тяжелее положение жены».

Недостатки, существующие во всех сословных кругах, могли бы быть устранены принятием закона о равных правах. Но проект о равноправии женщин в России, внесенный на рассмотрение Государственной Думы в начале 1906 года, вдруг почему-то вызвал настоящий переполох в прессе и в самой Думе. Это еще раз доказывает, что вопрос о женском равноправии давно назрел и требовал незамедлительного решения. В одной из своих программных статей Покровская пишет: «Несочувственно у нас в России относятся к равноправию женщин. И что всего удивительнее, восстают против него и люди интеллигентного общества… появились статьи о несочувствии проекту равноправности женщин в России даже таких святил, как граф Толстой. Считается, что равноправная женщина отрекается от своей истинной роли. Да в чем же видят это отречение? Женщина стремится к равноправности не из тщеславия, а исключительно ввиду своего материнства, желая воспитывать настоящих людей, а не нравственных уродов… Целесообразнее было бы не обезличивать современную женщину, жену и мать, а дать ей способ влиять на своих сыновей и воспитывать их, как честных граждан страны. Для того, чтобы воспитывать стойкое и честное потомство, не надо обезличивать жену».

Покровская здесь открыто заявляет поддержку женскому движению и готова проводить идеи равноправности женщин на самом высоком уровне, вплоть до Государственной Думы: «Дайте равенство русской женщине, чтобы она могла фактически влиять на воспитание и обучение своего потомства: чтобы она могла оздоровить семейную сферу, перестав быть для мужа объектом досады и неуважения. Равноправие русской женщины среднего круга – это узда для ее сильной половины. Инстинктивно проявляя боязнь равноправия своей жены и матери, современный мужчина во что бы то ни стало хочет удержать за собой право карать и миловать».

Новый женский журнал, родившийся в котле бурных политических событий и столкновений самых разных мнений на общественный прогресс, государственное устройство, вышел обновленным и закаленным, что помогло изданию пережить еще многие катаклизмы времени и просуществовать до весны 1917 года. Девизу «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» журнал противопоставлял призыв «Женщины, всех стран, объединяйтесь!»

Пропагандируя идею мирного обновления жизни, признавая литературные и парламентские формы борьбы, журнал не забывал об ужасах 1905 года, о революции, которая принесла потрясение и горе многим  тысячам женщин – матерям, женам, сестрам. Беллетристический отдел журнала полон очерками, рассказами, заметками об этих событиях, где авторы с документальной точностью описывают то, что им пришлось увидеть и пережить.

В иностранном разделе обсуждаются новости Европы и Америки, касающиеся женского вопроса. В 7 и 8 номерах за 1906 год опубликована статья «Социализм в Новой Зеландии», где зарубежный корреспондент  рассказывает о том, что «в 1983 году все женщины в Новой Зеландии, белые и цветные – получили политические права и сравнялись с мужчинами перед законом (получив право голоса в народном представительстве) и все это путем мирных реформ». Выводы, к которым приходят авторы этих материалов – не в пользу российских порядков. Отношение к женщине в России не менялось со времен «царя Гороха».

«Борясь за свои законодательные права, женщины должны научиться защищать себя сами, не дожидаясь, пока помощь придет со стороны сильного пола», – пишет Покровская. – Сегодня, когда вопрос о политическом освобождении народа стоит особенно остро, важно вспомнить о том, что рабство, в том числе и появление жен-рабынь, пришло к нам из глубины веков с появлением в мире грубой силы, насилия человека над человеком. При достижении политической свободы западно-европейскими народами главную роль играло общественное сознание, а не грубая сила».

Освобождение женщины – не женский вопрос, а общечеловеческий, он дает громадный толчок общественному прогрессу.

В 1906 году на страницах журнала велась жаркая полемика о появлении в России женской прогрессивной партии, целью которой было создание  нормального социального строя и дарование женщине равных с мужчинами активных и пассивных избирательных прав. Партия эта мыслилась как клуб женщин буржуазной среды и потому не имела поддержки со стороны женщин других слоев общества. Но ее деятельность помогла женскому движению набрать новую силу и привлечь внимание к журналу «Женский вестник». Был выдвинут лозунг «Объединение, помощь и поддержка друг другу!» Русские мужья усмотрели в журнале злостного агитатора, который смущая их легкомысленных жен, стремится разрушить вековые устои русской жизни. Они предприняли борьбу с журналом, дискредитируя его критикой и насмешкой, а иногда и предавая его смерти, собственноручно сжигая.

Активная позиция редакции помогла журналу стать одним из главных проводников идей женского движения в России. М. И. Покровская всегда сочувственно относилась к женскому движению, она успела стать одной из самых активных участниц Российского общества охранения природного здравия и достаточно известным в Санкт-Петербурге борцом с проституцией. Журнал призывал к активным действиям.

Помощь «Женского вестника» женскому движению трудно переоценить. Журнал был не просто хорошей поддержкой, но и бесценным вкладом в борьбу за улучшение жизни русской женщины. Женское движение стало стремительно развиваться и набирать силу на фоне политических и экономических изменений нового века, процесс этот оказался неизбежным и необратимым.

В 1910 году в редакцию пришло письмо курсисток Киевских высших медицинских курсов, которое послужило толчком к написанию Покровской целого обозрения с анализом русской прогрессивной печати:

В полугодовой подшивке журнала «Русское богатство» находим переводы с немецкого двух романов: «История юной Ренаты Фукс», повествующая о дочери миллионера, захваченной новым женским движением, и «Братство» – роман о молодой девушке-работнице простого звания, которая живет своим трудом натурщицы. История дочери миллионера печальна. Очень скоро она в своем стремлении к самостоятельности и свободной любви обнаруживает полную к ней непригодность и к тому же полное отсутствие каких-либо идеалов, которые могли бы служить ей руководящей нитью в жизни и поддерживать в тяжелые минуты. Героиня другого романа не только желает, но и живет своим трудом, но автор рисует ее очень недалекой и погруженной в мелочи жизни.

Покровская отмечает статью Н. С. Русанова «Чернышевский в Сибири», где приводятся отрывки писем Чернышевского к жене и детям. В них он высказывает свой очень гуманный взгляд на женщину. «В его глазах свободное сожительство Панаевой с Некрасовым ее ничуть не унижало. Он признавал, что должна быть одна мораль для мужчин и для женщин. Он был сторонником равноправности и даже равноценности женщин и мужчин. Честь одна и та же у мужчин и женщин, девушек и замужних женщин, стариков и старух: не обманывай, не воруй, не пьянствуй!».

В статье М. Гусельщикова приводятся данные студенческой анкеты за 1909–1910 годы по вопросу о женском равноправии. Положительный отзыв дали 66,7%, отрицательный 17%, безразлично отнеслись 7,7%, неопределенно 3,2%. Признают равноправие с ограничением 0,4% и не ответили на вопрос 5,5% студентов.

 

«Долой проституцию!»

Другая тема публицистического творчества Покровской – борьба с проституцией. Ей она посвятила много сил и трудов. По мнению публициста, «проституция глубоко коренится в нравах современного цивилизованного общества и на нее смотрят как на необходимое в жизни зло… Проститутка, как человек, совершенно забывается и рассматривается с точки зрения физического здоровья».

Служба земским врачом не прошла для Покровской даром. Она воочию наблюдала за поведением тех, кого называли падшими. Она видела в их поступках определенную логику, но в еще большей степени вину перед ними общества. В 1900 году Покровская написала доклад «О борьбе с проституцией» для отделения Российского общества охранения, где раскрывает причины, заставляющие женщин вставать на этот путь. В нем есть такие слова: «Во-первых бродяжничество детей, оставленных родителями на произвол судьбы, а также сиротство (от продажи цветов или профессионального нищенства совсем недалеко до проституции). Во-вторых, дурная семья (скученность, господствующая в жилищах бедного населения, создает условия, благоприятствующие падению девушки), сюда же можно отнести и дурные знакомства. В-третьих, молодая девушка на общественных балах и праздниках встречается с людьми, которые пользуясь ее неопытностью толкают ее на путь падения, плюс ко всему еще сильно развитое у нас посредничество».

По мнению автора доклада, разрушение нравственности наступает еще и вследствие нежелания работать. Лень заставляет девушек поддаться соблазнам, которые обещают облегчить и скрасить жизнь, и толкает их на улицу. Покровская пишет: «Борьба с проституцией трудна, потому что она имеет глубокие корни в существующей организации. Только с повышением нравственного уровня масс, особенно мужской половины рода человеческого, и с изменением социального положения женщины, зло будет мало-помалу исчезать». Само понятие проституции рассматривается в докладе не только как профессия, но и как грязный порок, растлевающий детей. В ее статье «О внеклассном надзоре за учащимися» много нелестных слов высказывается в адрес классных наставников и полиции. Они не только не способны оградить гимназисток от тлетворного влияния, но и принимают в нем самое активное участие (приводится случай с 14-летней А., ставшей жертвой пристава и классного наставника).

В жанре литературной рецензии написана статья Покровской о романе А. Куприна «Яма». К этому жанру Покровская все чаще прибегает для выявления «общественных язв» на примерах рассказов Л. Андреева и А. Чехова.

Весной 1910 года состоялся съезд по вопросам проституции. Женщины выступили с программой по искоренению проституции, но «мужское» руководство всячески пыталось урезать требования представительниц женского движения. Выступая за отмену регламентации (принудительное лечение от сифилиса и еженедельные медицинские осмотры под полицейским надзором) и за закрытие публичных домов, Покровская понимала, что эти меры не будут выполнены в настоящий момент и встретят протест в обществе. При этом она выступает со статьями, обличающими общественное мнение, не считавшее проститутку за человека, а значит, унижавшее достоинство женщины.

«Перед самым съездом я получила письмо за подписью”. Один из тех, чье имя легион, в котором во имя не только мужского благополучия, но и женского, корреспондент находит вполне допустимым пользование проституцией и считает ее неизбежной даже при ранней женитьбе, если мужчина будет сообразовываться с требованиями жены. По его мнению, половой инстинкт не зависит от воли. Не говорите, что это не правда, вы – женщина, замечает он. Мой корреспондент, видимо, вообразил, что такой могущественный довод, который заключается в словах Вы – женщина, должен убедить всякую женщину в том, что проституция необходима. Разница мужской и женской организации в половом отношении – вот главный аргумент, которым сильный пол оправдывает свое бессилие. Но, я думаю, что оправдание не выдерживает критики. Половое влечение является естественным и для мужчин, и для женщин. Я решаюсь утверждать, что оно одинаково сильно у обоих полов. Только воспитание и общественное мнение создало ту разницу, которая так резко теперь выступает» – пишет Покровская.

Как считает женщина публицист начала ХХ века, проституцией пользуются мужчины всех слоев общества. Для высшего класса ее можно причислить до некоторой степени к потребностям роскоши. Низшие слои менее пользуются проституцией, так как вступают в ранние браки и пользуются свободными отношениями в любви. Мужчины среднего сословия, которые не имеют последних способов удовлетворения своих половых потребностей, являются главными потребителями проституции. Существует два мнения и по сей день, о том, что толкает женщин на путь проституции: врожденные непреодолимые склонности или внешние социальные условия. Истина, думается, где-то посередине.

Очевидно, что проституцию можно считать не только следствием, но и причиной нравственного уровня наших браков, неудовлетворительного отношения полов между собой и причиной притупленности нравственного чувства, которое вообще характеризует нашу культуру. 

Журнал «Женское образование» – «Женское дело»

В рассматриваемый нами период проблема женского образования стала как никогда очевидна. Вся полемика, направленная в сторону этого вопроса, велась вокруг необходимости его для женщины. Вопрос о нужности женского образования и получения женщиной самостоятельности, возможности самой себя обеспечивать стоял необычайно остро.

Так появился журнал «Женское образование», в последствии превратившись из узкопрофильного в многопрофильное «Женское дело».  

Журнал открылся в 1972 году в Санкт-Петербурге и существовал под этим названием до 1892 года под редакцией историка и педагога В. Д. Сиповского (историк и педагог, 1843–1895 – прим. ред.). Это был педагогический листок для родителей, наставниц и наставников, издаваемый при Санкт-Петербургских женских гимназиях. Казанские женские гимназии также имели свои издания, но гораздо более скромные. «Листок Казанского женского училища духовного ведомства», «Сборник женской воскресной школы в Казани», «Листок женских богословских курсов в Казани» своей сутью определяли развитие просвещения, особенно женского. Особенностью журналов до 90-х годов XIXстолетия было стремление рассматривать проблему женского образования отдельно от уже сложившейся к тому моменту образовательной системы. Возможно, именно это обстоятельство и помогло через десятилетия в общем целом решить проблему положительно. Журнал ставил своими целями: выработку правильных взглядов на женское образование, улучшение методов и приемов обучения и воспитания в женских учебных заведениях, вынесение способов правильного домашнего воспитания и обучения детей.

Пути достижения целей отражают традиции решения вопроса о женском образовании. Тогда до России докатилась волна всеобщего женского просвещения, зародившаяся во Франции и охватившая всю Европу. В России помимо тридцати институтов благородных девиц, женских гимназий в Москве и Санкт-Петербурге, начинают возникать Высшие женские курсы. Высшие женские курсы в Казани были открыты в 1876 году по ходатайству профессора Казанского Императорского университета Н. В. Сорокина и насчитывали сорок вольнослушательниц.

Цитата из журнала: «Для будущности русской женщины важно уже то, что ей открыто широкое педагогическое поприще. Чем скорее будут введены в действие первые правила для специального испытания учительниц, тем лучше. От этого будет зависеть и преуспеяние высшего женского образования в России, так в высших курсах большинство поступающих ищет подготовки для самостоятельной педагогической деятельности».

Такое положение дел заставило женщину в России искать самостоятельности, осваивая азы, в первую очередь, педагогического мастерства. Следующим этапом стало создание женских ремесленно-технических школ. Таким образом, женское образование выло из домашних стен, и наконец, сдало женщине возможность получить профессию и дело, проявить себя в новом качестве.

В декабре 1867 года в Петербурге на 1 съезде естествоиспытателей Евгения Ивановна Конради (русская писательница, журналистка, публицист и переводчик, 1838–1898 – прим. ред.) сделала доклад о необходимости образования для женщин и устройства для них курсов по физико-математическим и историко-филологическим наукам. Четыреста женщин поставили подписи для подачи петиции ректору Петербургского университета К. О. Кесслеру. В мае 1868 года от ученого совета был получен ответ, выражающий сочувствие делу, но отклоняющий просьбу открыть двери университета женщине.

Женщины решили обратиться за разрешением к министру народного просвещения графу Толстому. Ему было подано прошение и проект научных курсов для женщин. Ровно через год, в 1869 году министром было дано разрешение на проведение совместных для мужчин и женщин публичных лекций. В январе 1870 года начались вечерние чтения. Совет из профессоров университета (Бекетов, Менделеев, Бестужев, Градовский, Сеченов, Миллер, Бородин) постановил «первый год работать даром» (плата за полгода составляла 25 рублей, за предмет – 5 рублей), всего на лекции записалось около девятисот слушательниц. Постепенно выявилась плохая подготовка женщин к слушанию серьезных научных курсов (математики, физики, истории, философии, юридические науки). Благодаря настойчивости и упорству заинтересованных лиц и поездкам русских женщин за границу на учебу, правительство создало особую комиссию, которая признала необходимость учреждения в России высших женских учебных заведений. Для этого много сделал принц П. Г. Ольденбургский.

Был разработан устав, и 9 апреля 1876 года последовало «Высочайшее повеление о разрешении открытия Высших женских курсов в университетских городах России». Тогда открылись знаменитые Бестужевские курсы (во главе стоял К. Н. Бестужев-Рюмин), куда принимали только выпускниц женских гимназий, дающие право на звание домашней учительницы. Окончание курсов не давало никаких дополнительных прав, но это была первая серьезна победа.

Для наставников и наставниц в журнале «Женское образование» также публиковались психологические статьи, знакомящие с детской натурой, наблюдения над детской жизнью, игры и забавы. Помещенные на страницах журнала ряда статей по вопросам о начальном преподавании русского языка и арифметики, двух важнейших предметов элементарного обучения, редакция объясняет тем, что начальное обучение обыкновенно находится в руках женщин – матерей, наставниц и учительниц – и имеет громадное значение для дальнейшего хода учения детей.

Журнал «Женское дело» начал выходить под редакцией А.Н. Пешковой-Толиверовой в 1898 году. Это был ежемесячный литературный педагогический журнал, посвященный вопросам воспитания и самообразования женщин. Его главная задача – помочь женщине-матери разобраться в вопросах, которые ежедневно ставит перед ней жизнь. Вместе с журналом выходило несколько специальных приложений: «На помощь матерям», журнал для детей «Игрушка» и особое приложение «Для малюток» (детей до 8 лет), которое давало детям занимательное чтение. Журнал наладил с читательницами обратную связь, предложив им «доставлять списки своих печатных трудов для помещения в журнале, желая поставить своим читателя возможность следить за научными, литературными и художественными работами женщин в России». Это была первая попытка призвать своих читателей к активным действиям, не случайно страницы журнала изобилуют сценами из провинциальной жизни, дневниками барышень, литературными попытками провинциальных поэтесс. Здесь ощутим прилив нового, искреннего, естественного голоса и чувства, которого уже лишены были любительницы столичных салонов. В оформлении журнала использовались рисунки и гравюры, что вызывало дополнительный интерес.

В воззвании к русским женщинам от журнала есть такие слова: «разрешение общечеловеческих вопросов лежит одинаково как на женщинах, так и на мужчинах, и только общая работа, общие стремления к самосовершенствованию дадут возможность журналу служить культурным задачам нашего времени». Именно самосовершенствование и саморазвитие наравне с мужчинами является главной целью и задачей издания. Высота настроения и ясность ума дают женщине возможность осознать во всем значении свое призвание, как жены, матери и хозяйки – исполнить его и находить в этом исполнении полное удовлетворение для себя».

Обновленная версия журнала, вышла десять лет спустя и просуществовала с 1910 по 1916 год. Новое «Женское дело» стал цветным, иллюстрированным и двухнедельным. На первом печатном лице в верхней части страницы графическим способом была изображена цветная арка с богиней правосудия посередине, встающее из-за ее спины солнце олицетворяло начало новой эры в жизни русской женщины. Чаши ее весов находятся в равновесии, что должно означать равенство мужчины и женщины в справедливом мире. Солидное место впервые было отведено рекламе. В программу обновленного журнала на 1911 год вошли педагогика, гигиена, беллетристика, театр и искусство, история, критика, спорт, мода, прикладное искусство, юмористика и почтовый ящик. Для первых десяти тысяч подписчиков журнал выпустил специальные приложения – полную энциклопедию женских рукоделий, курс кройки и шитья по специальной французской методе. В 1913 году также в приложении журнала были изданы «Русские законы о женщине», сборник «Женщина у себя дома и в обществе» и в 1915 году серию «Библиотека современной литературы» из пяти книг.

Задачей журнала было охватить как можно большую и разнообразную женскую аудиторию и привлечь ее не просто к созерцанию происходящих в стране событий, а сделать как можно большее количество женщин участницами процесса изменений в общественной жизни государства.

Впервые на страницах журнала мы сталкиваемся с женской организацией феминистского толка – Российской лигой равноправия женщин под руководством Марии Райх. Декларируемыми целями организации являются: в области политической: признание за женщиной прав активных и пассивных, прав выбирать в законодательные, земские городские учреждения и права быть избираемой в члены Госдумы, городской думы, земских собраний. Для членов Лиги не подлежало сомнению: чтобы равноправие не оставалось мертвой буквой, женщине нужно практически подготовить себя к нему. Выйти из узких рамок семьи, принять самое активное участие во всех родах общественной деятельности. Задача каждой участницы Лиги – будить сознание тех женщин, в ком оно еще не проснулось.

Да, природа, разграничив функции мужчины и женщины, ничего не сказала о правах. Положение женщины определяется не природой, а законодательством разных стран, которое, в свою очередь, зависит от культуры и цивилизации народа.

Женщины объединялись в клубы, сначала в Америке, с конца XIX века – в Европе, с начала XX века – в России. Женские клубы взяли на себя задачу служить общему благу. Они служили местом для обмена и соприкосновения различных взглядов и убеждений, клубы оказали женскому движению огромную услугу. В основу клубов легла организация вечерних бесед и чтений, для ознакомления членов клуба с текущими социальными проблемами.

Весь этот анализ дал нам возможность определить, что пресловутый женский вопрос складывается из четырех основных аспектов: женственности, материнства, профессиональной деятельности и стремления женщины к свету культуры. Воплощения в жизнь этих четырех составляющих мы, увы, ждем до сих пор. 

Сегодня, когда мы занимаемся осмыслением событий вековой давности в стране, роль женщины в урегулировании конфликтов и налаживании нормальной жизни не просто возрастает, а становится кардинальной. Сложилось так, что слово феминизм сохраняет в себе негативный оттенок. Общественные стереотипы сильны, но нет смысла доказывать пользу движений феминистического толка. Мода на них давно улеглась, а изменение общественного сознания требует новых форм и конкретных очертаний. Сегодня противоречия между полами проявляются еще ярче и ожесточеннее. Они прикрыты множеством проблем социально-политического характера. Но цель женского вопроса – по-прежнему, не конфронтация полов, а их улучшенное взаимосуществование.

(На основе дипломной работы 1995 года. Казанский государственный университет и. В.И.Ульянова-Ленина, факультет журналистики, социологии и психологии, Кафедра теории и практики журналистики)

Тот культурный и интеллектуальный уровень общества в целом, который мы можем наблюдать сегодня в повседневной жизни, может объясняться и закрытием в свое время большинства прогрессивных женских изданий.

Недостатки, существующие во всех сословных кругах, могли бы быть устранены принятием закона о равных правах. Но проект о равноправии женщин в России, внесенный на рассмотрение Государственной Думы в начале 1906 года, вдруг почему-то вызвал настоящий переполох в прессе и в самой Думе.

Девизу «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» журнал противопоставлял призыв «Женщины, всех стран, объединяйтесь!»

Освобождение женщины – не женский вопрос, а общечеловеческий, он дает громадный толчок общественному прогрессу.

Очевидно, что проституцию можно считать не только следствием, но и причиной нравственного уровня наших браков, неудовлетворительного отношения полов между собой

Общественные стереотипы сильны, но нет смысла доказывать пользу движений феминистического толка. Мода на них давно улеглась, а изменение общественного сознания требует новых форм и конкретных очертаний.

Теги: идель журнал идель время 8 марта

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев