Логотип Идель
ТАССР

СТРОИТЕЛЬ – это звучит гордо

Юрий СОЛУЯНОВ – один из тех, чье имя золотыми буквами вписано в историю строительной отрасли Республики Татарстан. Юрий Иванович рассказал нашим читателям и о больших стройках республики, и о сплаве практики и науки, и о том, что, несмотря на все сложности, молодым людям обязательно нужно идти в строители.

Юрий СОЛУЯНОВ – один из тех, чье имя золотыми буквами вписано в историю строительной отрасли Республики Татарстан. Юрий Иванович рассказал нашим читателям и о больших стройках республики, и о сплаве практики и науки, и о том, что, несмотря на все сложности, молодым людям обязательно нужно идти в строители.

Итак, рассказывает Юрий Иванович Солуянов


ПЕРВАЯ ШКОЛА 

...Я РОДИЛСЯ В ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В ГОРЬКОМ ОКОНЧИЛ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ И ТАМ ЖЕ – ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. После учебы по распределению был направлен в Казань. Уже по приезде оказалось, что в столице Татарии мест для молодых специалистов моей специальности нет и меня ждет Альметьевск! Нефтяная столица ТАССР тогда только строилась – город расцветал на моих глазах. Моя трудовая деятельность началась в Альметьевском управлении треста «Татэлектромонтаж». Это была моя первая школа, где я постигал основы профессии под началом руководителя от Бога – Николая Ефимовича Савчука. Несмотря на отсутствие профильного образования, Николай Ефимович был от природы очень одаренным человеком. Он умел разглядеть потенциал каждого сотрудника, грамотно распределить должности и обеспечить профессиональный рост любого, кто оказывался в его подчинении. И вне работы был нам «родным отцом», помогал не словом, а делом: решал и квартирный вопрос, и семейные дела… 

В ТО ВРЕМЯ В АЛЬМЕТЬЕВСКЕ РАБОТАЛА, В ОСНОВНОМ, МОЛОДЕЖЬ. Мы находились в самой гуще событий! Новые месторождения нефти, новые площади, новые технологии! Все их необходимо было обеспечить электроэнергией, что требовало совершенствования и оборудования, и материалов. Чтобы угнаться за нефтяниками, надо было находить и осваивать все новые и новые методы и подходы работы с ними. Это и было нашей главной задачей. В Альметьевске мы заработали первую медаль ВДНХ, что было большой наградой, ведь попасть на ВДНХ мог далеко не каждый! Тогда мой начальник стал обладателем золотой медали, а я – серебряной.


ЭРА НИЖНЕКАМСКА


БОЛЬШУЮ РОЛЬ В МОЕМ СТАНОВЛЕНИИ СЫГРАЛ УПРАВЛЯЮЩИЙ ТРЕСТОМ ВАСИЛИЙ СИДОРОВИЧ НЕЧИЧЕЙКО, который и благословил меня на дальнейший профессиональный рост. Через семь лет меня направили в Нижнекамск главным инженером Управления. И вновь – самое начало, самая первая стройка! Сколько новинок и передовых технических решений появилось у нас на нижнекамских площадках! Сложились отличные отношения с московским проектным институтом, совместно с которым мы нашли немало новых решений, обеспечивавших надежность и качество. В Нижнекамске мы дважды становились участниками ВДНХ, где вновь результатами стали серебряная и золотая медали. 

РАБОТАТЬ В НИЖНЕКАМСКЕ ОКАЗАЛОСЬ ЕЩЕ ИНТЕРЕСНЕЕ, ЧЕМ В АЛЬМЕТЬЕВСКЕ. У руля Нижнекамского химического комбината стоял легендарный руководитель Николай Васильевич Лемаев, его заместителями были Александр Павлович Кузьменко, главным инженером Павел Александрович Вернов. Работать с ними было очень комфортно. Простой пример: нужно было срочно решить серьезный вопрос – вопрос, который зам. по снабжению Вилен Семенович Парфенов никак не решал. Вдруг вижу: по коридору идет сам Николай Васильевич. Я его тут же хвать за руку и тащу в кабинет Парфенова, и прямо на месте решили вопрос. Вот до чего доходило! Сегодняшних начальников уже за руку не схватишь и в кабинет не потащишь... Это на стройке у нас были такие рабочие отношения, что никто никогда не счел бы это каким-то хамством… ПОМИМО СОБСТВЕННО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВА, БЫЛИ ПРОЕКТЫ, РАБОТА НАД КОТОРЫМИ ВОСПРИНИМАЛАСЬ КАК ЧИСТЫЙ ПРАЗДНИК. Помню, как на Проспекте Строителей в Нижнекамске построили первый кинотеатр. Нужно было преподнести его в самом выгодном свете. Мне говорят: «Открытие через неделю, а у нас ни афиши, ничего!». И мы за несколько дней собрали первый в республике механизм из цветных лампочек, который подсвечивал то всё здание, то отдельные его части. Загорались цветные буквы, которые переливались разными цветами, каждая отдельно… Это было очень красиво, и, главное, удивительно, ведь раньше никто не видел ничего подобного! 

ЭТО УЖЕ ПОТОМ БЫЛИ И РАБОТЫ ПО ПОДСВЕТКЕ КАЗАНСКОГО КРЕМЛЯ (ТОЙ САМОЙ, ПЕРВОЙ!), и свет в Казанском метрополитетене, но тот кинотеатр в сиянии ярких ламп до сих пор стоит у меня перед глазами... 

С НИЖНЕКАМСКОМ В МОЕЙ ТРУДОВОЙ БИОГРАФИИ СВЯЗАНО ОЧЕНЬ МНОГОЕ. Это не только Нижнекамскнефтехим, но и — в новейшей истории — завод «ТАНЕКО». Огромное спасибо нефтяникам, доверившим нам работы на строительстве этого гиганта, который дал республике колоссальные возможности развития. 

НАУКА И ПРАКТИКА 

ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ В НИЖНЕКАМСКЕ МЕНЯ ПРИГЛАСИЛИ В КАЗАНЬ. В одном из казанских строительных управлений возникли трудности, и управляющий предложил возглавить управление мне. Работал и главным инженером Треста, и 35 лет руководителем организации «Татэлектромонтаж». 


И ВСЕ-ТАКИ, РАБОТАЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, Я НЕ ТЕРЯЛ СТРЕМЛЕНИЯ НАЙТИ СЕБЯ И В НАУКЕ. Выбрать что-то одно было непросто, и я все-таки остался на стройке, но стал еще плотнее сотрудничать с московским институтом ВНИИПЭМ. Посчитал: уйду только в науку, многое потеряю, ведь тот багаж, который можно заработать на стройке, не заработаешь больше нигде. И то понимание вопроса, которое нужно для того, чтобы ты защитился и убедительно доказал свою правоту, можно получить только там. Через несколько лет в Москве защитил кандидатскую диссертацию, а после – докторскую. Ее защита проходила в Казани. 

ВСКОРЕ МЕНЯ ПРИГЛАСИЛИ ВОЗГЛАВИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ КОМИССИЮ КАЗАНСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА. Приехал, послушал выпускников и пошел работать на Кафедру электроснабжения промышленных предприятий! Стаж моей работы в КГЭУ 35 лет! Учитывая разъездной характер моей основной деятельности, много лекций мне не давали, но вот дипломные работы я вел со всей серьезностью. Многие из моих дипломников позже стали руководителями предприятий республики и, конечно, «Татэлектромонтажа». Вообще, я не раз сталкивался со своими учениками, которые отлично проявили себя на самых разных должностях, и не только в нашей республике. 

ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ РЕКТОР ВУЗА УГОВОРИЛ МЕНЯ ОТКРЫТЬ НОВУЮ КАФЕДРУ – кафедру безопасности жизнедеятельности, у руля которой я стоял 18 лет... К сожалению, в связи с ее новой реорганизацией я был вынужден уйти из ВУЗа. 

АВТОРИТЕТ СТРОИТЕЛЯ 

УВЫ, СЕГОДНЯ СРЕДИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ АВТОРИТЕТ ПРОФЕССИИ СТРОИТЕЛЯ НЕЗАСЛУЖЕННО НИЗОК. Конечно, на это есть объективные причины. На какой строчке стоят сегодня строители в России по уровню заработной платы? Это в Советском Союзе представители нашей отрасли были одними из наиболее высокооплачиваемых и уважаемых людей... И это было правильно, потому что без строительства нет 42 движения вперед. Помню, в первые годы в Альметьевске, было даже соревнование – кто больше заработает: нефтяники или строители? Конечно, движение кадров всегда есть. Мы для нефтяников всегда являемся базой подготовки кадров рабочих и ИТР. 


НАЧИНАЯ С 60-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОЧЕНЬ МНОГОЕ ДЕЛАЛОСЬ ДЛЯ ИСКОРЕНЕНИЯ РУЧНОГО ТРУДА И СОЗДАНИЯ МАКСИМАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ ЛЮДЕЙ. На этом была построена вся техническая политика отрасли. Главная движущая сила строительства – это человек. Вот, скажем, в нефтегазовой отрасли в основном автоматическое производство, на котором задействовано очень мало людей, а в строительстве главное – человек и инструмент, с которым он работает. От того, как он выполнит свою работу, как он будет оснащен, будут зависеть качество и надежность будущего сооружения. Жаль, что сегодня не все понимают эту разницу! Добиваться престижности профессии можно несколькими компонентами, главный из которых – это оснащение рабочего на площадке. Он должен получать удовольствие от своей работы и от результатов своего труда, в том числе и от достойного вознаграждения за свой труд… 

ПОМОЩЬ ВСЕМ МИРОМ 

ВО ВРЕМЕНА МОЕЙ МОЛОДОСТИ СИЛЬНА БЫЛА СОЛИДАРНОСТЬ. Простой пример: когда случилось сильнейшее землетрясение в Спитаке, его последствия ликвидировали за год. Помню, позвонил начальник Главка: «Поедешь в Спитак?» Сказал, что головным будет Воронежский трест, а мы будем ему помогать. И вот уже через неделю после землетрясения в Армению ушел эшелон с электромонтажниками. Повезли механизмы, сковородки, кухни... Сразу же по приезде поставили городок и принялись за дело. Думаю, что такому несчастью, которое произошло недавно в Иркутской области, в советское время помогали бы всем миром и туда бы тут же уехали строители из нескольких областей и уже поставили бы дома! А до сих пор там люди остаются без жилья... Как можно понять такие вещи?.. 

ИЛИ ВОТ РАЗРАБОТКА СЕВЕРНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ, БУДУЩЕГО ЛУКОЙЛА – КОГАЛЫМА, УРАЯ И ЛАНГЕПАСА... Меня вызвал секретарь Обкома Геннадий Быстров и сообщил: «Обкомом партии принято решение поручить вам работы по вопросу электроснабжения месторождения в Лангепасе. Надо срочно ехать в Сибирь и провести электроснабжение». Пять бригад улетели и за шесть месяцев сделали работу, которая обеспечила электроэнергией новые месторождения. Вот это, я считаю, решение проблем! 

НАПУТСТВИЕ МОЛОДЫМ 


Я И СЕЙЧАС УБЕЖДЕН В ТОМ, ЧТО МОЛОДЕЖИ НУЖНО ИДТИ НА СТРОЙКУ. Счастлив, что мое дело продолжают мои сыновья и внук. 

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАК НИКОГДА НУЖНЫ ТОЛКОВЫЕ ЛЮДИ, которые сумеют найти новые способы повышения качества работы, роста производительности труда. Мы ждем грамотных молодых людей, которые с новыми силами смогут организовать этот процесс. Уверен: такие люди обязательно придут.

Теги: 100 лет тасср, Минниханов, юбилей, муниципальные образования строительство

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев