Логотип Идель
Интервью

До конца жизни жил с тремя осколками в голове

Большинство книг писателя посвящено событиям военных лет

Большинство книг писателя посвящено событиям военных лет

Писатель Рафаил ТУХВАТУЛЛИН был призван в Армию в августе 42-го. Воевал в пехоте под Брянском, после ранения попал в артиллерийскую дивизию, был начальником отделения связистов. В боях под Оршей был тяжело ранен осколками в голову, а под Ригой тяжело контужен. В январе 1945 года получил инвалидность и вернулся домой.

Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями, в мирное время награждён орденом «Знак Почёта». До конца жизни писатель жил с тремя осколками в голове... Рафаил Тухватуллин — автор 33 книг, многие из которых посвящены событиям военных лет.

«Хмурым осенним утром 1944 года наша 425-я артиллерийская дивизия, всю ночь проехав по бездорожью, заняла огневые позиции. 

К полудню, когда из-под облаков выглянуло солнце, мы увидели 
впереди высокие башни, шпили, белокаменные здания. Это был город Рига. Нам было ясно без лишних объяснений, что скоро начнётся большое наступление за полное освобождение братской латвийской земли, начнутся бои за город Ригу.

Но пока приказа о наступлении не было. Несколько дней прошло в обычных фронтовых буднях: редкая артиллерийская перестрелка, работы по обустройству огневых точек. А у нас, связистов, главная забота была — налаживание прочной связи.

Наступило утро 10 октября. Было оно на редкость для этих мест ясное, солнечное и запомнилось мне на всю жизнь. Хорошо помню и то, что немецкая артиллерия в это утро сильнее и как-то лихорадочнее, чем накануне, обстреливала наши позиции, особенно часто взрывались снаряды и мины на шоссейной дороге, проходящей через лес. А это нас, связистов, очень беспокоило. Ведь вдоль этой дороги проходила наша линия связи между наблюдательным пунктом и огневыми точками, и эти взрывы вот-вот могли порвать провода.

Так оно и случилось. Огневые точки вдруг перестали отвечать на наши позывные. Запомнилось мне встревоженное, суровое лицо командира дивизиона, старшего лейтенанта Кузнецова.
— Сержант! Обеспечь связь! Быстро! — скомандовал он мне чрезмерно громким голосом, таким необычным для его спокойного, даже мягкого характера.

Я побежал по линии. Снаряды взрывались далеко впереди. Я бежал не видя и не чуя никакой опасности. Но вдруг… Как будто чем-то тяжёлым ударили меня по голове. Я качнулся. Качнулись и вдруг закружились и золотоствольные сосны вокруг меня. Очнулся я уже в палатке санбата.

Потом госпиталь, а в январе 1945 года меня демобилизовали, признав инвалидом войны второй группы. Так кончился мой фронтовой путь, начавшийся в боях под Брянском.
А те сосны, стройные, высокие, золотистые, и сейчас очень часто величаво кружатся перед моими глазами. «Прощай, парень! А жизнь всё-таки прекрасна!» — как будто говорили они мне более тридцати лет тому назад.

«Нет, дружище, мы ещё живём! Радуйся, любуйся, глядя на нас», — говорили они, эти сосны потом».

«Здравствуйте, мои сосны!», 1975 г.

«Впервые воевать я начал в пехотной части. В кутерьме первого же наступательного боя я чётко понял: будучи пехотинцем, я перед врагом довольно бессилен, при штыковой атаке моё мужество и сила недостаточны. Господи, зачем обрекаешь меня на смерть так на виду у всех? Может, у меня есть грехи, про которые я не знаю? Тогда прости меня и в этой длительной войне перенеси меня в другое место, где мои сила и мужество были бы достаточны, о Господи!»
«Мои молитвы»

фото из личного архива семьи Тухватуллиных 

Галерея

Теги: юбилей победы, Великая Победа, 1941-1945, мы помним

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев