Слово о Буинском театре
Провинциальный театр в Татарстане исчезает, но не потому, что он перемещается в Москву или Санкт-Петербург. Идея в том, что культурным центром становятся не столичные города, а вся Россия.
Провинциальный театр в Татарстане исчезает, но не потому, что он перемещается в Москву или Санкт-Петербург. Идея в том, что культурным центром становятся не столичные города, а вся Россия. Как считают эксперты журнала «Театр», децентрализация, в сущности, есть развитие идеи народного общедоступного театра. Отсчет ее можно вести с 1913 года, когда Жак Копо во Франции открыл «Театр старой голубятни», чтобы ставить новые пьесы. Соратник Копо Шарль Дюллен создает в 1921-м свою труппу «Ателье», экспериментируя с низовыми жанрами, близкими к балагану. В 1931 году Луи Дюкре создал «Труппу серого занавеса» в Марселе и уже тогда в тексте первой программки использовал слово «децентрализация». При этом первый ее этап был отнюдь не безоблачным – режиссеры, которых направляли в провинцию, приживались там с трудом.
Децентрализация стала одним из приоритетов Года культуры в Москве, обозначенным Московским институтом социально-культурных программ в 2014 году. Международная практика показывает, что децентрализация направлена на качественное преображение городской среды в целом. При этом основная роль отводится учреждениям культуры, основным участникам долгосрочной стратегии городского развития. Одной из ключевых стратегий регионального развития последних десятилетий стало формирование бренда региона – в первую очередь за счет проведения культурных мероприятий, привлечения частных инвестиций и туристов. Такими брендами в Татарстане давно стали Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля, Татарский государственный академический театр имени Г. Камала, Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», а также Казанский международный фестиваль мусульманского кино и «Аксенов-фест».
Политика децентрализации основана на идее культуры как источника благосостояния, преображения депрессивных территорий и создания благоприятной среды на периферии. В этом случае основная стратегия заключается в том, чтобы аккумулировать неиспользованный потенциал. В Татарстане сегодня успешно развивается театральная «инфраструктура» – здесь действует порядка пятнадцати государственных театров, половина которых рассредоточена в малых городах нашего региона. Один из таких активно заявляющих о себе городов – Буинск. В прошлом году здесь прошел первый всероссийский театральный фестиваль народов Поволжья и Урала, а в нынешнем году «Буа: пространство диалога» стал уже международной площадкой, что повлечет за собой неизбежные изменения инфраструктуры города и прилегающих к нему территорий.
О том, как происходит этот процесс, кто в эпицентре событий и каков интеллектуальный, творческий и туристический потенциал у этого региона России, мы постарались подробно рассказать в нашем номере.
Приятного вам знакомства!
Фото Марины Усольцевой
Теги: театр буинск
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев