Логотип Идель
Лица города

Чье лицо носит Казань?

Искренне влюбившись в Казань и желая отдать дань своей второй родине, Анастасия 10 лет назад начала работать над серией «У Казани женское лицо».

Анастасия Бузунеева, известная под псевдонимом Анастас, родилась в Туркменистане. С нашим городом свою судьбу она связала в юности. 

В 2005 году окончила Казанское художественное училище имени Н.И.Фешина, отделение дизайна. Искренне влюбившись в Казань и желая отдать дань своей второй родине, Анастасия 10 лет назад начала работать над серией «У Казани женское лицо». 

Казань кажется художнику живым, динамичным организмом. Казань -  прекрасная, гордая, порой капризная, но всегда величественная, как женщина - воплощается в картинах этой серии. В произведениях «Танец Сююмбике», «Рассвет над Казанью», «Сказки на ночь» затейливые переливы образов в орнаменты создают ощущение танца под тихую мелодию. 

    В интервью для журнала «Идель» Анастасия рассказывает, что рисовала всю свою жизнь. Любимыми игрушками в детстве были кисточки и альбомы, а любимым словом было «кадасики» (карандаши – прим.ред). Ей казалось, что рисовать могут абсолютно все. Сама придумывала комиксы, срисовывала любимых персонажей из мультфильмов. Впрочем, срисовывала все, что попадалось под руку. 

Кстати, какое-то время Анастасия работала и в нашем журнале (главным дизайнером и иллюстратором на рассказы писателей), затем ушла в кинодеятельность, а уже с рождением дочки начала рисовать мультфильмы.

-Ваши первые работы чему были посвящены?

- Тогда я очень увлекалась сказками сибирских народов, они тронули меня своей стилистикой. Если обратится к моим первым живописным картинам, то они были посвящены легендам древних кужебарах. Я даже диплом защищала на эту тему. В этой коллекции было около 30 работ. И к каждой работе «подвешивалась» сказка-легенда.

- Близкие друзья и родственники не говорили, что профессия художника не серьезная?

- Когда наступил момент выбора будущей профессии, я была настроена на поступление в финансово-экономический институт. Я усиленно готовилась к экзаменам по физике, химии и математики. Но родители и учителя буквально выловили меня на выпускном и сказали: «Знаешь, бухгалтеров и экономистов «как собак нерезаных».  У тебя талант и его нельзя забросить». Мне тогда так запомнились эти слова! Но мне казалось тогда, что художники – это не просто недооцененные, а бедные люди. Потому, что я была как-то в гостях, и один художник вытирал кисточки о шторы…  А я люблю, когда все красиво и опрятно, даже можно сказать гламурно. Я закончила дизайнерское отделение, но как-то так судьба распределилась, что моей страстью стало масло. То есть, я пишу маслом по холсту. Сейчас я могу сделать и спектакли, создать интерьеры, но это все только для моих друзей. Я - всеядный и неприхотливый художник. Мне нравится любое творчество, главное, чтобы оно было, действительно, творчеством.

-Есть ли у вас свой личный топ или рейтинг художников?

- Я бы не сказала, что прям топ. Они не популярны на весь мир, но есть люди, в творчество которых я натурально влюблена.  Это мои очень знакомые художники, казанские ребята. Первый –Азат Гарифович Хабибуллин. Вот он действительно мастер, шикарный человек с шикарным потенциалом, всю жизнь развивает свое творчество, я влюблена в его работоспособность. Несмотря на возраст, иногда кажется, что это человек – вездеход, ледокол в своем деле. Есть еще у нас Виталий Скобеев. Какой он человек, не могу сказать - мы не так часто пересекаемся. Но его картины какие-то очень эфемерные, легкие и воздушные, к чему я стремлюсь. 

- А вы себя когда назвали художником?

- Наверно, когда поступила в казанское художественное училище. Так получилось, что я поступила без начального образования - без художественной школы. Я проучилась на художественных курсах и только затем поступила в училище. И вот как понеслось!..  И ты уже не имеешь права как-то думать по-другому, ты изучаешь анатомию человеческую. Едешь в автобусе и видишь насквозь человека: как устроены у него кости, где крепится череп, смотришь на руки, изучаешь каждого. И с этого момента наступает ответственность художника. Поэтому я бы не сказала, что это так просто: «назову-ка я себя художником». 

-Анастасия, а как проходит ваш рабочий день?

- В последнее время я - вольная птица. Не люблю, когда меня загоняют в узкие рамки. Рабочий день могу начать, во сколько мне захочется, а рабочая неделя может начаться в любой день. И выходной распределяется сам по себе: когда чувствую, что устала, что надо выехать на природу, вот тогда и делаю себе выходной. Я считаю, что женщина, вне зависимости от возраста и профессии, должна проснуться и уделить себе час: сделать гимнастику на все тело, на лицо, принять душ. Я много трачу времени на упражнения для спины, ведь здоровая спина – работоспособность художника. После всех полезных процедур для тела я включаю на огромном телевизоре какой-нибудь фильм, сажусь в кресло-качалку и начинаю ваять. Это может быть эскизный день. Бывают дни, когда я отхожу от красок. Даю себе поскучать по маслу, могу работать с цифровой графикой. Для меня очень важно чтобы параллельно была зрительная картинка. Я могу одновременно воспринимать три потока информации. Часиков до шести работаю, а потом посвящаю время своей семье, детям и мужу. И собаке.

- Вы сейчас увлекаетесь цифровой живописью - не прекратите ли рисовать маслом?

- Мне кажется, одно другому не мешает. Это как музыкант, который всю жизнь играл на клавишных и вдруг решил попробовать себя в чем-то другом. И это что-то другое дополняет первое. И когда ты снова возвращаешься в свою родную стихию, у тебя мозг уже по-другому работает. Чем больше ты развиваешь руки, моторику, воображение, тем больше ты подключаешь извилины, тем самым открываешь внутри себя больше возможностей для чего-то нового, тем больше приходит энергии и сил для первого дела. Я не могу осуждать людей, которые всю жизнь рисуют цветочки, но мне этого мало. Хочется чего-то большего, я хочу развиваться, я - за разноплановость. 

- Вы говорите, что вы за разноплановость, а все-таки есть ли темы в живописи, которые вам неприятны?

- Есть. В свое время, где-то  около года,  я работала в благотворительности. Мне просто понравились эти ребята - театральная труппа музыкального театра имени Булачовых. У них, конечно, свои социальные задачи. Но мне нравится делать спектакль про любовь, про взаимоотношения, смешные комедии, а они мне однажды предложили тему про педофилию. Я думаю, что песнь мира должна быть о мире. Я вот за это.  Мне кажется, если хочешь сделать мир лучше, ты покажи лучшие стороны этого мира. Режиссер спорил и говорил: «люди же должны знать эти темы». Но люди и так прекрасно это знают. Я отказалась с ними сотрудничать. Я поняла, что это не моя тема. 

- Откуда появилась идея зарождения экспозиции казанских девушек? У вас есть  татарские корни?

- Если почитать историю России, а особенно средневековую, я думаю, чистокровных людей нет.  Как говорится, копнешь основательней и татарина точно найдешь (смеется). По поводу темы про казанских девушек. Изначально история была такой: я вплотную сотрудничала с галерей «Эбиволь», постоянно там устраивала какие-то «тусовки» с чаепитием, и как-то в галерее было открытие первой моей выставки. На тот момент хозяйка галереи Татьяна Вениаминовна Забегина предложила писать про Казань, но только чтоб в моем стиле и ритме. Я про себя подумала, что это уже неинтересная тема, так как про Казань все, кто мог, уже все написали. А смотреть чужие произведения было бесполезно, потому что мысленно пытаешься их повторить, а нужно делать что-то особенное, свое. 

Проходит где-то полгода, я уже забыла про эту тему. В то время мы с будущим супругом занимались съёмками кино. Я пошла пообедать и присела на качельку (кстати, все самые лучшие идеи  у меня приходят именно на качелях), взяла бумагу и начала быстро рисовать. Потом я вернулась домой. И самое страшное было начать все это на большом объеме бумаги. Тогда я выбрала формат 60х60 и поняла, что этого мало - хотелось изобразить еще много мелких деталей. Так я написала первую картину из этой коллекции – «Танцующая Сююмбике». Я представила тогда себе молодую Казань, которая символизируется как молодая девушка Сююмбике. Да, у нее была сложная судьба, но я хотела показать, какой она была веселой и беззаботной до того момента, пока ее не начали многократно выдавать замуж. Она кружится в танце, а вместе с ней кружится вся Казань.

Постепенно начала писать этих женщин. Всего примерно около 50 картин. Но сейчас эта серия потихоньку добавляется. Тогда я поняла, что экспозицию надо как-то назвать. Помню, как сидели с Татьяной Вениаминовной, она говорила по телефону и решала свои дела. И вдруг она выдает фразу: «Вы понимаете, что всю красоту делают женщины?! Вообще у Казани женское лицо». С тех пор эта коллекция картин так и называется -  «У Казани женское лицо». 

Потом мы столкнулись с таким вопросом, а где же мужчины? Сейчас мы постепенно запускаем и мужские образы. Есть определенные планы, я уже наработала эскизы: пока мы дружно сидели на карантине, я наработала для себя некий сценарий о легендах Казани. 

фото из личного архива героини


 

Теги: время, культура, журнал "Идель" лица города, музыкальная культура, татарстан, творчество

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев