Случайности не случайны, или как «Идель» в Питер привел
Несколько лет назад журнал «Идель» открыл миру будущую, казалось, поэтессу: дебютные стихи Алии Хаметовой понравились не только читателям, но и маститым профессионалам, которые были уверены, что через короткое время Татарстан прирастет еще одним самобытным и тонким поэтом. Но, похоже, республику будет прославлять художник, ведь ее первый карандаш был для рисунка, а не для стихов».
Герой номера журнала «Идель» в 2018 году. Живописец-педагог, график. Родилась в городе Зеленодольске. В 2022 г. окончила Санкт-Петербургское художественное училище им. Николая Рериха по специальности «Живопись», участник молодежного пленэра им. А.А.Пластова в селе Прислониха, Ульяновской области в 2021 г., стипендиат всероссийского пленэра им. Л.В.Туржанского 2020 года.
Три года назад «Идель» стал для Алии дебютной площадкой: на страницах журнала прошла творческая презентация начинающего поэта. Тогда казалось, что девушка нашла себя и в творчестве, и в жизни.
Сегодня для Алии Хаметовой на первом месте живопись: теперь она профессиональный художник, а уже потом – поэт. А еще в списке ее интересов значится музыка. Первое интервью Алии в нашем журнале вы можете почитать, перейдя по ссылке
- Алия, как изменилась твоя жизнь после публикации в журнале «Идель»?
- Это был важный этап в моей жизни. Буквально через месяц после выхода журнала я поехала поступать в Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К.Рериха и попала на поэтический фестиваль Стефании Даниловой. Тогда мы с поэтессой решили поговорить за чашечкой кофе в кафе на Невском, и, к моему удивлению, там лежала целая стопка журналов «Идель». Да еще с моей фотографией на обложке! Это был словно знак, что все случается не просто так: видимо, необходимо было непрестанно стараться и добиваться того, чего я всегда хотела, о чем говорила в интервью для журнала. В итоге я поступила в это престижное училище! Мои новые питерские знакомые находили то мое интервью на YouTube, и это вызывало у них интерес не только ко мне, но еще и к истории нашего народа.
- Так ты поэт или художник?
- Первый карандаш был, действительно, для рисунка, а не для стихов, но я не ограничиваю себя в творчестве. По мне, человек искусства должен творить, а не загонять себя в рамки. Я до сих пор пишу стихи, насколько позволяет время. Но это, скорее, для себя, а не для публикации.
Кроме того, художник должен быть образованной, всесторонне развитой личностью. Он должен быть любопытен. Его должно интересовать все, что происходит вокруг него. Красота мира – она разная. И, чтобы ее чувствовать, надо развиваться в разных направлениях.
- Ты сегодня читаешь татарскую литературу?
- Я очень люблю народные татарские сказки, они погружают меня в атмосферу старины, вдохновляют на изучение истории. Это не сухие страницы учебника – это народная песня из глубокого прошлого.
Также мне всегда очень нравилось творчество Мусы Джалиля. С ним меня впервые познакомила моя учительница татарского языка Лилия Ильгизовна в гимназии №10 Зеленодольска. Помнится, на каком-то школьном мероприятии я читала стихотворение «Дуб», оно и по сей день остается моим любимым.
Роман казанской писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» нашел в моем сердце отдельное место. Сейчас смотрю этот сериал. А в прошлом году на выставке дипломных работ в Академии художеств им.И.Е.Репина, к моему удивлению и восторгу, я увидела серию замечательных иллюстраций к этому роману.
- Твоей дипломной работой после окончания училища в Питере стал портрет ханибике Сююмбике. Что ты этим сообщила миру?
- Я хотела показать свою любовь к татарской культуре и отдать свою дань исторической памяти моего народа. К сожалению, в современном мире люди забывают свою культуру и традиции.
А меня всегда интересовала история родного края, всегда воодушевляла мысль, что я могу написать композицию в историческом жанре и рассказать на языке живописи о достоянии нашего общего прошлого. На своем пути я встречала людей, незнакомых с историей Татарстана, и я считаю необходимым прославлять свою малую родину и рассказывать о прошлом своего народа тем, кто еще с ним не знаком. Мне хотелось рассказать о событиях давно минувших дней, рассказать правду, не теряя при этом доли сказочного вымысла. Чтобы зритель, взглянувший на работу, понял, что вот эта женщина с ребенком на руках защищает не только своего малыша, но и весь свой народ. В ее глазах – самоотверженность и сила. Она олицетворяет собой два противоположных начала – хрупкость и силу. В этой работе раскрывается тема материнства, которая символизирует связи с источниками жизни, с родной землей, а также тема жертвенности и сострадания. Способность к сопереживанию, к восприятию чужой боли – корневое, «библейское» чувство, которое проявляется у разных народов. Жертвенность и трагичность, открывающие возможность для духовного очищения, катарсиса восходят к архаичным временам и находят свое проявление и в современных полотнах, где эстетическое понятие красоты соединяется с этическим, нравственным.
- Почему именно Сююмбике стала для тебя символом татарской культуры?
- Глубокое чувство любви к своей родине и привело, я думаю, к созданию этого полотна, где сюжет повествует о древней трагедии татарского народа, о судьбе прекрасной княжны Сююмбике. В этом сюжете есть особое поэтическое начало, затрагивающее национальное самосознание, вызывающее трепет и сопереживание.
С детства я слышала немало легенд про прекрасную княжну и башню Сююмбике. Эта женщина как будто была олицетворением силы и красоты. Но в то время я воспринимала все это как сказку. Мне хотелось изучить личность Сююмбике, написать ее образ таким, каким я его вижу сейчас и каким он мне представлялся с детства.
Ногайская принцесса, мать наследника казанского престола, супруга крымского хана, женщина, политический деятель – в этих ипостасях она вошла в историю, став символом огромной эпохи. В исторической памяти татарского и ногайского народов образ Сююмбике связан с её ролью как смелой, волевой женщины, государственного деятеля, матери, оплакивающей своих сына и супруга, женщины, ставшей во главе Казанского ханства в минуту большой опасности, сделавшей немало для сохранения национальной независимости татарского народа.
- Алексей Карнаухов и Василий Худяков весьма успешно изображали знаменитую ханшу. Не страшно было вставать в ряд с такими именитыми художниками?
- В истории искусства было немало таких сюжетов. Боялся ли Рембрандт писать картину «Снятие с креста», если до него картины на подобную тему уже писали такие мастера, как Питер Пауль Рубенс, Паоло Веронезе или Рафаэль Санти? Может, и боялся, но все же написал. Главное не титулы и звания, а душа и мастерство. На полотне я выражаю свои переживания и чувства. Мне может не хватать навыка (но над этим я усердно работаю), но я способна на эмоции такой же силы, как и у именитых художников. Не важно, сколько картин существуют на подобную тематику – они все разные. Но, подобно людям, у каждой свой уникальный стиль, экспрессия, индивидуальный почерк автора. Поэтому, как говорится, «волков бояться – в лес не ходить».
- Каких знаний и усилий требует написание картин в историческом жанре?
- Приходится искать много исторического материала, рассматривать вопрос детально, ведь речь идет о ХV веке. Именно поэтому я взяла сопроводительные письма от руководства училища и поехала искать ответы на интересующие меня вопросы в музеи Казани и Свияжска. Кроме того, я прочитала всю литературу по данной теме, которая хоть как-то соответствовала идее моей дипломной работы. Отдельная благодарность нашей замечательной училищной библиотеке! Я изучала альбом «Сокровища Золотой Орды», «Пьесы русских драматургов про Ивана Грозного», «Сказание о Казани и дочери хана» Рамиля Вазиева, «Записки» о путешествии на Волгу.
Передо мной стояла много вопросов, которые требовали глубокого изучения истории. Один из таких, например, это вопрос о лошадином хомуте – нужно было точно знать, когда он появился впервые в обиходе, чтобы понимать, будет ли он уместен в картине. Поэтому при работе над картиной – вернее, в период подготовки к ней – пришлось изучить историю упряжи лошади. Важно было не пропустить ни одной мелочи – костюмы, орнаменты, оружие, архитектуру, потому что все должно быть достоверно, не должно быть фальши или ненужных придумок.
И все же в картине есть доля сказочности и есть условности. Это, к примеру, костюмы русских воинов, которые в то время выглядели по-другому, не как на картине у меня, но для большей выразительности я выбрала именно этот вариант. Взялся за историческую картину – будь ответствен за то, что изображаешь.
На разработку идеи с момента начала до конечного результата мне пришлось потратить больше полугода: задумка, поиски материалов и вариантов тональных и цветовых эскизов, образа Ханши, а также написание многочисленных этюдов, натюрморта, картона к картине, цветового выхода. Я «вышла» на холст в начале мая, а в конце июня уже была назначена защита диплома. Надо сказать, что подрамник, холст и раму готовила собственноручно: хотелось, чтобы работа целиком и полностью была создана только своими руками.В моих планах – реализовать серию исторических полотен с сюжетами из прошлого Татарстана.
- Попробуй выразить словами то, что ты получаешь в процессе творчества? Меняешься ли ты при этом?
- Я чувствую себя целостным человеком, будто погружаюсь в какой-то свой мир, где есть только я и бесчисленное множество моих чувств, мыслей и идей. Это как медитация. Я довольно эмоциональный человек, и это хорошо, что я могу выражать свои эмоции на холсте.
- Как настраиваешь себя на творчество?
- Я страстно люблю свою профессию, а если любишь, то и труд не в тягость. Самое важное для меня – поддержка родных и близких, это помогает мне справляться с возникающими трудностями. Кроме того, я стараюсь регулярно посещать театры и музеи, где вдохновляюсь и успокаиваюсь, очень люблю Эрмитаж и Русский музей.
Отвечу словами Поля Сезанна: «Художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом, которые должны взаимно помогать друг другу, нужно содействовать их обоюдному развитию, упражняя глаз путём наблюдения природы, интеллект путём логики ощущений, создающей выразительные средства».
- Где ищешь идеи для вдохновения?
- Меня вдохновляет сама природа, ведь мир так прекрасен! Я люблю живописные пейзажи, те места, где есть искусство – театры, музеи, галереи, концертные залы. А у себя дома я создала уголок, вдохновляющий меня на творчество. Туда входят книги любимых художников, поэтов и прозаиков. Мне нравится общаться с интересными людьми, каждый уникален по-своему, это меня и вдохновляет.
- Так ли уж необходимо профессиональное образование талантливому от природы человеку?
- Я считаю, что профессиональный художник должен очень хорошо разбираться в своем деле, досконально все изучить, а для этого, как правило, нужны хорошие наставники, и, хорошо бы, чтобы был коллектив, в котором будет здоровая конкуренция, а значит, и творческий рост. Художник, помимо навыков рисования, должен хорошо знать историю искусств, иметь насмотренность, копировать хорошие образцы, разбираться в теории композиции, живописи и рисунка и понимать, с помощью каких инструментов можно лучше выразить свою задумку.
Но образование может и негативно сказаться на художнике, ведь немало примеров того, как художники повторяли стиль наставника и просто теряли свою индивидуальность, загоняя себя в рамки образовательных стандартов.
- Художник может быть полностью независимым или все же он «прогибается под изменчивый мир»?
- Так или иначе, художник прогибается под изменчивый мир. Главное –
не терять себя и, несмотря ни на что, писать то, что ты хочешь. Я не против заказных работ, но в меру. История знает много достойных картин, написанных под заказ, и хороших художников, которые независимо от того, что писали заказные работы, не теряли своей индивидуальности. Как по мне, хорошая картина, написанная с любовью, все равно найдет свою аудиторию.
- Питер – город особенный. Чем он стал для тебя?
- Это место моих стремлений и мечтаний, город художников и творческих личностей, он открывает мне большие возможности, которые я с упоением и желанием реализую. Я очень рада, что период становления меня как художника происходит именно в Северной столице. Здесь я живу уже пять лет, и с каждым годом этот город открывается по-новому.
- А что сегодня для тебя Татарстан?
- Это моя родина, мое место силы. В Петербурге мне очень часто говорят, что у меня на лбу написано, что я из Татарстана. Это совершенно другой мир, отличный от Питера. Но мои друзья и знакомые, побывавшие у меня в гостях в Татарстане, очень полюбили красоту и культуру республики, и каждый раз я слышу подобные слова: «Зачем тебе Петербург, если ты родилась в таком чудесном месте? Живи там и наслаждайся комфортной жизнью». Я возвращаюсь в Татарстан каждый раз по зову сердца, там много близких мне людей, это родное, сакральное место. Не хочу загадывать: я не знаю, где буду жить в дальнейшем. Наверное, там, где душа пожелает.
Блиц:
- Что тебя нравится в людях?
- Индивидуальность, каждый может тебе дать что-то свое. Даже в самом негативном персонаже можно разглядеть что-то хорошее.
- Что тебя радует в жизни?
- Все хорошее, что происходит вокруг. Я просто хочу побольше справедливости, доброты и красоты – это мой рай.
- Что тебя вгоняет в депрессию?
- У меня сильно развита эмпатия, и я принимаю все близко к сердцу, даже то, что меня не касается.
-Над какой картиной работаешь сейчас?
- Я собираюсь написать авторскую копию работы о Сююмбике и, возможно, поучаствовать с ней в каких-нибудь интересных выставках и проектах.
- Где ищешь идеи для вдохновения?
- Я люблю живописные пейзажи и театры, музеи, галереи, концертные залы. А у себя дома я создала уголок, вдохновляющий меня на творчество – туда входят книги любимых художников, поэтов и прозаиков. Мне нравится общаться с интересными людьми, каждый уникален по-своему, это меня и вдохновляет.
- В каких жанрах живописи ты пишешь?
- Я работаю в различных жанрах, стараюсь себя не ограничивать, мне интересно попробовать все.
Теги: литература, творчество, журнал "Идель", проза, поэзия, жизнь
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев