Кино и татары. Как из народной забавы перерасти в государственный приоритет?
Из чего сегодня состоит кинопроцесс в нашем регионе? Где искать деньги и как подбирать команду? Каков зрительский и прокатный потенциал у фильма? Почему национальное кинопроизводство в Татарстане должно быть на государственном обеспечении?
Из чего сегодня состоит кинопроцесс в нашем регионе? Где искать деньги и как подбирать команду? Каков зрительский и прокатный потенциал у фильма? Почему национальное кинопроизводство в Татарстане должно быть на государственном обеспечении?
Народная забава «Снять первый татарский фильм» появилась в Казани в начале нулевых.Все попытки делать свое национальное кино неизменно сопровождались в прессе словами «первый татарский» – полнометражный, короткометражный, мультипликационный и т.д. Это был тренд в нашей культуре 90-х, народ был на подъеме возрождения национального самосознания и с воодушевлением втискивался в маленькие кинозалы, чтобы посмотреть «Искушение» – короткий метр Ильдара Матурова, «Тан Батыр» – мультфильм Гарри Сайфутдинова, «Зулейху» – полный метр РмиляТухватуллина, «Куктау» – полный метр Ильдара Ягафарова и т. д.Татарский зритель – благодарный, он прощает несовершенства авторам продукта, лишь бы кино было о своем. Любое произведение на татарском языке считается ценным и находится вне поля профессиональной критики. Прошло уже почти двадцать лет, а критика публичных высказываний в искусстве не вышла за пределы шкалы «татарча – татарча тугел» («по-татарски – не по-татарски»). Профессионалы от кино и литературы тихо шепчутся в кулуарах, чтобы не прослыть злобными троллями, выступающими против татарской культуры.
Первым в этом деле действительно можно поставить памятник – обивая пороги госструктур, меценатско-бандитских офисов в добывании финансирования под свое игровое кино, собирая крупицы специалистов по киноаппаратуре, а также добывая «по дружбе» остатки оборудования с казанской студии кинохроники, можно было потерять не один год жизни. Кино тогда можно было снимать только на пленку, кинотеатры региональное кино к показу не принимали, кинофестивали видеоформат даже не рассматривали, да и понятие PR тогда было известно только самым продвинутым студентам журфака. Это я про конец 90-х и начало нулевых.
Переломным для татарстанцев стал 2005-й год, когда в Казани состоялся первый Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». Спасибо его отцу-основателю – чеченцу Зауди Мамиргову за придумку, Совету муфтиев России – за поддержку проекта, Зиле Валеевой, возглавлявшей минкультуры РТ – за проведение, развитие и продвижение. Через несколько лет фестиваль, задуманный как кочующий, «прописался» в Казани. Но главное – проект вдохнул жизнь в собственное кинопроизводство и вдохновил местных поклонников кино и специалистов снимать, а чиновников и меценатов – поддерживать свое кино. Тогда же награды удостоился фильм Ильдара Ягафарова "Куктау".
При полном отсутствии инфраструктуры, централизованной и продуманной киноиндустрии на государственном обеспечении татарстанцы принялись снимать «на коленке» свои фильмы и создавать киноконтент настолько активно, что большие чиновники в регионе стали оглядываться на этот процесс и даже оказывать содействие – минкультом проводится конкурс сценариев с призовым фондом, молодежь «целевиками» отправляют во ВГИК. В КазГИКе, созданная поначалу «на куриных правах», кафедра «кино-видео-творчества» позже стала именоваться «кинофакультетом», а ее воспитанники все чаще удостаиваются признания на кинофестивалях.
По данным Министерства культуры РТ, опубликованным в открытых источниках, общие затраты на кинопроизводство составят по итогам года 36 млн рублей. По госзаказу в прошлом году на производство двенадцати картин потратили более десяти миллионов рублей. Министр культуры РТ Ирада Аюпова в своем выступлении сообщила, что согласно независимому рейтингу Союза кинематографистов РФ, Казань занимает 3 место в стране по киноактивности после Москвы и Санкт-Петербурга.
Громоздкие киносъемки остались позади, за последние двадцать лет технологии минимизировали энергетические и финансовые затраты режиссеров и продюсеров. Правда, у этой ситуации имеются и отрицательные стороны. Кино теперь снимают все, кому не сильно лень. Появился целый пласт фейковой продукции, которая побеждает на таких же фейковых фестивалях. Вводя в заблуждение неискушенного зрителя, местные СМИ продолжают аврально поддерживать «своих». Поэтому у татарского кино есть свои «звезды», свои «мажоры» и свои «молодые и подающие надежды».
«Лузеров» нет, ибо пока их можно рассматривать как пример удачных «кейсов»: кто преуспел в краудфандинге, кто – в анимации, кто – в спецэффектах. Но лидерство по качеству продукта пока держат те, кто начинал еще в нетехнологичную эру и изучал драматургию и режиссуру у практикующих столичных мастеров. И конкурентоспособное татарское кино на российском и зарубежном кинорынке, кажется, вот-вот появится.
«Концепция развития кинопроизводства в Республике Татарстан» – был такой многострадальный документ – так и осталась лежать в кулуарах минкульта(во всяком случае, в прессе о нем не было серьезных упоминаний). Впрочем, она реализуется в части проката, благодаря работе команды прежнего директора ГБУК РТ «Татаркино» Владимира Батракова, а также финансированию «Фонда кино», выделяющего по паре-тройке миллионов рублей на ремонт и оснащение сельских кинотеатров по всей России, в том числе и у нас. Поэтому за последние пять лет с площадками для кинопоказа в нашем регионе стало несколько веселее.Но кинопроизводство как индустрия и приоритетный национальный проект в сфере культуры в Татарстане по-прежнему отсутствует. Попробуем разобраться, почему.
Надо ли финансировать татарское кино?
На данный момент театр является наиболее развитым и передовым сегментом татарской культуры, в отличие от литературы, которая переживает стагнацию, и кино, которое уже родилось и начинает делать первые шаги, а «родителем» так и не «усыновлено».
Бюджет одного спектакля в театре Камала, по словам его директора Ильфира Якупова, составляет 1,5 – 4 млн рублей, в других крупных театрах затраты доходят и до 10 – 12 млн. Примерно пять премьер в год.
Зарплата сотрудников театров и содержание помещения со всеми техническими средствами – это тоже из госбюджета. Руководство театра не бегает по спонсорам и меценатам с протянутой рукой, чего не скажешь о кинематографистах.
Общеизвестно, что театр является планово-убыточным предприятием, которое не возвращает деньги в бюджет.В Татарстане около пятнадцати государственных театров, больше половины которых – татарские. Исторически татарский театр возник до революции на ниве русского театра, что позволило ему укрепить свои позиции в советское время, позволило выжить в девяностые и помогает развиваться сегодня. Поэтому порой «безбашенные» эксперименты национальных молодежных театральных лабораторий не могут нанести этой махине никакого урона. По крайней мере, пока. Татарский театр позволяет себе смелые высказывания, переосмысляет татарскую литературу и историю, воспитывает новых драматургов и режиссеров, растит свои кадры. Но даже он озаботился процессом воспитания собственного зрителя. Камаловский не один год проводит «Школу театрального зрителя», чтобы научить аудиторию думать и понимать сценические произведения. Ибо нынешний и будущий зритель не любит читать и не особенно интересуется театром. Подростки «зависают» на «видосах» в своих гаджетах – вот максимум реакции на искусство и культурное наследие.
И кинематограф как средство продвижения и сохранения национальной культуры становится все более актуальным видом искусства. И весьма востребованным татарами. В России нас около шести миллионов, в мире – около восьми, если верить открытым источникам в Сети. Театр – субстанция более громоздкая, чтобы показать спектакль на другой территории, надо потратиться на перевозку и размещение артистов, декораций и костюмов. Кино же до своего зрителя доберется со скоростью интернета в любую точку мира. Если заморочиться, можно организовать форматный кинопоказ и транспортировать в регион пленочные и цифровые копии, но и это в десятки раз дешевле гастролей одного спектакля. Ни у кого не вызывает сомнений, что кино – самый оптимальный способ демонстрации и интеграции национальной культуры, а также один из действенных консервантов для сохранности культурного достояния.И что самое главное – кино может консолидировать татар по всему миру эффективнее и качественнее Сабантуя.
Несмотря на множество фильмов, в татарском игровом кино еще имеются ниши, в которых можно стать «первым». Мы имеем экранизацию одного из классиков, множество мелодрам, комедий, коротких и полных метров. Свое «телемыло» татары тоже имеют в избытке – спасибо их продюсеру, бывшему заместителю генерального директора и главному продюсеру канала «ТНВ», а ныне – директору ГБУК РТ «Татаркино» Миляуше Айтугановой, и режиссеру-постановщику Нурание Замалеевой – выпускнице Казанского театрального училища и КГУ, редактору и ведущей телепрограмм. Гении от кино могут еще попробовать снять «первый татарский байопик», «первый татарский блокбастер», «первый татарский ужастик»… В общем, есть еще, где развернуться и получить свои лавры вместе с «помидорами».
Начать со сценария
На начальной стадии создания игрового фильма в Татарстане все универсально, как во всем мире. Мы не рассматриваем патологические случаи, когда команда собирается под идею и фильм снимается при полном отсутствии сценария. Нужна ИДЕЯ, которая сценаристом формулируется в заявку, а затем в синопсис и поэпизодный план, на основе которого пишется СЦЕНАРИЙ. А дальше создателям кинопроекта необходимо заняться продвижением. Какие возможности есть у нас в регионе?
Можно подать сценарий на Открытый республиканский конкурс киносценариев, где минкультом Татарстана предусмотрены денежные премии до 70 тысяч рублей за три призовых места. По итогам последнего конкурса даже была оказана поддержка – комиссия (пока кулуарно) рекомендовала сценарии в кинопроизводство.
Еще один способ заявить о себе – принять участие в питчинге кинопроектов, который в Казани ежегодно организуется Дирекцией «Время кино» в сотрудничестве с Министерством культуры РТ.
Если говорить о кадровом потенциале нашего региона, сценаристы с классическим вгиковским образованием, а также с базой профессиональных знаний по мастерству кинодраматурга различных современных форматов или с опытом работы в кино имеются. Самый известный из татарстанских авторов кино – это Денис Осокин, член Российской Академии кинематографических искусств «Ника», киноакадемии стран азиатско-тихоокеанского региона (TheAsiaPacificScreenAcademy). Сценарист фильмов «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». В фокусе его творческого внимания – обряды и традиции малых народов России. О татарах он тоже снимал в цикле фильмов «Солнцеворот» на канале «ТНВ». Для кино не один десяток лет пишет и сын классика татарской литературы драматург Мансур Гилязов, в его арсенале – пьесы для татарских театров и фильмы «Куктау», «Орлы» и «Бибинур» (гран-при КМФМК, приз ММФ «Лучезарный ангел», приз за лучший сценарий на Фестивале российского кино в Онфлере и др.).
Среди выпускников ВГИКа – ученики Одельши Агишева– писатель, сценарист и режиссер Эдгар Бартенев, казанцы Роман Перельштейн, Светлана Серова, ученики Леонида Нехорошева – Наргиз Нуреева, Антон Шутов. В регионе найдется еще десяток специалистов, которые с удовольствием писали бы сценарии для татарского кино. Но пока, к сожалению, и они, и нынешние «целевики», которых Минкультуры РТ отправляет во ВГИК ежегодно, также обречены на неприкаянность на родине.
Если говорить о контенте для татарского кино, в нашем литературном наследии имеется немало крепких произведений, которые могли бы лечь в основу игрового фильма и принесли бы его создателю большой зрительских успех. И составили бы золотой фонд татарской культуры.
Реализация сценария. Деньги и зритель
Когда сценарий написан, проект придуман и создан режиссерский сценарий, набирается команда, которая это снимет. Предполагается, что режиссер и сценарист уже имеют какой-то стартовый капиталл, который можно получить у спонсоров, через краудфандинг или у крупного инвестора, каковым порой выступает Фонд поддержки развития культуры при Президенте Республики Татарстан. И уже на стадии сценария, по мнению профессионалов, необходимо заниматься продвижением и популяризацией будущего фильма. Тем самым авторы обеспечат доверие инвесторов к проекту и получат интерес зрителей, готовых посмотреть его не только на бесплатном фестивальном показе, но и проголосовав за проект «рублем».
До 2010 года в татарском игровом полнометражном кино существовал лишь один способ финансирования. Автор проекта или продюсер, авторитетный или «свой» в кругах возможных инвесторов, договаривался и «выбивал» финансирование под проект. Под эту сумму нанималась киногруппа, «осваивались» деньги и выдавался продукт. Продвигался он с помощью Казанского кинофестиваля и по договоренности с отдельными кинотеатрами. Централизованной системы продвижения татарских фильмов на государственном уровне нет. Надеюсь, что пока.
В последние годы в Татарстане развивается альтернативная система поиска финансирования и продвижения проектов. Пока эти площадки и проекты только встают на ноги и продукцию такого рода сложно назвать конкурентоспособной, но, как считает руководитель Дирекции «Время кино», дорогу осилит идущий.
Режиссер, киногруппа – кадровый потенциал
Режиссеров в регионе в разы больше, чем сценаристов. Среди них есть выпускники и ВГИКа, и ВКСР, и курсов Александра Митты, и КазГИКа. Как бы ни было, режиссер – специальность более практико ориентированная и связанная со знанием технологий, чем сценарист. А технологии, как известно, развиваются стремительно, вместе с ними стремительно входит в кинопроизводство молодежь. Нынешней зимой в Иннополисе снят игровой короткий метр «Он, она и робот» выпускником КазГИК (набор Эдгара Бартенева) и курсов Митты Айдаром Габдрахмановым.
Достойный и качественно выполненный продукт, кстати. Правда, по татарской традиции, созданный на средства одного крупного инвестора – Мэрии Иннополиса. И по условиям инвестора, кино уже выложено в интернет и не выйдет в прокат. В 2016 году окончил режиссерский факультет Московской школы кино (курс А. Попогребского) Байбулат Батулла, который отметился несколькими успешными киноработами. Но вернется ли он «поднимать» татарский кинематограф на родину в нынешних условиях?
Каждая из киногрупп, существующих в Казани, набила руку на производстве рекламных роликов, клипов и представительских фильмов. Такие группы исчисляются десятками. Чтобы найти под свой проект точечного специалиста, например, художника или ассистента оператора, раньше нужно было обращаться в местный союз кинематографистов, где обитали профессиональные киношники («пленочники»). Сегодня все стало проще. Можно кинуть клич в соцсетях, а можно обратиться в дирекцию «Время кино», которая занимаясь продвижением местного «стихийного» негосударственного кинопроизводства, аккумулировала в себе все контакты.
Казань богата локациями, здесь можно найти интересные ландшафты для кино, недорогие помещения. Татарстан может стать привлекательным регионом для кинорибейтов. Десять регионов России стали пилотными территориями по созданию льготных условий длякино-ителепроизводства.Как сообщает Рамблер, в число пилотных регионов вошли Калининградская, Ульяновская, Самарская, Новгородская, Иркутская, Московская, Ростовская области, Республика Карелия, Краснодарский край игород Санкт-Петербург. Регионы будут возвращать часть затрат попрограмме рибейтов (возврат избюджета региона через специально созданные кинокомиссии части понесенных затрат производителя кино или телесериала за съемки насвоей территории). Размер процента иобщую сумму подрибейты правительство каждого субъекта РФустановит самостоятельно.
Технологии, как ни крути, сводятся лишь к качеству «картинки», а базовые параметры – драматургия и режиссура – остаются во все времена неизменным требованием к качеству фильма, в котором заинтересован зритель и за просмотр которого он готов заплатить.
Кинопоказ и прокат
Как мы уже отметили, со зрителем сегодня необходимо работать уже на стадии сценария и добывания финансирования под проект. И как мы уже знаем, татарский зритель очень ждет игровых полных метров на своем родном языке. Правильно звучащем. Кинотеатры в регионах Татарстана технически готовы показывать местное кино. По словам министра культуры РТ ИрадыАюповой (в публикации inkazan.ru), в Татарстане действует 141 точка кинопоказа, включая один государственный кинотеатр на три кинозала, семь муниципальных кинотеатров, двадцать два частных. Врайонных ДК имеется 28 кинозалов, а также 29 кинопередвижек. Фонд кино в 2015-2017 годы вложил 113 млн рублей в оснащение двадцати трех кинозалов современным оборудованием. Это – потенциальная площадка для показа татарского кино в Татарстане. Потенциальная, потому что она не принадлежит государству.
Как рассказала министр Ирада Аюпова, в 2017 году на развитие кинематографа в Татарстане направили 177,5 млн рублей. Валовый сбор от кинопоказов, которые посетили 160 тысяч человек, в прошлом году составил всего 25,8 млн рублей. С начала 2018 года вливания в отрасль составили 117 млн. В первом полугодии, по словам министра, состоялось 5,9 тысяч кинопоказов, которые посетили 119 тысяч зрителей. Сбор составил 5,6 миллионов рублей (по информации inkazan.ru).
Глядя на статистику голых цифр неизбежно следует вывод: татарский зритель, который обрушивает фестивальные кинозалы, где показывают татарское кино, не готов платить за просмотр этих фильмов. Но не будем торопиться с выводами. Потому что в сложившихся условиях даже эти показатели – большая победа местных производителей и менеджеров. Пока же государственная структура занимает пассивную позицию, оказывая финансовую поддержку кинопроектам по запросу. Такая система, несомненно, тоже созидательна. И при ней стихийное региональное кино может спокойно развиваться параллельно с татарским национальным.
Татарское кино – не путать с региональным
Если говорить о сохранении татарского языка и культуры, об интеграции ее в мировое культурное пространство, а также о консолидации представителей татарской культуры со всего мира, то здесь необходимы иные меры по отношению к киноотрасли.
Пора осознать, что татарский национальный кинематограф необходимо брать под опеку Правительства Республики Татарстан и дать ему статус приоритетного государственного культурного проекта.
Его необходимо финансировать из республиканского бюджета с привлечением крупных инвесторов на государственном уровне. Назрела необходимость создать юридическую структуру в области ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО, которая аккумулировала бы в себе кадровый, финансовый и технический резерв, имеющийся в регионе, и направила бы на создание золотого фонда татарского кино.
Концепция развития татарского национального должна быть разработана профессиональными менеджерами кино с учетом имеющегося мирового опыта в киноиндустрии и национальных особенностей Татарстана.
Тематический план по кинопроизводству должен быть предложен группой авторитетных татарских ученых, писателей, историков, общественных деятелей с учетом татарского литературного и культурного наследия.
Финансирование татарских кинопроектов (не путать с региональными!) должно распределяться под конкретные разработки на конкурсной основе и по решению экспертов, способных оценить художественный и технический потенциал киногруппы.
Контроль качества на каждом этапе производства. Прозрачность процесса, доступность любой информации по созданию проекта. Это повысит доверие зрителя и привлечет его в кинозалы.
Такая схема позволит привлекать специалистов из других регионов и совершенно не помешает параллельному развитию «интернациональных» региональных кинопроектов.
Если язык и культуру надо сохранять и спасать, то почему не воспользоваться таким могучим средством, как кино?
Теги: Татарстан кино культура татарское кино
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев