Реклама
Новости/Эксклюзив
  • К победе – вместе с учителем В Казани подведут итоги конкурса ансамблей «Учитель – ученик», который проводится в рамках проекта «100//лица».
    12
    0
    0
  • Межрелигиозный проект В Казани завершил свою работу Международный симпозиум «Теология традиционных религий в научно-образовательном пространстве России».
    28
    0
    0
  • Споём в следующем году Народный артист Татарстана Салават Фатхетдинов написал в своем Instagram-аккаунте, что не может пока заниматься творческой деятельностью из-за своего состояния.
    50
    0
    0
  • «Миссис Россия International-2020» живут в Казани Представительницы Казани стали победительницами национального конкурса «Миссис Россия International-2020».
    28
    0
    0
Видео
  • Вечные люди

Кто снимет первый татарский фильм?

С начала 2000-х у нас в Татарстане существует народная забава – снять первый татарский фильм. Для татар в новом веке собственное национальное кино стало воистину самым главным из искусств. Еще после первого съезда Всемирного конгресса татар, прошедшего в июне 1992 года в Казани, началась работа по подготовке национальных кадров для татарского кино. По инициативе профессора ВГИК Одельши Агишева в его сценарную мастерскую приняли после творческого конкурса студентов из Татарстана, в числе которых были казанский писатель Эдгар Бартенев, журналист Наргиз Нуреева, диктор радио Фирдаус Ганеева и я, в ту пору студентка журфака КГУ. Параллельно с нами кинообразование в столице получали Ильдар Ягафаров и Рамис Назмиев. Но обученным национальным кадрам по возвращении просто негде было реализовать полученные знания – в конце 90-х киноотрасль здесь существовала как региональная советская кинохроника, да и она после перестройки осталась не у дел. Об игровом кино не было и речи…

Стремление сказать свое слово и увидеть отражение своего культурного наследия на большом экране было настолько сильным, что фильмы стали снимать все, кто способен соединить пару кадров и собрать команду, а на первых кинопоказах в начале двухтысячных яблоку было негде упасть. Первая же демонстрация национального кинопродукта прошла еще в конце девяностых в НКЦ «Казань»: в коротком пленочном фильме «Искушение» режиссера Ильдара Матурова снялись актеры театра Камала Ренат Тазетдинов и Алсу Гайнуллина. Громким стал кинопроект Рамиля Тухватуллина по одноименному произведению умершего в эмиграции татарского общественного деятеля Гаяза Исхаки «Зулейха», а первым профессиональным полным метром по праву считается «Куктау» Ильдара Ягафарова – современная и универсальная для всех россиян история, рассказанная на татарском языке.

Именно в тот период начался бум в татарском игровом кино. К процессу подключились и опытные профессионалы, создававшие кинолетопись республики в советское время на знаменитой Казанской студии кинохроники, где также располагался офис регионального отделения Союза кинематографистов. И если татарстанское региональное кино существовало параллельно советскому кинематографу и было преимущественно документальным, то татарское национальное кино стало вставать на ноги и формироваться именно в первые годы нового века. Но тогда пробиться на кинофестивали нашим фильмам было сложно – они должны были строго соответствовать техническим параметрам кинопоказа тех лет.

Реклама

С развитием цифры массовость татарстанского кинопроизводства доросла до таких масштабов, что наш регион ныне считается «лидером по киноактивности» среди регионов России. Победы студенческих и любительских фильмов на международных фестивалях в наши дни – дело привычное. Народное кино отчаянно завоевывает прокат в коммерческих кинотеатрах. Эти успехи подчас создают иллюзию полноценного кинопроизводства – о них свидетельствуют даже официальные минкультовские отчеты. Кино наше развивается стихийно: зритель сам создает контент, который хочет увидеть на экране. А профессионалы либо уезжают в столицы, либо пытаются по кирпичику своими руками построить здесь необходимый для функционирования киноиндустрии полноценный цикл кинопроизводства. 

В первом выпуске 2018 года журнал «Идель» собрал наиболее ярких и активных участников нынешнего кинематографического процесса в Татарстане. Вместе с руководителем ГБУК РТ «Татаркино» Миляушой Айтугановой, председателем Татарстанского регионального отделения Союза кинематографистов России Ильдаром Ягафаровым, создателем и руководителем форума «Время кино» Альбиной Нафиговой, сценаристом, режиссером и педагогом Эдгаром Бартеневым и его коллегой Денисом Осокиным, деканом факультета кино Казанского государственного института культуры Алексеем Барыкиным и одним из его воспитанников Павлом Москвиным, а также обычными зрителями и пользователями соцсетей мы попытались ответить на важные вопросы и показать читателю, что же сегодня представляет собой кинематограф Татарстана, каков его потенциал.

Хочется верить, что в новом году нашим кинематографистам удастся объединиться и помочь друг другу создать действительно Первый Конкурентоспособный Игровой Полнометражный Татарский фильм. И чтобы он получил признание не только на Казанском кинофестивале. 
 

Фото Рамиля Гали

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Подари подписку!
  • "Единый налоговый платеж" - ЕНП
  • "Кто такой самозанятый? Как стать самозанятым?Преимущества"
  • "Любишь кататься, люби и транспортный налог платить"
  • "Платим налоги - создаем будущее сегодня!"
  • Потребуй чек!
  • Пожар в парке горького. Фоторепортаж
  • Доблесть
  • Виртуальная АТС - MANGOOFFICE
  • Красная гвоздика