Дедушка так и не смог съесть собаку…
Мой дед, Жумагулов Турсын Жумагулович, родился в 1927 году. В семье преподавателей он был единственным ребёнком. Казалось, его должны любить особенно, а его детство должно было быть по-настоящему счастливым. Но все сложилось по-другому.
Когда маленькому Турсыну было всего 6 лет, у него умер папа. А мама предала… В 1933 году малыша родная мать сдала в детский дом, так как в 30-е годы по всей молодой стране – и в Казахстане в том числе - люди массово умирали от голода.
Жители Казахстана до сих пор помнят эти голодные годы. Хотя голод в Казахстане и являлся частью общесоюзного голода в 1932—1933 годах, вызванного официальной политикой «уничтожения кулачества как класса», коллективизацией, конфискации скота у казахов, казахстанцам от этого было не легче: голодная смерть просто косила народ. Особенно страдали дети и старики. Тот казахский голодомор в народе прозвали ашаршылық".
Когда же Турсыну исполнилось 14 лет, в дом пришла война. Страшная, беспощадная ко всем, самая кровопролитная из всех, что пережило на тот период человечество. И очень затяжная.
Турсын вместе со своими товарищами из Тандынского детского дома в 1941 году начинают ковать Победу в тылу: мальчишки роют окопы, выращивают скудный урожай, который, в основном, уходил на фронт. Ведь каждый в то время знал и помнил – «Все для фронта, все – для Победы!»
В тяжелой, изнуряющей, но такой необходимой все стране работе Турсын провел все военные годы. И свою юность.
Голод, который, казалось, перед войной отступил, в сороковые вновь накрыл страну. Многие в военные годы ели все, что не просто попадется под руку, а все то, что, как говорится, шевелится. Больше всех на корм отправлялись самые близкие и доверчивые существа – собаки и кошки.
Дед не мог есть собак и кошек, как это делали многие воспитанники детдома, его друзья по всем жизненным несчастьям. Его мучала совесть: он так любил животных, он знал, что они ему верят, он не мог предать этих доверчивых глаз несчастных существ, которые сами умирали от голода, но людоедами не становились. Дедушка держался из последних сил, не осуждая товарищей, но так и не сумев съесть тех, кто ему, человеку, по-настоящему доверял.
В периоды тяжелого истощения дедушка ел мышей, делясь этой едой с собаками и кошками. Так и выжили в лихолетье. Все вместе.
За свой героический труд в годы войны мой дед - Турсын Жумагулович - был награжден медалями « За доблестный и самоотверженный труд в период в период Великой Отечественной войны» и «За героический труд в годы Великой Отечественной войны».
Мне не удалось познакомиться с ним поближе: дед умер, когда мне было всего 3 года.
Он ушел в 2005 году в возрасте 78 лет, заснув вечером и не проснувшись утром.
Его дочь - моя мама - рассказывала мне много историй, связанных с дедушкой.
После войны он проработал на ферме, ухаживая за животными, которых так любил всю свою жизнь, и охраняя их.
Турсын Жумагулович смог создать большую, а, главное, счастливую семью, в которой родилось 8 детей. В их числе и моя мама.
В памяти своих детей и родных он остался как справедливый и честный человек, чьи ценности передаются из поколения в поколения. И очень добрый. Ко всем.
Я знаю, что наши близкие живы, пока мы помним их. В нашей семье память о дедушке, чья жизнь была такой трудной и счастливой одновременно, жива до сих пор. И, уверена, будет жить еще не в одном поколении.
Диана Аманиязова
Теги: Бессмертный полк День Победы
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев