Знаменитые татарки: они были первыми
8 Марта изначально отмечали как День солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. Но сегодня этот праздник более известен как Международный женский день, в который принято подчеркнуто уважительно и с большим пиететом восхвалять женщину именно по гендерному признаку: любить ее потому, что она – Женщина.
8 Марта изначально отмечали как День солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. Но сегодня этот праздник более известен как Международный женский день, в который принято подчеркнуто уважительно и с большим пиететом восхвалять женщину именно по гендерному признаку: любить ее потому, что она – Женщина.
И все же женщина смогла завоевать уважение в те сложные исторические времена, когда не только татарки, а женщина всех национальностей подвергались дискриминации исключительно по половому признаку. О некоторых из них мы сегодня и расскажем.
Женщина - лицо нации, ее душа, опора, свет и тепло семьи. Она - мать. Любая нация черпает жизненные силы из семьи, оттуда берет начало родник, ведущий в будущее. Очевидно, именно отсюда исходило в древних татарских семьях уважение и преклонение перед культом женщины - матери. Однако только материнством роль татарских женщин не ограничивалась. Они имели большой вес в жизни всего общества. И даже с успехом служили народу в статусе цариц.
Хадиджа бинт Хувайлид
Хадиджа бинт Хувайлид - первая женщина, принявшая ислам. И она является примером верной жены и «бизнесвумен». Первая и до своей смерти единственная жена пророка Мухаммада. Всех остальных жён Мухаммад брал уже после её смерти. Хадиджа была одной из самых знатных и богатых женщин племени курайш. Она предоставляла свои деньги купцам, которые за определённый процент вели на них торговлю.
Фатиха Аитова
Фатиха Абдулвалиевна Аитова (1866—1942) — татарская меценатка и просветительница, основательница первой в Казани женской гимназии. активно поддерживала открытие новометодных школ. В первый же год в гимназию были приняты 230 учениц. Был открыт пансионат для детей из малоимущих семей и приезжих. В гимназии Аитовой преподавались вероучение, точные и гуманитарные науки, гигиена и педагогика, чистописание русское и татарское, рисование и рукоделие. Занятия в гимназии велись на иностранных языках: арабском, немецком, английском, французском и персидском.
Царица Сююмбике
Сююмбике – одна из первых мусульманок-правительниц, глав государств в исламском мире. Царевна стала для татарского народа символом преданности, чистоты и веры, а летописцы ее назвали «крестьянской царицей». Дело в том, что она провела ряд реформ, освобождающих крестьян, мелких ремесленников и торговцев от высоких налогов. Кроме того, царица передала личную библиотеку медресе при мечети «Кул Шариф», пользоваться книгами из которой можно было и преподавателям, и ученикам.
Так же существует интересный миф, который гласит, что осадивший Казань Иван Грозный хотел жениться на Сююмбике. Ей ничего не оставалось, как согласиться, но царица поставила условие: за семь дней царь должен построить для нее башню. Иван IV настолько горел желанием поскорее взять красавицу в жены, что, собрав строителей, поставил перед ними задачу — соорудить башню в назначенный срок. Так в каждый из семи дней появлялись в Казанском Кремле один за другим семь ярусов башни. Когда работа была закончена, Сююмбике поднялась на вершину, бросилась вниз и разбилась об острые камни. Но это лишь красивая и трагичная легенда.
Шефика Гаспринская
Шефика Исмаиловна Гаспринская – лидер крымскотатарского движения «Исполнительный комитет мусульманок Крыма». С ней связано такое уникальное для ислама того времени явление, как женское мусульманское движение.
Шефика Гаспринская так же являлась заведующей редакцией первого в мусульманском мире женского журнала «Алем-и-нисван» («Женский мир»). Издание представляло собой специальный еженедельный научно-литературный журнал, который своей целью видел духовное развитие и образование женщин того времени. Главным вопросом для редакции была проблема получения мусульманками хорошего достойного образования.
Шефика Гаспринская, помимо просветительской деятельности, боролась и с пережитками темного прошлого, следование которым существенно тормозило прогресс: так, она постоянно убеждала своих единоверцев оставить далеко в прошлом те обычаи, которые своим существованием и требованием их придерживаться унижают честь и достоинство женщины. Также она ратовала за запрет выдачи замуж девочек, не достигших возраста 16 лет. Она пробивала открытие больниц, дошкольных учреждений, школ для девочек. И во многом Шефика-ханум добилась успеха.
Сара Шакулова
Сара Шакулова— первая татарская женщина - математик, выпускница Сорбонны (французский университет), профессор.
«В Сорбонне учились пять татарок, одна даже осталась преподавать в этом элитном французском университете. Как видим, в престижных европейских учебных заведениях татарок ценили, а в России к ним относились с недоверием. Особенно наглядно это видно на примере талантливого математика Сары Шакуловой. В 1913 году она получила диплом об окончании факультета точных наук Сорбонского университета, а по возвращении домой не смогла устроиться на работу. Девушка была уверена в своих способностях и решила сдать свыше 25 экзаменов по программе Московского университета. Через два года она получила диплом об окончании физико-математического факультета. Впрочем, столичные вузы неохотно раскрывали двери и перед русскими женщинами», – рассказывала в свое время в интервью кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РТ Тамина Биктимирова.
Хадиджа бинт Хувайлид, Фатиха Абдулвалиевна Аитова, Сара Шакулова, Шефика Гаспринская, царица Сююмбике и многие другие татарки, ставшие историческими личностями, были первооткрывателями, которые проложили дорогу современным деятельницам, с успехом покоривших сложные вершины в бизнесе, здравоохранении, науке и даже в системе государственного управления.
Гульнара Мингатина
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев