Новости/Эксклюзив
Видео
  • АТАКАЗ: "Кайфуйте от жизни, господа!"

Национальный колорит – для татар?

Союз художников Татарстана ведет большую работу по популяризации татарской культуры, истории, традиций татарского народа. Практически каждый автор, являющийся членом Союза, обязательно обращается к этой трогательной теме в своем творчестве. По мнению председателя СХ Альберта Шиабиева, популяризация татарской культуры сегодня - это и зов души, и назревшая необходимость: будущие поколения не должны стать Иванами, не помнящими родства.

«Зов крови»

Николай Боровской - первый вице-президент, председатель московского отделения Союза художников России, народный художник РФ, член Президиума Академии художеств России, побывав в декабре прошлого года в Москве на выставке татарстанских художников, заметил: «Открываю эту выставку и сразу вижу, что экспозиция приехала из Татарстана. Эти картины сразу «выдают» казанскую художественную школу, сюжеты полотен отражают жизнь республики, ее древнюю культуру и историю и, главное, любовь художника к своей земле».

Альберт Шиабиев согласен со своим коллегой: татарстанских мастеров отличает от собратьев по цеху из других регионов какое-то особе пристрастие к республике, ее жителям, многослойной культуре. В конце концов, к ее просторам, на которых на протяжении более тысячи лет закручивалась такая лихая история татар, которая до сих пор является источником подлинного вдохновения мастеров живописи.

Николай Боровской считает, что сегодня национальные мотивы в современной региональной живописи стали отчего-то не популярны. В то время как Татарстан остается неким островком, где практически каждый художник (независимо от национальности) искренне проникнут «духом предков, по-настоящему любит историю родной земли, знает и уважает ее традиции».

Пожалуй, самое ценное в таком пристрастии к родной культуре – «зов крови». Национальный колорит. Та самая «вишенка на торте», которая обязательно присутствует в творчестве татарстанских художников.

«Безусловно, без настоящей любви к своему – народу, языку, культуре - ничего не получится. Будешь ты рисовать, положим, в Монголии. И ничего у тебя не выйдет, если ты не пропитан духом этой страны, если не знаешь, а главное, не чувствуешь народ со всеми его победами и промахами, с достижениями и проблемами. Если так и не поймешь по-настоящему его историю. Безусловно, то, что создают наши художники, идет от самых корней. Пусть это будет называться зов крови. Если художник, не важно какой национальности, живет в Татарстане, он просто не сможет уйти от этой темы -  все настолько пропитаны нашей богатой историей и культурой», - уверен Альберт Шиабиев.

Впрочем, в Татарстане это направление – татарские мотивы в живописи – не оставляют в покое принципиально. Причина – смотри выше: будущие поколения не должны стать Иванами, не помнящими родства.

Татарский Аркаим

В один из самых примечательных городов Татарстана – Билярск – художники любят приезжать, пожалуй, более всего. Это историческое место Союз художников РТ облюбовал для своих многочисленных пленэров, которые собирают мастеров со всей России.

И, конечно, в знаменитом месте силы гостям рассказывают легенды, которые вот уже на протяжении нескольких веков бережно хранят татарстанцы.

Самая любимая в народе легенда - о Двенадцати девушках.

В приснопамятные времена, неподалёку от нынешней Девичьей горы, располагался город Марджан, в котором жил некий Тырышмал Хужа. Было у горожанина двенадцать дочерей. Они славились своей красотой, и огромное количество потенциальных женихов добивались красавиц. Но все были отвергнуты – девушки ждали того самого, единственного.

И вот озлобленные женихи не просто решили отомстить надменным красавицам – собрались они в большое войско и  направились к дому Тырышмал Хужа. 

Сам город сожгли дотла, а старика и его дочерей увезли на то место, где сейчас стоит гора Хужалар-тавы. У горы они заставили пленниц платками носить землю и ссыпать в одну кучу. «Когда гора достигла своей нынешней высоты, женихи объявили, что собираются на её вершине закопать несчастных двенадцать дев и их отца. В тот же миг превратились сёстры в яркие звёзды и вознеслись на небо, а Тырышмал, прыгнув с крутого склона горы, стал родником. Ключ этот в наши дни зовут Святым, а воду в нём считают целебной.», - говорится в одном из путеводителей по Билярску.

Эту и другие легенды татарстанские художники рассказывают своим коллегам, привезя их в местный Аркаим – Билярск. Именно так называет этот город и заместитель председателя Союза художников РТ, народный художник Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств РТ Мударис Мингазов. В татарстанском Союзе художников он отвечает за организацию и проведение различных пленэров, пользующихся большой популярностью у российских художников. Популярность эта объясняется, помимо прочего, еще и тем, что принимающая сторона с такой любовью, с такими подробностями рассказывает историю родной земли, что гости в том же Билярске начинают слышать историю.

«В один из наших пленэров в Билярске, который многие из нас считают мощным местом силы, наши друзья вдруг услышали саму историю. Билярск ведь это наш, татарстанский, Аркаим. Здесь любой начинает проникаться его великой и печальной историей столицы Волжской Булгарии.  И вот как-то наши гости сказали, что здесь даже воздух пропитан духом предков, а по ночам как будто слышится отдаленный топот и ржание лошадей. Конечно, мы рассказывали им знаменитые легенды, которые просто душу выворачивают. И впечатления от них просятся на холст. Мы своих гостей  всегда возим по святым местам Татарстана. Были неоднократно в Болгаре, Чистополе, где, кстати, сохранились могилы 14 века, и они находятся в отличном состоянии – за ними очень ухаживают. Но особой любовью художников пользуется именно Билярск. У этого места просто непередаваемая аура, на грани с мистикой», - рассказал Мударис Мухетдинович.

Мингазов, естественно, из тех художников, кто свое творчество не мыслит без татарского колорита.

Он вообще уверен, что пристрастие к татарским мотивам объясняется воспитанием. «Мы так воспитаны -  в уважении к своему народу, к своим предкам, к отцу - матери. И, значит, к своим традициям! Мы с малых лет живем так живем. И, безусловно, формируясь под влиянием самобытной культуры, особого мировоззрения, человек впитывает все это с детства, живет в этой особой атмосфере и, конечно, отражает свой внутренний мир в творчестве. Это очень естественный процесс», - считает Мударис Мухетдинович.

Он пишет не только легенды Билярска. В его творческом багаже портреты, интерьеры деревенских домов, перенесенные на полотно житейские истории. И всегда в картинах – элементы татарской культуры, быта. Вроде, мелочь - в виде полотенца, «Платочек матери», деревенская самодельная посуда-утварь, наличники… Но все эти мелкие детали непременно рассказывают о татарской семье.

Еще одно увлечение Мудариса Мингазова – татарский орнамент. Целые выставки были посвящены этому, отдельно стоящему, виду изобразительного искусства. 

В пресс-релизе к одной из выставок Мингазова отмечено: «работы художника являются своего рода обращением к татарскому народу о необходимости сохранения национального мироощущения и духовности. Автор использует орнамент как ключ к пониманию национальных архетипов». Так и есть. Для Мингазова такие понятия, как корни народа, национальный код, сохранения традиций, дань уважения своему народу – не просто красивые слова, а суть его большого творческого пути. Он чтит, хранит и популяризирует все это так, как может – через живопись.
Татарский орнамент – это не просто красиво оформленные символы, лютики-цветочки. Это образ целого тюркского мира, это целая система мусульманской традиции. И это – страсть Мингазова. В его орнаментах наиболее часто встречается образ Древа, который у многих народов является символом Родины, своего рода, тех самых корней, отрываться от которых нельзя.

А искусствоведы в картинах Мудариса Мингазова увидели и еще один значимый аспект – татарский орнамент из декоративного элемента становится смысловым сюжетом картины.

Реклама

А самая любимая работа Мудариса Мингазова – «Мама в белом платке». И объяснять причины такого пристрастия в данном случае нет смысла.

Первый в Татарстане

Самый известный в Татарстане и России каллиграф, возродивший традиции искусства создания шамаилей – художник, лауреат Тукаевской премии Накип Наккаш (Исмагилов). Он - первый, кто в республике начал возрождать древнюю традицию каллиграфии.

Сегодня Мастер не только создает картины, выполненные в древних традициях арабской графики, которой татары пользовались до 1928 года. Он создает семейный герб – тугру для известных, состоявшихся татарстанцев, для молодоженов в качестве подарка, для всех, кто искренне заинтересован в сохранении традиций. Семейных в том числе. Он создал цикл каллиграфических работ по произведениям Габдуллы Тукая, за что и был удостоен в 2016 году Государственной премии РТ. Он сделал эскизы к оформлению мозаикой мечетей в Нижнекамске, Казани, Лениногорске и татарских деревнях.

Нажип Наккаш – живая легенда в татарском сложном и тонком искусстве каллиграфии. Для него каллиграфия – не занятие для души. Это – страсть, которой он отдается со студенческих времен. 

Именно тогда юный Накип увлекся арабским миром со всеми его тайнами и глубинами. Увлекся до такой степени, что в университете, где обучался профессии филолога, в качестве иностранного языка выбрал именно арабский. Что и определило жизнь будущего каллиграфа.

«После горбачевской перестройки у нас появилась возможность вернуться к исламу и татарской древней культуре. И с тех пор я пропагандирую Коран, хадисы о морали, а вдохновляет меня на работу поэзия. Татарские поэты-суфии, но в первую очередь Тукай. У него в произведениях я обнаружил пересказанные в рифме хадисы, которые теперь переношу в своей каллиграфии. Я хочу все это показать народу, так как многие, к сожалению, до сих пор не знают ни творчество Тукая, ни сами хадисы», - так видит свою миссию Мастер Нажип Наккаш.
Кстати, техника каллиграфии и шамаилей Наккаша тоже эксклюзивна. Художник создает свои работы на обратной стороне стекла, что делает из визуально объемными и «говорящими». 

Эту технику Мастер также возродил из древности. В далекие времена шамаили таким образом – письмо на обратной стороне стекла - создавали только турки, позаимствовав технику у итальянцев, придумавших и внедривших в жизнь знаменитые витражи. 

Сегодня Нажип Наккаш работает над большим циклом, рассказывающем о выдающихся татарских деятелях, о тех, кто создавал славную историю древнего Татарстана.

Без коня и жизнь не та!

Так может сказать о своем творчестве – да, пожалуй, и о своей жизни – еще один известный художник из Татарстана.

Финат Набиуллин, чьи работы неразрывно связаны с татарской культурой и чисто татарской тематикой, «в творчество пришел с темой лошади». Так говорит сам художник. Он является не просто страстным поклонником этого гордого животного – он пропагандирует особую породу лошадей, которую официально признали только в 2018 году. Она так и называется – «Татарская порода».

«Все мои предки держали лошадей, я вырос в седле. Это животное всегда вдохновляло творческих людей своей особой красотой и грацией. Я не просто люблю лошадей - они занимают особое место в моем творчестве. И своей известностью я тоже обязан лошади – она привела меня в Париж», - рассказывает Финат Ядгарович.

Случилось это в 2003 году. Сначала мастер участвовал в выставке, которая открылась в Москве и на которой были представлены художники из Татарстана. В этой экспозиции работы Набиуллины заметили и пригласили стать участником важного культурного мероприятия - Дней России во Франции. И вот там-то, в Париже, пропитанном духом вольнолюбивых гениев, лошади Набиуллина нашли своих почитателей: картины с татарской лошадью пользовались большой популярностью у посетителей французской экспозиции и по ее окончанию ушли на ПМЖ в дома французов.

Вообще Финат Ядгарович уверен: лошади – бренд татар, который нужно усиленно пропагандировать. 

Впрочем, одними лошадями творчество Фината Набиуллина не ограничивается. Он так же, как и его коллеги, увлечен древними татарскими легендами и татарским орнаментом, он так же, как они, пишет Билярск, он создает картины по мотивам татарского фольклора, пишет на заказ пейзажи и татарские деревни…

Есть у Набиуллина история и о том, как однажды впечатленный его работами голландец купил сразу пять картин художника. Пять! Чего никогда не позволяют себе земляки Фината Ядгаровича. Он согласен с мнением Нажипа Наккаша, печально заметившего: «У татар низкая культура приобретения картин. Да и на выставки они ходят мало и редко». 

Потому и уезжают оригинальные полотна, созданные татарами для татар, за рубеж...Ну, тоже неплохо: картины просвещают Европу о татарских традициях, культуре, быте.

Сейчас Финат Ядгарович увлечен историей. Именно эта тема является сегодня ведущей в его работах. «Мне сейчас очень интересна история нашего народа. К 100-летию ТАССР уже сделал несколько работ – цикл называется «Наша республика» - в которых присутствуют чисто татарские орнаменты. И останавливаться пока не собираюсь», - утверждает художник. 

«Через ремесло – к творчеству»

Наверное, этими словами художник, преподаватель Казанского техникума народных промыслов Ильнур Бакиров может определить свое жизненное кредо.

В одной своей ипостаси он – учитель. Своих подопечных Бакиров учит не просто профессиональным навыкам. Осваивая ремесло, его ученики осваивают историю. И учатся любить родину, как бы пафосно это не звучало. «Своим ученикам я стараюсь привить любовь к родным корням, земле, традициям. Я учу их видеть главное в каждом символе татарской культуры. Вот, например, знаменитый татарский орнамент – тюльпан. Студенты мне как-то сказали: это просто символ, просто цветок. А я им рассказал, что наш орнамент – это символ теплого дома, очага в степи. Его листья символизируют сполохи огня, который согревал кочевников ночами в промозглой степи. И вот так дети учатся видеть настоящий смысл в каждом символе, в каждом орнаменте татарской культуры. Ведь у всего есть подлинные истоки. Но о них нужно знать. Безусловно, чтобы мы не потеряли своих традиций, мы должны подрастающее поколение воспитывать соответствующе. Главное в жизни – интерес к самой жизни. И своих предков в том числе. Ведь можно его отбить: равнодушием, беспамятством, сиюминутностью. А можно его вызвать. Именно в этом залог успешного воспитания. Именно в этом – в просветительстве – я и вижу свою главную задачу в качестве преподавателя», - подчеркивает Ильнур Бакиров.

«Мне нравится учить людей разбираться в искусстве. Хочется делиться опытом, приобщать к культуре. Ведь все приходят в искусство с разными установками, будь то досуг, саморазвитие или тяга к прекрасному. Люди должны понимать, что путь к познанию лежит через ремесло, чтобы создать произведение искусства нужно много трудиться. Если после моих занятий человек пойдет в музей — это уже большое достижение. Но в целом, я учу видеть искусство повсюду вокруг себя», - цитирует художника сайт «Международная школа профессий».

Бакиров старается принимать участие во всех пленэрах, которые организует СХ РТ. Потому что именно там, в сообществе единомышленников, посещая в чем-то сакральные места Ильнур Мансурович черпает творческие силы.

А главная его страсть – все тот же Билярск: «Это настоящее место силы, место притяжения, здесь реально сбываются мечты. Наши предки знали, где селиться. Здесь всегда приходит вдохновение: хочется передать свои чувства, хочется это чудо сохранить и передать потомкам».
Его вообще на данном этапе жизни и творчества очень волнует историческая тема. Болгар с его великой историей – отдельный разговор. Казалось бы, все изучено, написано, нарисовано, рассказано-пересказано. Но Бакиров, как и любой вдохновленный творец, каждый раз здесь, на древней земле, делает новые для себя открытия – в нюансах, тех же символах, в знакомой легенде. 
А потом, пережив и переосмыслив, переносит все это на полотно. Для себя? Или для нас?

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Налоги за несовершеннолетних детей платят родители
  • Подписка
  • "Серая зарплата и ее последствия" - 1
  • "Хатлар йорты " - 1
  • Онлайн-магазин
  • «Онлайн подписка 2021»
  • "Большая перемена" - 2
  • Бизнес
  • ЗОЖ: путь к диетической империи
  • АТАКАЗ: "Кайфуйте от жизни, господа!"