Логотип Идель
Время

«ЗНАК ОГНЯ» БГ

В фильме «Yesterday» (2019) режиссёр Дэнни Бойл предлагает нам ужаснуться тому, каким серым и невыразительным был бы мир, если бы в нём никогда не существовало «Beatles». Думаю, что, по крайней мере, для нашей страны ещё большим несчастьем стало бы отсутствие в культурном и духовном пространстве Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», чьи песни уже почти полвека помогают нам видеть альтернативу окружающему нас удушливому Вавилону и, как кролика, вытаскивать из собственной шляпы непрерывного думанья и сладострастной привычки страдать и сопротивляться бесконечно разнообразной и многомерной реальности, не укладывающейся ни в какие слова и суждения.

В фильме «Yesterday» (2019)    режиссёр Дэнни Бойл    предлагает нам ужаснуться тому, каким серым    и невыразительным был бы мир, если бы в нём никогда не    существовало «Beatles». Думаю, что, по    крайней мере,    для нашей страны ещё большим несчастьем    стало бы отсутствие    в культурном и духовном пространстве Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», чьи песни уже почти    полвека помогают нам видеть альтернативу    окружающему    нас удушливому Вавилону и, как кролика, вытаскивать из    собственной    шляпы    непрерывного    думанья и сладострастной привычки страдать и    сопротивляться бесконечно    разнообразной и многомерной реальности, не укладывающейся ни в какие слова    и суждения.

Композиции БГ и компании хороши ещё и тем, что по-настоящему    они открываются тебе    далеко не сразу, а по    мере проживания тех эмоций и состояний, которые    в них отражены, и для некоторых остаются, увы, недоступными и непонятными.

 Будь то переполняющая радость от жизни, как она есть (песни «Неизъяснимо», «Аригато», «Белая», «Послезавтра», «Зимняя роза», «Синее небо, белые облака»), или освобождающее чувство    лёгкости после    крушения привычного    мира («Терапевт», «Сокол», «Крестовый поход птиц», «Моей    звезде», «Господу видней»),    или неповторимое ощущение    божественной    взаимосвязи    и единства всего    сущего    («Туман над    Янзцы», «Жёлтая луна», «Вятка Сан-Франциско», «Пока несут сакэ»,    «Фавн», «Горный хрусталь»).

 Впрочем, обо    всём этом можно размышлять бесконечно, а     нам пора уже    обратиться к вышедшему на днях новому альбому Бориса Гребенщикова – «Знак огня».    Появления этого альбома мы ждали больше двух лет.    

Пластинка, записанная на студиях в Санкт-Петербурге, Лондоне, Кубе, Калифорнии и Израиле, состоит    из 13 песен, часть из которых уже известна «аквариуманам» по синглам, клипам, исполнению на концертах и онлайн-проекту    БГ «Подношение интересному времени». Для «Знака огня» они были заново переаранжированы    и перезаписаны, так что открывать их заново    и сравнивать отличия,    в т.ч. в    тексте и в музыке, всё    равно любопытно. 

В создании альбома приняли    участие многие выдающиеся    музыканты со всего мира: клавишник и продюсер Джеймс Халлауэлл, мексиканско-американский гитарист Омар Торрес (его филигранное гитарное соло звучит в песне «Не судьба»), кубинский трубач Роберто Гарсиа (его музыка    запечатлена в    композиции «Соль») и некоторые другие, чьи соло порой были записаны удалённо и сведены непосредственно в Лондоне. 

Вот что    говорит о пластинке сам маэстро, попутно объясняя, почему этот релиз, как и два предыдущих «Соль» (2014) и    «Время N» (2018), снова вышел под именем    БГ, а не    «Аквариума»:
    «Не позволяйте ввести себя в заблуждение. Вся моя жизнь в музыке происходит по благословению области света, по имени «Аквариум»; БГ в данном случае – псевдоним «Аквариума», маска. И если наша группа всегда была поиском и нахождением неожиданного чуда, то его ипостась, именуемая БГ, – это простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу». 

Я знаю    немало «аквариуманов», которые, как и я, считают альбомы именно БГ: «Русский    альбом» (1992),    «Лилит» (1997), «Соль» (2014), «Время N» (2018), а теперь ещё и «Знак огня» (2020) – самыми сильными в его дискографии, хотя, конечно, такая    градация очень субъективна.    Да и гениальные пластинки «Аквариума»    2000-х    годов:    «Сестра Хаос»    (2002),    «Песни    рыбака» (2003) и «Лошадь белая» (2009) – выбиваются из подобной концепции. Интересно, как Борис Борисович размышляет о    феномене БГ в своей    авторской радиопрограмме «Аэростат»:

    «БГ. Что же это за тип с трагедией в сердце? Если рассматривать свою жизнь внимательно, то можно заметить, что в сердце есть такая особая призма; посмотришь через нее и вдруг видишь – какая трагедия все вокруг. Это создает целое мироощущение, дает удивительную силу и делает тебя важным; еще бы – выходит человек и говорит: «Да перестаньте притворяться, перестаньте лгать себе и другим, ведь в основе всего лежит потеря, расставание и смерть!» А ведь все прямо наоборот. В основе всего лежит не потеря, а дар – каждому из нас дали невероятную возможность родиться и жить в этом мире, тайн и красоты которого постичь умом невозможно даже за сотни жизней. В основе лежит не расставание, а встреча; не смерть, а жизнь. И для меня великая роль этого пресловутого БГ – возможность вынуть из себя и внимательно рассмотреть со всех сторон этот кристалл трагедии. Увидеть его нелепость и осознать, что смотреть через него или смотреть без него – выбор за нами». 

Следует отметить, что    альбомы БГ и    «Аквариума» всегда являются не просто сборником    песен по принципу «собрал треков на один компакт»,    а цельным художественным    высказыванием, пусть    и не всегда однозначно    считываемым    слушателями.    Как справедливо отмечает в своей рецензии Александр Канн, «…в    «Знаке    Огня» эту цельность уловить    непросто. В отличие от яростной, злой энергии «Соли» или отчаянной безнадежности «Времени N», здесь     нет довлеющей эмоциональной доминанты». 

Однако для меня определяющими и,    я бы сказал, системообразующими композициями на альбоме являются хлёсткая, как пощёчина, «Баста Раста» с незабываемой строчкой:
 «Сколько ни склеивай стрелки на часах, никто не сможет помешать солнцу взойти», изумительная по красоте и благородному стоицизму песня    «Не судьба», точно отражающая эмоциональное состояние многих людей в эти «Интересные    времена»: «А мир говорит: как ты можешь быть так спокоен? Надвигается    шторм,    который разорвёт саму суть бытия. А    я говорю: мир,    ты так и не понял.    Да, надвигается шторм… Шторм – это     я», и, конечно, убийственно остроумный «Пошёл Вон Вавилон», в котором Борис Борисович вместе с детским хором, звучащим    будто голос из будущего, проводит обряд изгнания    Вавилона (а это, как мы помним, особое «состоянье    ума»).

 Не меньшее воздействие производит и чудесная композиция «Поутру в поле», несколько лет назад выходившая отдельным синглом. В новой аранжировке эта песня ещё глубже захватывает тебя своим мелодизмом и солнечной энергетикой, помогая    вспомнить беззаботную радость от соприкосновения с природой    и пьянящей свободой.    И ещё,    конечно, нельзя не отметить    бодрый хулиганский трек «Изумрудная» с припевом:    «Я не хочу быть камнем в вашей стене/Я не    хочу быть трупом в    вашей    войне/Я не хочу стоять в одном строю/Идите к Богу    в рай (вариант    – идите на…), а    я еще спою». Даже не    верится, что такая залихватская вещь    написана 65-летним человеком, впрочем, после пятичасовых концертов    «Аквариума» последних лет от БГ и не такого можно    ожидать! 

Чуть меньше понравились треки «Масала Доса» и «Мой Ясный Свет», хотя, как всегда в    случае    с песнями БГ, нельзя быть уверенным,    что со    временем отношение    к этим    песням    не изменится.

 Зато практически бесконечно    можно    переслушивать и находить новые смыслы и оттенки    в элегичной композиции «Вечное возвращение» («Нам дали    голос как дождь/Сердце как фарфор/Одно    мгновение шел ток Белтайна/ Но все    пусто с    тех пор») и захватывающей пьесе «Знак», наполняющей    сердце    тревожным предчувствием и    надеждой одновременно. 

Отрадно, что этим летом нас ждут новые приятные    сюрпризы от БГ и компании. Во-первых, на подходе совместный    диск Бориса Гребенщикова, Левши-Пацана    и основателя регги Ли    Перри «Аквариум In Dub», творчески переосмысляющий песни группы, написанные в этом жанре.
Кроме    того, в июле выйдет долгожданная книга «БГ. Бхагавад-гита    («Песня Бога»), над переводом которой маэстро работал несколько десятилетий. Так что скучать в    ближайшее время «аквариуманам» точно не придётся.    

Да и перенесённый на    7 ноября концерт «Аквариума» в Казани тоже никто    пока не отменял. Постучим по дереву, чтоб не сглазить.

фото  из откртых источников
    

 

Теги: время, культура, журнал "Идель" культура, музыка, рок-н-ролл

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев